Традиционные крещенские купания, по словам священника, не стоит делать центром всего праздника. / Александр Власенко / АиФ-Юг
В Крещение верующему вовсе не обязательно нырять в ледяную воду, а на Рождество ходить по соседям с колядками. О том, как правильно вести себя в религиозные праздники, какими путями люди приходят к Богу и правда ли, что прихожан становится больше в непростые времена, kuban.aif.ru рассказал иерей Даниил Коровяков.
В купель после службы
Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Отец Даниил, скоро Крещение, большинство людей думает, что в этот день надо обязательно в купель окунуться. А на самом деле?
Даниил Коровяков: Традиция купания в купели на Крещенский праздник не имеет к церкви никакого отношения — она сугубо народная. До X века Крещение Господне было единым с Рождеством Христовым и называлось Богоявлением. Затем они разделились и получили современное богослужебное установление. Но у обоих остались традиции сочельников — остальные великие праздники церковного года его не имеют. И в сочельник, и на само Крещение совершается особое богослужение, которое христианину рекомендуется посетить. Причем не для галочки, а по зову души. В идеале даже причаститься. После Крещенского богослужения совершается уникальное священнодействие — великий чин освящения воды.
Конечно, после богослужения, когда уже причастились, исповедовались, помолились, вкусили богослужебной радости, можно, если осталось время и хочется экзотики, узнать место купания и поехать туда. Но, главное, не навредить своему здоровью. Так что не стоит делать купание центром праздника — это самое настоящее язычество, которое скорее вредит и физически, и духовно нежели приносит пользу.
- Какие еще традиции, кажущиеся нам церковными, не имеют к религии отношения?
- Колядование на святках тоже мало отношения к церкви имеет. Традиция это неплохая, но тоже часто превращается в основное действо праздника Рождества Христова. Дети часто приходят колядовать, но, к сожалению, не знают ни колядок, ни простейшего церковного песнопения, не были в этот день на богослужении. А ведь смысл колядок в том, чтобы славить Христа.
Досье
Иерей Даниил Коровяков — настоятель храма в честь святой блаженной Матроны Московской Краснодара, председатель Комиссии по защите материнства и детства Екатеринодарской епархии.
- Пост без посещения храма и молитв имеет право на существование?
- В таком случае самое правильное название для происходящего — банальная диета. Существует несколько уставов несения Великого поста. Например, монастырский, предписанный тем, кто живет и молится в монастыре. Людям, живущим в миру, допускаются некоторые послабления. Но по какому бы уставу ни вели пост, он не может идти в отрыве от богослужебной жизни, совершаемой в это время в храме. Удержание в пище — это всего лишь диета, которая ставит перед собой земные цели: улучшить состояние организма, уменьшить количество килограммов. А пост предполагает и участие в богослужениях, которые настраивают сострадание Христу, соучастие в его молитвенных подвигах, духовную работу над собой, воздержание языка своего, своей жизни от грехов, всегда нас одолевающих. Мы вступаем с ними борьбу не на жизнь, а на смерть и пытаемся борьбу эту выиграть.
Что приводит в храм?
- Давайте от общих праздников перейдем к личному — расскажите, пожалуйста, как вы пришли к вере в Бога?
- В церкви я нахожусь с пяти лет. Дело в том, что в детстве был очень болезненным ребенком, а медицина, в конце 80-х годов прошлого века еще не так хорошо развитая, не могла найти причины аллергии, проблем с пищеварением. Родители мои были простыми советскими людьми, изначально не очень верующими. Но однажды протоиерей Петр Чалый, служивший в Георгиевском храме Краснодара, пригласил маму на молитву. И во время этой молитвы я дома пошел на поправку. И в этом мы увидели силу Божью — только после молитвы, а не медицинских процедур, мне стало легче. Так и начался мой духовный путь, с того момента я видел себя только внутри церковной ограды. И развивался дальше только как человек, который хочет стать священником и посвятить себя служению Богу.
- Как чаще люди приходят к вере — ее воспитывают с детства или к Богу обращаются во время каких-либо проблем и неурядиц?
- К сожалению, в храме очень мало людей, которых с детства родители или дедушки-бабушки приучали к вере. Самый прямой путь к Богу — это дорога скорбей. Чаще всего к вере человек приходит, когда после проблем, трудностей, трагедий понимает свою ограниченность, невозможность повлиять на все, в мире происходящее. И только тогда обращает свое внимание к тому, кто все вокруг сотворил — Богу. Обычно это происходит, когда просить больше не у кого.
Нередко люди приходят с просьбами помолиться за больного ребенка и так далее. И, кажется, становятся на путь исправления, приходят на исповедь, каются в грехах, пытаются примириться с близкими, с которыми враждовали. Но когда получают просимое, вновь пропадают. Если только очередная беда вновь не приведет в храм.
- Можете рассказать самую необычную на вашей памяти историю зарождения веры?
- В 2011, когда я еще служил в Троицком соборе Краснодара, обратился ко мне молодой человек, у которого тяжелоо заболел отец. Мужчина упал с лестницы, повредил голову и долго находился между жизнью и смертью. Парень попросил поехать с ним в больницу, соборовать отца. Я проникся, видя такую любовь к родителю, мы долго молились за отца. И, к удивлению врачей, он после сложнейшей операции — ему вырезали часть черепной коробки — оправился. Долго восстанавливался, но сейчас совершенно здоровый человек — полноценно живет, будто ничего с ним и не было. Сын был настолько благодарен Богу за исцеление, что стал воцерковляться сам, воцерковлять семью, и сейчас служит в нашем храме. Это редкий случай, когда человек резко поменял образ жизни и остался на церковном пути. Есть много менее радикальных примеров, когда люди приходили к Богу после анализа происходящего в мире, меняли свой образ жизни. Да, они оставались серьезными начальниками, отвечающими за большие коллективы, но становились примерами для близких. Пути Господни неисповедимы — как Бог приведет к вере, не знает никто.
Кормим сообща
- Есть мнение, что в непростые времена люди чаще обращаются к религии. Два года коронавируса, потом специальная военная операция — повлияло это на количество прихожан?
- В пандемию были очень строгие рекомендации не посещать храмы, со временем разрешили проводить службы на улице, затем и внутри, с соблюдением ограничений. Мы ограничения соблюдали, за этим пристально следили сотрудники Роспотребнадзора. Так что прихожан во время пандемии стало гораздо меньше. Светские люди, действительно, чаще обращаются к Богу в непростых ситуациях. И с началом СВО люди стали чаще приходить, но это не значит, что храмы заполнились. Да, приходят с просьбой помолиться за тех, кто сейчас в зоне СВО, взять благословение на помощь нашим воинам, но притока людей не произошло.
- Отец Даниил, ваш храм находится в новом микрорайоне Краснодара, где живет много приезжих. Отличается ли поведение прихожан коренных и приехавших из других регионов?
- В «Немецкой деревне», где находится наш храм, много переехавших на Кубань с Севера, Сибири, Дальнего Востока. В силу особенностей менталитета — все-таки кубанцы живут в теплом регионе, поэтому более расслабленные, разобщенные. В более суровом климате людям нельзя надеяться только на себя, поэтому в северянах более развито чувство единства, братства, ответственности. Больше половины наших прихожан у нас — как раз приезжие, и они приносят в храм стремление к семейному теплу и уюту. Мы стремимся быть едиными, стараться помогать и друг другу, и остальным. Поэтому на территории храма каждую неделю мы готовим пищу, которую раздаем в городе, кормим по 100 бездомных и неимущих. Эта идея была у меня давно, но ускорили ее реализацию именно прихожане своим порывом и желанием. Особенность прихода в том, что мы стремимся быть семьей, заботиться о каждом члене общины и стараться, чтобы каждому, приходящему в храм, было тепло, хорошо и уютно.