В конце ноября Марена принимает под свой покров затихшую Природу. зеленый озимый посев, упавшие в землю семена, зачатых под зиму детенышей. Уснувшая Жива, казалось навсегда покинула мир, но снежная пелена Марены сохранит ростки грядущего до новой весны. .

Некогда конец Ноября (Грудъня) — начало Декабря (Студъня) был отмечен важным календарным обрядом — Огненными Проводами Костромы. Кострома — кострика — это отходы обработки льна. Лен жали серпами, топили, мяли, вычесывали, вынимая длинное прочное волокно, из которого пряли-сучили нить — суть. Отсюда в руках Марены-Костромы появляется серп, она же обрезает спряденную нить.

По сведениям, полученным от Валентины Козловой, мастера народного пения и знатока традиции, растительные остатки после чесания льна в Московской губернии предавали Огню, выйдя далеко за деревню. При этом могли и и поплясать на пепелище и спеть подобающие проводам песни.

Обряды обережной магии, по сути своей, обращенные к Марене, разбросаны по всему Кологоду и создавая отдельный обряд почитания, и мы не меняем русла традиции, а только фиксируем и усиливаем её проявления в календарной точке.

Марена, Моржана — у западных славян семантически связана с первым зимним холодом, с морозами, столь необходимыми в жизни крестьянина. Мороз ковал прочные дороги — столь важные для крестьянина.

Наступление морозов знаменовалось выборкой домашней птицы и скотники — на мясо или на племя. Слабые шли под нож Издревле эти суровые, но необходимые действа были окружены обережным кругом особых заговоров и жертвенных приношений. Так что если когда и поминали и чествовали Темную Матку, то видимо именно в это время года.

Волхв Велимир, (Николай Сперанский) некогда рассказывал нам о культе Мары в Белоруссии. Мара (Марья) — могущественная богиня-мать, родившая Бога (Христа — в период двоеверия). Но собственно богиней Смерти её в Белоруссии никто не считал и не считает. В сказках западных славян сохранился образ волшебницы Макошки, на коленях у этой величественной старухи умирает и возрождается новое, молодое солнце.

Обратившись к сказкам (осколкам древних мифов), мы погружаемся в глубокую матрическую древность, именно там мы находим образ Великой Богини Матери, соединяющий ужас и благодать, милосердие к страдающим и наказание виновных. Триединая богиня Дева, Матерь, Старуха несомненно включала лик Темной Матери , который был окружен не меньшим почитанием, чем ее светлые, плодородящие силы.

К образу Марены одновременно применимы и старый, вечный лик и юный прекрасный облик холодной Девы (Марьи Моревны)

Итак, славя Марену, мы обращаемся к глубокой священной древности и утверждаем незыблемость мирового закона, вечное благо божественных установлений, согласно которым за летом идет зима, за днём — ночь, а силы Жизни высвобождаются и обновляются через Смерть. Это героическое понимание дает нам силы для принятия и преодоления неизбежного.

Смерть и обновление Солнца происходит так же в этой точке года- это период перед Колядой, и самая долгая ночь в году — это Карачун. Однако чествование Матери Тьмы, рождающей юный свет в ночи года, уместно проводить в начале зимних дней, совмещая с полнолунием или ночами "черной луны".

Мистерии Марены дают опыт пограничных состояний и являются корректирующим событием в жизни человека.

Наши Мистерии (Богодеяния) стоят между нашим миром людей и миров богов. Мистерии регламентируют отношения между различными планами бытия, и отражают значимые для людей ситуации...

Мистерия — это священная драма и у нее свой особый образно-символический язык

Еще в глубокой древности мистерия стала заменять собою сакральную жертву,. она могла оказывать точечное воздействие на событие и прогнозировать нужные людям последствия тех или иных явлений.

В сюжетной основе мистерии — мифы, легенды, сказы и откровения.

Во время обрядов и мистерий на капище Марены, мы не только принимаем глубокое очищение, но и вступаем в союз со Временем.

В ходе обрядов этого дня мы осознанно освобождаемся от отношений, которые нас обескровливают, от трагической памяти, от воспоминаний, заслоняющих Явь. Дары Марены мы принимаем через зимний холод и глубокий сон, именно эти дары помогают нам жить без боли и постигать законы жизни. Страх исчезновения — самая сильная эмоция человека, и цель нашего обряда: снять страх перед Смертью, как безвозвратным переходом, мы учимся благодарить Темную Мать за милосердие и глубокую мудрость. Марена не отнимает жизнь, она берёт только то, что отдано добровольно, то что уже предназначено, и все, что имеет ценность для мира — не может исчезнуть и неизбежно будет востребовано ради жизни.

Наша встреча с Мареной — неизбежна , но она — путь к новому рождению, к новому Свету.

Поиск

Журнал Родноверие