В конце августа вышел в свет первый выпуск альманаха "Мещёра-край", в подготовке которого наравне с историками и краеведами активное участие приняли мерянско-мещёрские активисты. Мы пообщались с активистом мерянского возрождения Мерянь Андю об альманахе, российском постколониализме и перспективах развития мерянского движения.
- Как у вашей инициативной группы возникла идея издания альманаха? Это первый книжный опыт вашей группы?
Идея издания альманаха возникла у московского историка и краеведа Сергея Михайлова. Собственно он и пригласил меня к сотрудничеству на этой ниве. У Сергея богатый опыт выпуска краеведческих изданий, в частности он в 2000-ых годах издал около десятка номеров альманаха "Гуслицы", посвященного одному из старообрядческих районов Мещеры.
Его новый проект — "Мещёра-край" преследует своей целью ввести интересующегося читателя в историю и культуру края. Материалы альманаха будут касаться вопросов истории и традиционной культуры этого интереснейшего финно-угорского края и жизни традиционных жителей края — мещеряков.
- Какие материалы вошли в альманах и в чём специфика взгляда, который вы транслируете читателям в сборнике?
В первый выпуск вошли материалы, посвященные духовной культуре древнейших жителей края мери и мещеры, культуре мещерских староверов, которые, как и в целом староверы центральной России, сохранили много дорусской архаики. (К слову, если отметить на карте традиционные старообрядческие области, то они совпадут с исконными землями поволжских финнов. Это тема для будущих исследований ). Несколько материалов посвящены татарам-мишарям, живущим в крае со времён средневековья. Есть гипотеза, что субстратом для их возникновения стала часть исторической мещеры, принявшей ислам после возникновения в 15 веке Касимовского ханства.
Специфика нашего взгляда такова: в основе русской мещерской и татарской мещерской культуры лежит мощный финский культурный пласт. Наша задача обозначить и проявить его.
- Можно ли фокус исследовательского внимания вашей группы назвать постколониальным?
Безусловно да. Мы живем в постимперской России и не смотря на новые имперские инициативы центра жители российских регионов все чаще задумываются о своей региональной идентичности, а значит, и о спящей под спудом этничности. Процесс этот я считаю естественным и здоровым. Ибо здоровая и живая общероссийская нация не может существовать без развитых региональных и этно-идентичностей. На этом поле наиболее интересный пример, на мой взгляд, представляют калининградцы из общества Twanksta, возродившие мертвый древнепрусский (балтский язык, родственный современным литовскому и латышскому) и языческую прусскую религию. Это тем более интересно, так как они этнические русские и беларусы. Сами наши Боги пробуждаются ото сна и говорят в нас.
- Какие дальнейшие планы вашей группы? Собираетесь ли вы продолжать свои гуманитарные инициативы?
Да, мы начали готовить к выпуску второй номер мещерского альманаха.
- Не рассматриваете ли вы возможность присоединения к межрегиональным финно-угорским общественно-политическим организациям вроде МАФУН?
Это нами еще не рассматривалось, но мысль безусловно интересная.
- Можно ли сегодняшнее состояние мерян рассматривать как "этнию Facebook'а" — т.е. условно, как группу, собранную вокруг некоторой медийной активности и медийного выстраивания мерянской идентичности?
Можно и так сказать. На сегодняшний день все интересующиеся и занимающиеся мерей группируются вокруг нашего портала Merjamaa. Мерянское культурно-историческое общество" Metsa Kunnta" объединяет молодых художников, журналистов, краеведов и историков из Москвы, Иваново, Нижнего Новгорода. И что любопытно, мы были не первые, кто вспомнил про свои мерянские корни. Еще 20 лет назад в Нерехте появился фольклорный коллектив "Меряне", там же в 2000-х годах местные краеведы издавали альманах "Мерянский Летописец". Сейчас с появлением нашего медиапроекта, и выхода в прокат фильма "Овсянки" интерес к мере только усилится.
- Какие текущие процессы и активности среди финно-угров вам кажутся интересными и перспективными?
Радует, что с появлением соцсети Uralistica возникло единое информационное пространство, в котором молодые финно-угорские интеллектуалы могут делиться новостями своих движений. Среди культурных инициатив мне как художнику очень близок финно-угорский этнофутуризм с его блестящими находками в живописи, музыке, моде и перформансе. Смело можно сказать, что нет ничего более авангардного и вместе с тем корневого, аутентичного в России. Настоящим открытием для меня явилось арт-движение "Камва" в формально русской Перми, открывающее зрителю финно-угорскую Атлантиду — древнюю Пермь.
В заключение скажу, что в условиях современного глобального мира финно-уграм очень важно поддерживать тесные связи. Подобные же процессы наблюдаются сейчас и у наших древних соседей-балтов. Беларусы, литовцы, латыши и представители балтских субэтносов среди русских все чаще говорят о единых корнях своих культур и об общем будущем. Осознание нашей общности поможет нам не только не исчезнуть физически, но и в будущем стать конкурентоспособными на пространстве большой России. Наша древняя цивилизация должна пробудиться ото сна.