Мастерим изысканный сувенир для кухни с Татьяной Панфиловой Фото: gauk-otok.ru

Ну кто, скажите, не залюбуется кухонными досками, украшенными городецкой росписью, которые, вне всякого сомнения, смогут оживить любой интерьер? Это русский народный художественный промысел, ему уже больше 160 лет.

Разноцветные гирлянды из цветов, листьев и ягод, лошади, зайцы, петухи, фазаны, люди… Это всегда красочная, жизнеутверждающая картинка.

Художником может стать каждый

zz2
Фото из личного архива Татьяны Панфиловой

Причем, для того чтобы создать своими руками такой веселый сувенир, необязательно быть художником, считает Татьяна Панфилова, учитель изобразительного искусства одной из магаданских школ и вместе с тем участница завершившегося недавно проекта «Атмосфера творчества» Центра народных художественных промыслов и ремесел области. Тогда в составе команды опытнейших мастеров региона Татьяна обучала пришедших на мастер-класс городецкой росписи.

– В школе работаю с 1993  года. На занятиях с ребятами мы занимаемся различными видами росписи, а дома я пишу для души,  – поделилась с «МП» мастерица.  – По программе у нас и городецкая, и хохломская, и роспись глиняных игрушек – в общем, все виды – по одному-два урока на каждый. Мне очень близок этот вид творчества, как и в целом все, чем я занимаюсь на работе. А как приятно подарки такие дарить! Часто меня просят об этом друзья, родственники, знакомые. Для детей это восторг, азарт. Некоторые ребята такие работы выполняют  – загляденье! Даже лучше, чем педагоги изобразительного искусства!

По словам Татьяны Панфиловой, особенность городецкой росписи в том, что она проста, доступна в исполнении. Каждый при желании сможет ее освоить, и она не требует особого изящества как, например, хохломская или другие виды. Здесь нет особой надобности добиваться точности, чтоб каждый завиток точь-в-точь соответствовал канонам жанра. Да и с цветом не ошибешься, их диапазон достаточно широк: охра, розовый, красный, голубой, синий, белый, зеленый, черный и желтый. Но тем не менее технология предполагает наличие определенных правил, изучение истории вопроса.

– Какой бы неприхотливой и самобытной, не требующей особых навыков в рисовании ни была городецкая роспись, начинать нужно с изучения ее элементов и поэтапного их выполнения гуашевыми красками на плотной бумаге, оттачивая приемы работы кисточками разной толщины. Круг должен быть похож на круг, капелька – на капельку, и контуры должны быть ровными, – отмечает Татьяна Панфилова.

По словам умелицы, главное правило в городецкой росписи  – соблюдение композиционных принципов, то есть построения самого рисунка. Если композицию выдержать, она будет смотреться в любом случае.

Что нужно для работы

zz3
Фото: gauk-otok.ru

Нам потребуются кисточки «белка» или «колонок», можно использовать синтетические, но предпочтение следует отдавать колонковой, она более упругая.

Профессионалы работают темперными красками консистенции жидкой сметаны – они водостойкие и пластичные. На занятиях в школе Татьяна использует гуашевые и акриловые (они более доступные). Нужно помнить, что в гуашевые краски необходимо добавлять небольшое количество клея ПВА для того, чтобы сделать их влагостойкими.

Потребуются палитра для смешивания красок и, собственно, сама деревянная доска – на китайском рынке, например, ее можно найти в изобилии, как и во всех хозяйственных магазинах города.

Приступим

zz4
Фото: gauk-otok.ru

Отбрасываем лишние мысли, не связанные с искусством, и начинаем творить. Стандартный метод – начинать с эскиза на бумаге, когда на листе в деталях прорисовывается картинка, которая затем будет украшать деревянное изделие. По мнению Татьяны, это позволяет набить руку, придает уверенность и снижает риск ошибок. В качестве эскизов можно рекомендовать готовые шаблоны.

  • Для цветочно-ягодных узоров применяют такие цвета, как охра, розовый (смешение красного и белого тонов), чистый красный, бордо (красный и черный), голубой (синий и белый), синий. Для оформления листков нужен чистый зеленый цвет.
  • На самом изделии, которое будет расписано начинающим художником, эскиз лучше прорисовать, воспользовавшись различными методами копирования.

А теперь – об основных этапах городецкой росписи. На них стоит остановиться подробнее.

  • Подмалевок – это изображение силуэтов мотивов в соответствии с замыслом. Выполняется кисточкой № 3.
  • Тенежка – контрастная прорисовка элементов росписи, выполняется для подчеркивания основных цветов. Работаем кисточкой № 2.
  • Оживка (разживка) выполняется белой и черной краской для завершения композиции и получения особой выразительности. Белый цвет украшает рисунок. Кисточкой № 1 можно добиться изящества.

После того как потренировались на бумаге, готовимся поработать уже непосредственно на самой деревянной доске – нашем будущем сувенире. Обрабатываем поверхность дерева: очищаем ее крупной или средней наждачной бумагой от жирных пятен или загрязнений, затем выравниваем мелкой наждачной бумагой или шлифуем. Чтобы изделие долго служило и не впитывало красочный слой рисунка, рекомендуется (не является обязательным) грунтовать поверхность дерева несколькими слоями жидкого раствора клея ПВА со светлыми оттенками охры.

Расписав изделие, его следует хорошо просушить и покрыть лаком, чтобы как можно дольше сохранялись его яркость и выразительность. Лаки используйте те, которым отдаете предпочтение.

Что рисуем

zz5
Фото: gauk-otok.ru

  • Букеты – это, как правило, симметричные изображения, небольшие композиции из 1-3 цветков.
  • Гирлянда – вид букета, когда один крупный цветок располагается в центре, а вокруг него выстраивается композиция с более мелкими цветками.
  • Ромб – вариация гирлянды. Несколько крупных цветков формируют центр, а листья и бутоны уменьшаются на вершине ромба. Такой орнамент чаще украшает крупные сундуки, большие разделочные доски, дверцы шкафов и хлебницы.
  • Цветочная полоса – сложная композиция, состоящая из верхнего и нижнего ярусов. Орнамент может формироваться с полосы одинаковых по размеру цветков или из разных по цвету, форме и виду цветочных элементов.
  • Венок – вариация цветочной полосы, но только замкнутого типа. Обычно украшает поверхности блюд, подносов, шкатулок, винных бочек.

Совет

Птиц и коней чаще всего размещают в центре цветущего дерева или в обрамлении венка. Встречаются изделия-комплекты, на каждом из которых расположено сразу несколько мотивов. Например, курица и петушок или две лошади разных цветов.

В тему

zz6
Фото: gauk-otok.ru

Городецкая роспись – это русский народный художественный промысел, который существует с середины XIX века. А зародился он в районе г. Городца как искусство оформления плоских поверхностей.

Яркими, насыщенными сюжетами украшали прялки, мебель, ставни, двери.

Расцвет промысла – 90-е годы XIX столетия, развивалось направление около полувека, а уже в начале прошлого столетия оно стало угасать. Но в 1935 году художник И. Овешков открыл в д. Косково общественную мастерскую. Он не только руководил мастерской, но и начал профессионально обучать художников. И уже через два года работы местных мастеров представляли в Третьяковской галерее на выставке народного творчества.

А в с. Курцево в послевоенные годы открылась артель «Стахановец» под руководством городецкого живописца Коновалова. Через несколько лет артель стала фабрикой, она работает и поныне. Сегодня здесь делают расписные детские игрушки, качалки, детскую мебель, токарную посуду, декоративные панно и блюда. И хотя не производят уже прялок, да и предметы быта в обиходе иные, традиционные мотивы и узнаваемые сюжеты народного искусства все так же находят место на изделиях городецкой фабрики.

Поиск

Журнал Родноверие