Поморский Новый год по древнерусскому календарю отмечается в Архангельске уже более десяти лет. Но немногие знают об истоках праздника и тех, кто стал родоначальником возрождения старинной традиции. О том, когда и как в современном Архангельске начали праздновать поморское Новолетие, кому не по нраву возрожденная народная традиция и о какой причине, журналист Анатолий Беднов беседует с писателем и общественным деятелем, руководителем регионального отделения движения «Народный собор» Александром Тутовым.

- С чего все начиналось?

- Поморский Новый год начинался с поморской братчины. Ее проводил в девяностые годы клуб «Русский Север» под руководством Тамары Варакиной. Клуб начал действовать в девяностые годы в Архангельском городском культурном центре, в те годы, когда слово «русский» было гонимым. Тогда народ, собиравшийся на братчину, предложил: может быть, сделать на ее основе местный северный праздник? Среди тех, кто выдвигал эту инициативу, были энтузиасты возрождения традиционной поморской культуры Тамара Варакина, Иван Мосеев и другие. Подумали – и решили назвать его «Поморский Новый год». Нас поддержала заместитель губернатора по социальным вопросам Тамара Румянцева. Я возглавил оргкомитет мероприятия. Поморский Новый год планировался как русский патриотический праздник, основанный на местных традициях.

- Поморский праздник – и русский. Кто-то увидит в этом противоречие: или-или…

- Я никогда не отделял поморов от русского населения, как и казаков. Их не зря называли «солью русского народа», поскольку те и другие сумели выжить и развиваться в тяжелых, неблагоприятных условиях.

- Что можно сказать о недавно отпразднованном Новолетии?

- Праздник удался. Он практически мало изменился по сравнению с первоначальным: тогда были ритуал братчины, прыжки через костер. Но мы никогда не позиционировали его как языческий. Потому что поморы – это люди православные; хотя среди них было много старообрядцев, но это тоже православные люди.

- В старом Архангельске ежегодно проводилась осенняя Маргаритинская ярмарка…

- Мы замыслили так, чтобы связать Поморской Новый год с Маргаритинской ярмаркой, которую решено было попробовать возродить. Я лично ходил, пробивал эту идею в администрации области, где меня опять же поддержала Румянцева, а потом пригласила в оргкомитет Ефремова и Фортыгина. И я горжусь этим, как горжусь и Поморским Новым годом, что бы там ни писали. При этом никаких личных дивидендов с этого я не получил. А ярмарка и праздник живут, развиваются. Нам нужно делать больше местных брендов. «Поморье» — слово хорошее. Почему ему надо противопоставлять понятие «Русский Север»? Ведь поморский Север – он и есть русский.

Тот же Иван Мосеев, которому пытаются приписать русофобию, не говорит, что поморы – это не русские люди. Они, по его словам, – особая ветвь русского народа.

- Организаторов Поморского Нового года некоторые авторы пытаются подловить на незнании исторических фактов. При этом сами, что называется, в истории «плавают», хотя имеют ученую степень.

- Политический обозреватель Дмитрий Семушин пишет на сайте информагентства «Регнум»: раньше Новый год отмечался 1 сентября, а не 14-го. Так ведь это и есть 1 сентября по старому стилю, разница в 13 дней. Человек, называющий себя историком, должен бы знать это! Петр Первый, который перенес празднование на 1 января, для поморов и казаков далеко не идеальная фигура. Он сделал для нас много нехорошего. Тот же Иван Грозный для нас гораздо интереснее, что бы о нем ни говорили. Так же как Александр Первый. Александр Второй, которые сделали для нашего населения гораздо больше, чем Петр, который пытался закабалить местное население и лишил Архангельск своих традиций. Он же, кстати, первый начал расказачивание.

Поморский Новый год – это не праздник «поморских сепаратистов», это праздник местного населения. Я уже восемь лет не занимаюсь им, хотя меня и записали в упомянутой статье главным действующим лицом. Я считаю, что должны быть такие праздники. То, что пишут Семушин и ему подобные – это попытка внести раскол. Я считаю, что это заказные провокации, попытка стравливать население. Надеюсь, что люди поймут заказной характер этой провокации и соответствующим образом прореагируют.

- Одним из аргументов противников праздника служит то, что его нынешние устроители проводят языческие обряды…

- Когда я проводил праздники, этого не было, так что вопросы на сей счет к нынешним организаторам. Я уважаю язычество как таковое, ведь это наша праистория. Нельзя плевать на наше языческое прошлое, но мы давно выросли из него, а Православие – это огромный шаг в развитии народа, к тому же оно не дает нам враждовать с Украиной, Белоруссией, Сербией, как бы нас не пытались стравить. Поэтому Православие надо поддерживать всеми силами.

С неоязычниками нужно общаться и постепенно перетягивать их в православную веру, как это делали Стефан Пермский и другие наши великие святые. Они шли к ним, объясняли основы православной веры. А когда сегодня нас начинают разделять между собой, как это делает Семушин в своих статьях, то это создает новые расколы в народе.

- С другой стороны народ раскалывают организаторы антихристианских акций.

- И те, кто раскручивал “Pussy Riot”, ничего из себя серьезного не представляющих. Да, их нужно было наказать за хулиганство, но без экзальтации. Сейчас натравливают всех на всех мусульман на христиан, кавказцев на русских, русских на кавказцев. Проблемы во взаимоотношениях между конфессиями, конечно, есть, и их надо решать. И русские нам, разумеется, ближе. Но чем больше эти темы раздувают, тем хуже становится.

А что пишет Семушин? «Язычники проводят Поморский Новый год» – и тут же про спиленный крест. Но ведь это совершенно разные вещи! При всем моем отрицательном отношении к неоязыческим традициям, я твердо знаю, что никто из архангельских неоязычников к этому не причастен. А уши либеральных провокаторов торчат.

Зачем нужно плодить противников? Среди язычников немало людей, искренне любящих Россию. Если человек чего-то не понимает в Православии, мы должны объяснить ему все, научить и сделать из него союзника, а не отталкивать его.

Когда мы делали конкурс «Поморская красавица» как противовес выбору «миссок», напоминающему выбор товара в магазине, то пытались проводить его как конкурс интеллектуальный, чтобы девушки соревновались в знании русской культуры. Тогда нас обвиняли в русском национализме. И клуб «Русский Север», который породил Поморский Новый год, тоже обвиняли в русском национализме. А теперь патриотов русского народа пытаются обвинить в проведении мероприятий сепаратистского характера. Опросите поморов: кто из них хочет отделиться от России? Вы таких не найдете! Ну, может быть двух-трех пьяных, не разобравшихся в сути вопроса. А основная-то масса поморского населения – люди вполне адекватные, разумные, привыкшие к жизни в трудных условиях.

Тема достаточно серьезная, и я бы хотел понять: кто специально разыгрывает эту карту; может быть, западные транснациональные компании, которые претендуют на наши богатства и не хотят, чтобы им кто-нибудь в этом помешал? Русские земли должны принадлежать русским казакам, русским поморам, просто русским людям. И, вероятно, эта кампания раздувается теми, кто хочет ограбить нашу страну.

- Может быть, у этой кампании есть и еще одна грань – попытка подтолкнуть поморов к сближению с радикальной оппозицией, спровоцировать конфронтацию между ними и федеральной и региональной властью. Не торчат ли за спиной политтехнологов уши «пятой колонны», пытающейся поссорить поморов с государством?

- Тоже вариант. Поморы могут начать сопротивляться – «нас обижают!» — и броситься в объятия оппозиционеров. Мои знакомые, читавшие статью Семушина, уверены: ее писал не патриот. Причем человек, не знающий многих вещей. Так наша областная организация входящая в «Союз казаков России» — организация не архангельская городская и не правобережная, а областная, у нас по области много отделений и людей. Казаков, кстати, тоже хотят стравить, реестровых и, так сказать, вольных из СКР. А нам надо объединяться в делах, а не гнобить друг друга. Тут тоже разделяй и властвуй. А то, что разделяет – это от сатаны. То, что объединяет – от Бога. Всех врагов Православной Церкви мы считаем своими врагами. Притом что молодежь, которая приходит на наши мероприятия, не всегда воцерковленная. Но она готова охранять и защищать Православие от провокаторов, потому что это наша вера, наши обряды, наши вековые традиции. И постепенно она придет к нашим православным традициям.

Ситуация в стране напоминает ту, что была в начале девяностых. Так тоже всех со всеми перессорили, и в результате страна рухнула. Поэтому мы против всяких маршей и других акций, способных расшатать страну. Россия-то у нас одна.

- Любопытно, что информагентство «Регнум», постоянно нападающее на поморов, часто сталкивает лбами русские организации в ближнем зарубежье. Кому это выгодно? Притом, если судить по публикациям, оно более чем толерантно к деятельности сексуальных меньшинств, критикует законы против пропаганды гомосексуализма, принятые в Архангельской области и других регионах. Весьма странная позиция для СМИ, которое позиционирует себя как «патриотическое», а не либеральное. Но мы отвлеклись от темы… Каково будущее Поморского Новолетия?

- У праздника есть перспективы превратиться в фолк-фестиваль. В прошедшем в стенах АГКЦ концерте участвовали фолк-группы и исполнители не только из Архангельска и области, но и других регионов России. Давайте вспомним «Бурановских бабушек» — ведь за этот фольклорный коллектив переживала вся страна. А чем наши хуже? Они тоже должны раскручиваться и развиваться.

Если подвести итог: когда на нас начинают нападать, мы стремимся объединиться. И в этом наша сила! Важно понимать не только против чего ты выступаешь, но и за что и с кем. А так как мы, и поморы, и казаки, все русские, то, как говорил Суворов, с нами Бог!

- И имперский флаг!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие