Святослав не ест утиного мяса. На праздник пьет только квас, а сам не трезвенник и не язвенник. С самого утра, как встанет, молится Солнцу. А еще у него есть тайное имя, которое ведают лишь древние боги. А все потому, что Святослав – язычник. В его общине кроме него еще 14 человек. Чтобы сберечь их покой, наш герой просил не указывать своей фамилии.

Родители Святослава были обычными советскими людьми. Ребенка зарегистрировали в ЗАГСе. Православные обряды и праздники особо не блюли. В 10 лет, по собственному почину записавшись в кружок по славяно-горецкой борьбе, Святослав "заболел" язычеством. "Заразил" его тренер, рассказывавший мальчишкам не только, как дубинками да кулаками махать, но и про древний славянский быт и обычаи, про богов Перуна, Сварога, Велеса. Остальные парнишки воспринимали Андреевы рассказы больше как сказку, а Слава – на полном серьезе.

Святослав уже учился в строительном училище, когда под большим секретом его познакомили с неким Андреем Рыбиным. Он называл себя жрецом языческой секты.

И подался Святослав в язычники-землепоклонники. Во время обряда, о котором наш герой умалчивает, Святослав получил тайное имя. Внешне после языческого "крещения" он почти не изменился – отрастил только бороду подлиннее да достал по случаю в глухой деревне старинную домотканую рубаху.

Вместе с 14 другими "чудиками" новообращенный организовал языческую общину. Она – чуть ли не единственная в области, в которой братья и сестры обитают в городе и разговаривают с непосвященными. Считанные общины финно-угорских язычников скрываются сейчас в глуши Тоншаевского и Варнавинского районов и на контакт не идут.

Единоверцы Святослава собираются по праздникам и для отправления сезонных ритуалов. Язычники считают, что бездушные на взгляд обыкновенного человека вещи – камни, деревья, земля – живые. Они убеждены, что предки переселяются после смерти в животных или присутствуют рядом с живыми в виде бесплотных духов. "Бог" для них – это абсолютное начало всего сущего и творческая энергия.

Работает Святослав на стройках и смотрителем на Щелоковском хуторе. Люди там уже привыкли, что в обед он удаляется в какой-нибудь укромный уголок – творит языческие молитвы. Они никому не мешают, потому что ничем таким особенным – завываниями, плясками и жертвоприношениями – не сопровождаются.

Что интересно, так это, как современные язычники-землепоклонники, к которым относится Святослав, готовятся к зиме. Если обычные люди запасаются к холодам соленьями-вареньями, то Святослав и его сообщники – землей. В ночь на Ивана Купала бродят они по лесам и полям, вдоль рек и у жилья, собирая в специальный мешочек от каждого места щепоть почвы. Наполненную землей ладанку вносят в дом. "Это чтобы землица согрелась теплом от людей, отдохнула и набралась сил к весне, когда придет пора рожать цветы, плоды и злаки", – поясняет Святослав. Весной отдохнувшую землю "выпускают на волю", относят туда, где взяли.

Живет Святослав в стандартной квартире в обычном многоэтажном доме. Все свои фетиши держит на ничем не примечательной кухне. Через стенку, в спальне, висят православные иконы, которым поклоняется супруга Святослава.

- "И как, не ссорятся боги?" – почтительно интересуюсь я. "Мы же свои реликвии в разных местах держим", – объясняет Святослав. "А жена не возражает против языческих идолов, она же православная?" – не иссякает мое любопытство. "Мы с супругой друг другу верить не мешаем, каждому – свое", – подводит черту под этой темой Святослав.

Где же Святослав черпает языческую энергию в современном городе? Да в том же Музее быта народов Поволжья, что на Щелоковском хуторе. Святослав расчищает дорожки в музейном заповеднике, колет дрова, следит за порядком в домиках. Иногда растапливает старинные очаги, чтобы исторические помещения не промерзали. Вот тогда-то для язычника Святослава и наступает праздник: отогревшиеся души предков собираются у камелька и охотно идут на контакт. Чтобы еще больше их задобрить, Святослав подкармливает местных собак: по убеждениям язычников, души предков переселяются в этих животных.

Помимо хозяйственных дел под бдительным оком музейной администрации участвует Святослав и в реконструкции фольклорных праздников: Масленицы, Красной горки, Святок. В рождественские каникулы Святослав встречал посетителей Щелоковского хутора в образе лешего.

Поиск

Журнал Родноверие