Они не верят в ад, не признают греха. Они молятся огню и пируют с мертвыми. Вера в древних славянских богов не исчезла. Как выглядят современные верования коренных народов?


Фото: Patryk Wołosz

Щедрый пир

Основная церемония назначена на 14:00, но в доме, где живут члены общины, приготовления начинаются уже в полдень. Кто-то рисует елку из подлеска. Кто-то делает украшения, которые будут на нем висеть. Кто-то заботится о том, чтобы на вечернем празднике было много еды. Здесь шумно, тепло и уютно. Никто не кажется изолированным. У каждого своя роль. Каждый полезен. Каждый старается помочь другим членам общины. Как в традиционном польском доме на Рождество.

В родной традиции Szczodre Gody — это праздник, завершающий старый солнечный цикл и начинающий новый. Он отмечается в день зимнего солнцестояния, но современные славяне, видимо, выбирают дату проведения обряда с учетом своих профессиональных обязанностей. В этом году члены Родной Польской Церкви приехали в Бархов в третьи выходные декабря.

Небольшая деревня, расположенная недалеко от национального полусотни, постепенно становится главным местом встречи родного братства. Здесь было приобретено чуть более одного гектара земли, на которой в будущем планируется построить храм. Именно там современные последователи славянской религии прощаются со старым годом и вместе встречают новый. Мероприятие носит благотворительный характер.


Фото: Patryk Wołosz

Когда на деревянном столе появляются сухофрукты и бумажные баулы, украшенные венком, а еда готова, верующие пакуют вещи в свои машины и отправляются туда, где они должны встретить своих богов и предков. Несколько десятков человек направляются в сторону леса, что для деревни с населением около пятисот человек, наверное, не повседневное зрелище. В конце концов колонна машин останавливается на обочине. Путешествие продолжается пешком.

Ухабистая, покрытая снегом дорога ведет в направлении реки Ливец. По обе стороны от нее растут заросли, из которых через каждые несколько метров появляется знак с надписью: "ПРИВАТНАЯ ТЕРРИТОРИЯ. ЗАПРЕЩАЕТСЯ".

Спустя четверть часа (и несколько знаков, запрещающих выбрасывать мусор) мы достигаем места, где лес встречается с водой. Линия деревьев находится не более чем в пятидесяти метрах от берега замерзшей реки. Достаточно, чтобы поставить деревянный стол с кормушкой и подготовить большой очаг. Именно здесь местные верующие связываются с богами и духами своих предков.

Родные верования в Польше

Славянские родноверы — это этническая религия, относящаяся к древней вере славян. Ее приверженцы используют летописи, этнографические исследования и источники из области археологии и антропологии, чтобы как можно точнее воспроизвести религиозную систему, распространенную в дохристианском славянстве. По оценкам, сегодня в Польше насчитывается до 10 000 человек, исповедующих веру в древние божества.

В нашей стране активно действуют два зарегистрированных религиозных объединения коренных народов — "Родзима Виара" и "Родзимы Костюл Польский". Различия между ними заметны в основном на мировоззренческом уровне. — Родзима Вьяра демонстрирует более правые взгляды, в то время как Родзимы Косцюл Польски стараются оставаться аполитичными. Это главное расхождение между одним объединением и другим. Что касается ритуалов и конфессиональных различий, то они действительно существуют, ведь если бы их не было, нам бы не понадобилось несколько союзов. Однако эти различия не особенно существенны, потому что родноверие опирается в основном на исторические источники, а они у нас общие", — объясняет Ратомир Вильковский, служитель коренной польской церкви. Кроме того, в небольших общинах формируются так называемые туземно-обрядовые группы, которые самостоятельно организуют ритуалы.


Фото: Aleksandra Bielecka

Из-за небольшого количества приверженцев структура в родноверческих объединениях не отличается обширностью. Выделяются две основные жреческие функции — избирателя и проповедника. — Что касается исторического происхождения этих двух терминов, то главное различие между ними заключалось в том, что żerca действовала на западе, а wołchwa — на востоке Славонии. Кроме того, влахи были ориентированы в основном на контакт с духами предков, а żerks — на контакт с богами, хотя эти два направления — в разных масштабах — смешивались, объясняет Ратомир. Их роль также заключается в том, чтобы собирать и передавать знания следующему поколению последователей.

Замыкая круг. "Иди к нам, гость в красной шубе".

Одетый в толстый, отороченный мехом плащ, ризничий обращается к верующим, приглашая их собраться вокруг кучи дров.

- Тому, кто решил войти в круг, не разрешается покидать его до тех пор, пока он не рассосется. Для божеств стоять вне круга не является оскорблением. Оскорблением было бы, если бы кто-то вышел из него",

— объясняет он, пока двадцать местных верующих стоят в кругу.

Остальные отходят в сторону, чтобы освободить им место. Проповедник с помощью толстой палки вырезает на земле линию, окружающую собравшихся людей. Таким образом он создает пространство, где боги и духи предков могут достойно обитать.

- "Поэтому я сделаю вокруг нас круг, чтобы боги, предки и духи, благосклонные к нам, могли приходить сюда",

— объявляет он.

Когда круг замкнется, настанет время зажечь священный огонь.

- Приди, гость в красном плаще",

- призывает проповедник, трижды потирая кремень.

Ему вторит хор верующих, собравшихся вокруг него.

- Добро пожаловать к нам, гость в красном плаще. Прими нас, сокровищница Божья, не дай нам обеднеть"


Фото: Aleksandra Bielecka

- Сварагус, живой огонь, освети нас. Просвети наши лица, согрей наши души, пришедшие почтить память (...)

— раздается пение трех человек из круга.

После этого вступления ризничий обращается к Свентовиту, богу войны и процветания, который также считается главным божеством в славянском пантеоне. Он благодарит его за благодеяния, которые принес прошедший год, и просит, чтобы в наступающем году их было еще больше. Чтобы заручиться благосклонностью бога, он кладет в огонь муку — символ человеческого труда, медовуху, которая у славян считается напитком божеств, и кашу.

- Пусть ушедшие из жизни обретут покой, а их искра возродится в семье. Слава тебе, Свентовиц!

- заключает.

- Слава!

— восклицает собравшийся народ.

Затем проповедник обращается к Сварогу, богу огня и кузнечного дела, прося удачи в достижении своих целей.

- Пусть твоя причинная сила и великая мощь зажгутся и в нас. Слава Сварогу!

— призывает он, отправляя в пламя пиво, зерно и медовуху.

- Слава!

- отвечает хор голосов.


Фото: Aleksandra Bielecka

Отождествляемый с огнем и Солнцем, Сварог должен даровать верующим необходимые блага и обеспечить богатый урожай в наступающем году. Чтобы умилостивить Сварога, священнослужитель предлагает ему, помимо прочего, дрожжевое тесто и мед. Таким образом он благодарит бога за то, что он возродился.

- Мы просим, чтобы твой огонь всегда был в наших сердцах",

- говорит он.

Когда подношение достигает огня, он кричит:

- Слава Сварозавру!

- Слава!

— Ему вторят остальные.

Затем церемониймейстер обращается к тому, кто отвечает за изобилие в земной жизни, — Даждьбогу, олицетворяющему солнце.

- Мы просим тебя даровать добро нашим ближним, как ты даруешь его нам,

— обращается он к пламени, подкладывая в огонь буханку хлеба, медовуху, дрожжевой пирог и кашу.

- Слава даосу!

— заключает он.

- Слава!

- Бог, Бог, Бог, божественный царь, овладей миром (...) Бог, Бог, царь мира, услышь призыв, сделай свое дело,

- поет хор из трех человек.

Ни греха, ни ада. Каков мир нативных верующих?

Родноверие основано на поклонении местам, предкам и божествам, каждое из которых имеет свои особенности и отождествляется с определенным элементом реальности. Это связано с тем, что современные славяне стремятся поддерживать тесный, сакральный контакт с природой. Религия заставляет их принимать определенные нормы.

- Божества легче всего увидеть в природе. Невозможно быть родновером только по воскресеньям. Родные верования — это философская система, образ жизни,

— объясняет Вилковский.

Поскольку огонь считается живым посредником между человеческим и божественным мирами, запрещено бросать в него нечистоты или лить на него грязную воду.

- С древних времен дошел до нас и обычай не купаться перед Купальской ночью. Это связано с тем, что во время летнего солнцестояния активность водных демонов ослабевает, что делает купание более безопасным. Конечно, католицизм добавил к этому свою историю, сказав, что именно поэтому мы не купаемся перед летней ночью, потому что святой Иоанн крестил воду, говорит кормовик.

Думать как родновер — значит с уважением относиться к природе, культуре и традициям, славянским божествам и всем живым существам.

Есть некие универсальные истины — не убий, не укради, почитай предков — на которые монотеизм не имеет монополии. Их уважают и придерживаются в родных верованиях.

- Далее Вилковски рассказывает.

Туземные верующие не признают существования греха. Напротив, совесть верующих может быть запятнана социально предосудительным поступком. Не существует наказания после смерти. Нет понятия ада как места вечных мучений, на которые обречены осужденные. Непосредственным следствием нарушения правил общины является, прежде всего, несчастье в земной жизни.

- Если кто-то пойдет купаться перед Купальской ночью, он не будет исключен из общины по этой причине. Напротив, нарушив этот запрет, он может навлечь на себя беду. Водяные демоны могут затащить его в воду и утопить",

- объясняет Ратомир Вилковский.

За особо вопиющие проступки против общины или в случае внезапной или самоубийственной смерти дополнительным наказанием может стать посмертное скитание до конечного пункта назначения Навии и Вайрая.


Фото: Patryk Wołosz

По их мнению, существует два загробных мира. Душа человека состоит как минимум из такого же количества элементов. После смерти человека один из них отправляется в верхний мир, чтобы через некоторое время возродиться, а другой — в нижний, чтобы встретиться и воссоединиться с предками. Если при жизни человек совершил особо отвратительные поступки, его душа некоторое время скитается по земле. Таким образом, нарушается естественный процесс, связанный со смертью, и живые могут помочь вернуть его в нужное русло, например, во время праздника Дзяды.

Во время церемоний коренные верующие часто одеваются в исторические костюмы, хотя это не является обязательным для них. Они делают это, чтобы показать свою причастность к культуре и традициям и подчеркнуть торжественность праздника. Ратомир Вилковский предупреждает, что не следует путать эту практику с историческим реконструкторством.

- Реконструкторские группы — это своего рода хобби, в то время как наша вера проистекает из реальных убеждений ее приверженцев; она живая, идущая в ногу с современностью",

— утверждает он.

В то же время, отмечает он, не стоит относиться к религии современных славян как к проявлению отсталости.

Естественная религия, развивающаяся вместе с данной этнической группой с самого начала ее существования, описывает то, что нас окружает. Поэтому она не проявляет тенденции — как, например, догматические религии — оставаться в оппозиции к достижениям науки. Естественные религии ближе нам не только по своему происхождению, но и по свободе развития знаний

- говорит Ратомир.

В принципе, каждый может стать родновером. Среди последователей веры в древних богов есть представители практически всех профессиональных групп. От рабочих до IT-специалистов и учителей. Место жительства также не является препятствием для культивирования славянских верований. Славяне верят, что узы, связывающие их со своей культурой и традициями, способны сохраниться независимо от расстояния, отделяющего их от Польши.

Слава! Верующие коренного населения связываются с богами

В день зимнего солнцестояния Велес, повелитель потустороннего мира, хранитель клятв и тот, кто дарует людям знания, ослабевает. Чтобы порадовать его, славяне приносят в жертву мак — его психоактивные свойства были для древних прорицателей частичным источником знаний о мире. Мак является важной частью культа Велеса еще и потому, что это божество играет защитную роль. Именно Велес заботится о душах своих детей, которых так же много, как маковых зерен в поле.

- Твое время как владыки постепенно проходит,

— говорит проповедник, глядя в огонь.

- Мы благодарим тебя за то, что ты одарил нас своими милостями и предоставил возможность пообщаться с нашими предками во времена Праотцов. Мы просим тебя одарить нас всеми твоими благами, даровать их нам даже тогда, когда день длиннее ночи. Слава Велесу!

— восклицает он.

- Слава!


Фото: Aleksandra Bielecka

Коренные жители верят, что Мокошь, богиня Земли, засыпает зимой. Чтобы не разбудить ее, подношения огню нужно делать осторожно и тихо. Это молоко, медовуха, морковь, яблоки и крупы.

- Мокосзо, хотя ты спишь, мы тоже должны сделать тебе подношение, чтобы ты был добр к нам",

— объявляет проповедник.

Позже одна из женщин, стоявших до этого в кругу, выходит вперед.

- Помогите тем, кто планирует продолжить свой род. Пусть они преуспевают. Слава Мокоше!

— говорит она.

- Слава!

— отвечает собравшийся народ.

Роль Перуна, бога воинов и бури, заключается в том, чтобы обеспечить своим последователям стойкость и устойчивость к вызовам нового года.

- Присмотри за нами, чтобы мы не испытывали недостатка в силах в предстоящее время напряженной работы,

- просит ризничий.

- Сожги в нас все злое! Поразите громом, не причиняя нам вреда, а взамен примите эти орехи"

Выбор орехов не случаен. Громовержец Перун уничтожает их с легкостью, что, по идее, должно помочь его последователям преодолеть жизненные проблемы. Орехи также являются символом темной стороны человеческой натуры. Поэтому отправление их в огонь — элемент духовного очищения.

- Мы просим вас как можно скорее оплодотворить матушку Мокошь, чтобы земля дала обильный урожай. Слава Перуну!

- говорит в конце проповедник.

Слава!

Фунгуса, божество ветра и богатства, просят не позволять своим последователям сбиться с пути добра.

- Для вас зерно, которое вы колышете, и пиво из этого зерна",

- объявляет ризничий.

- Слава Стржибогу!

- заключает он.

- Слава!

— слышит он в ответ.

Наконец приходит время обратиться к Марцанне, олицетворению зимы и смерти. Тогда лицо ризничего искажается в мрачной гримасе.

Церемониймейстер поднимает чашу с сухофруктами и задумчивым, печальным голосом произносит:

- Марцанна, зимняя дева, твое холодное сердце... Неужели ты не видишь, что причиняешь боль своим детям? Дай нам тепло, пощади нас, чтобы мы могли вырастить потомков, которые тоже будут верить в тебя. Питайся тем, что мертво и засохло, а живое оставь"

Когда иссохшие земли охвачены пламенем, он провозглашает:

- Слава Марзанне!

- Слава!

- остальные отвечают.

Она — последнее божество, которое упоминается по имени во время ритуала. Однако местные верующие считают, что некоторые боги могли быть забыты. Чтобы заручиться их благосклонностью, в огонь отправляют остатки żertwa. В пламя отправляют вино, мед, хлеб, орехи, крупы и семена мака.

- Безымянным богам, забытым богам, слава!

— кричит проповедник.

- Слава!

— кричит собравшийся народ.

Память о предках для них так же важна, как и культ богов. Чтобы и те, кто ушел из жизни, обрели покой, современные славяне приглашают их в священный круг. Не только во время осеннего или весеннего праздника Дедов, но и во время Щедрых Богов.

- Согрейтесь вместе с нами, чтобы мы могли вместе дарить добро. Мы предлагаем вам мак, хлеб, который вы ели, зерно, которое вы же и сеяли, вино, чтобы согреть вас, и сидр из яблок этого года, который, как вы создали, так и мы создаем",

- объявляет ризничий.

- Слава предкам!


Фото: Patryk Wołosz

Открытие круга. Боги и предки присоединяются к празднику.

На этом ритуал подходит к концу. Однако прежде чем все отойдут от костра, знахарь должен открыть круг и закрыть сферу священного. Он достает палку, которой ранее вырезал на земле священный круг, и проводит линию вокруг собравшихся людей. Затем он в последний раз обращается к богам, приглашая их на общий пир, который проходит в арендованном особняке.

Праздник начинается в 4 часа дня. Родные верующих надевают традиционные для этого времени старопольские костюмы. Мужчины одеты в клетчатые рубашки, а некоторые из них дополнительно пристегивают к поясу прямые клинки, спрятанные в кожаных ножнах. Женщины расхаживают по дому в своих платьях. Все снова становится шумным и веселым. На длинном столе появляются блюда, которые обычно ассоциируются с праздничным сезоном. Здесь и бигос, и рыба по-гречески, и борщ, и пельмени. В центре ставится тарелка с едой предков.

Пиршество начинается с того, что духовник благодарит верующих за то, что они пришли. Затем он передает сидящему рядом с ним человеку каравай, который переходит из рук в руки. Задача каждого коренного верующего — отломить кусочек хлеба, чтобы символически одарить им своих близких.

Для членов коренной польской церкви Щодре Годы — это возможность повеселиться, встретиться с близкими, но прежде всего это глубокий духовный опыт. Ведь исконно славянские верования — это не историческая реконструкция, а настоящая религия.

"Я начинаю день с приветствия Солнца".

Славе 39 лет, последние девять она провела за границей, в Шотландии. Она мама, учитель, владелец маркетингового бизнеса и волонтер. Ее вера в древних богов родилась из любви к родной культуре и желания узнать правду о происхождении своей семьи.

- Находясь за границей, я испытывала ностальгию и жаждала вернуться к своим корням. Эти факторы сопровождали меня в моих поисках, в составлении моих генеалогических деревьев. Прежде всего, я хотела ответить на вопросы: "кто я?", "какой я хочу видеть свою будущую жизнь и жизнь будущих поколений?" и "почему я нахожусь там, где нахожусь?". По мере того как эти пазлы постепенно начали вставать на свои места, появилась вера. Я подумала: "Ага, в этом есть смысл. Славяне верили в реинкарнацию в роду",

- объясняет она.

Она создала группу родной культуры, из которой со временем образовался кластер из нескольких человек. В этой группе Фэйм выступает в качестве мастера церемоний, хотя сама она не называет себя фуражиром.

- Живя в Шотландии, я заметил, что меня окружает мультикультурный мир. Мне пришло в голову, что, поскольку у меня под рукой есть разные продукты питания, я могу обратиться и к религиям. До того как я открыл для себя верования коренных народов, я посещал различные храмы. Я ходил к буддистам на медитацию, мне хотелось поискать себя. То, что я наблюдал, было интересно, но это было не "мое". Это помогло мне понять, что является "моим". Я чувствую это органолептически, нутром. Вера в древние божества — это "мое"",

— объясняет она.


Фото: Aleksandra Bielecka

Слава не отрезает себя от своего прошлого. Как и большинство поляков, она выросла в кругу христианской культуры и умеет извлекать соответствующие уроки из последних лет своей жизни.

- В моей жизни были разные, порой головокружительные этапы. Благодаря им я поняла, что полезно иметь открытый ум. То, что я сравниваю свою жизнь, когда я не верила, и ту, которой живу сейчас, позволяет мне уверенно стоять на ногах,

- говорит она.

Контакт с богами и предками изменил ее жизнь. Слава утверждает, что родные предания дают ей ощущение жизненной стабильности. Благодаря своей вере она способна замечать следы деятельности высших сил, которые раньше не могла разглядеть.

- Я начинаю свой день с приветствия Солнца. Это не значит, что я теряю рассудок. Я просто делаю это, потому что это помогает мне сохранять равновесие в жизни. Во всех сферах своей жизни я замечаю активность богов и моих предков. Я вижу различные знаки, последствия магических действий, которые мы совершаем во время ритуалов. Я даже вижу следы деятельности богов в погоде.

- Я живу в стране, где дождь льет не переставая. Мы проводим все ритуалы на улице, и они всегда проходят под солнечными лучами. Очень часто перед самой церемонией я еду в машине с включенными стеклоочистителями и думаю, что ничего не произойдет, а потом выходит прекрасное солнце. Я думаю про себя: "Ты здесь, ты хочешь, чтобы мы это сделали!". Эта благодарность, которую мы проявляем к богам, начинает возвращаться к нам. Я не единственный, кто замечает эти маленькие знаки. Во время Дзяды в этом году мы все их видели.

Дзяды. "Весь костер взорвался. В огне появилась фигура".

Слава:

- Мы проводили ритуал в развалинах замка. Хозяину, который живет в другом крыле, заранее сообщили, что именно мы собираемся делать. Он упомянул нам, что в здании обитают призраки, поэтому нам пришлось прийти на место немного раньше, чтобы поговорить с ними. Мы почувствовали их присутствие с самого начала. Они просто были там, и это было удивительно, потому что никто из нас не испугался.

Для начала мы приняли у себя этих так называемых домовых, или домашних духов, поэтому были проведены все соответствующие магические действия. Среди прочего, мы приготовили для них молоко и полотенца. Я разговаривал с ними на английском, а затем на польском.

Затем мы зажгли священный огонь и стали приглашать наших предков. Я взял свечу и трижды позвал через приоткрытое окно: "Бабушка и дедушка, бабушка и дедушка, идите ужинать с нами. Я прошу вас прийти на ужин".

Я попросил Велеса открыть ворота Навьи. Как только я это сделал, весь костер взорвался. В огне появилась фигура. Сначала у меня кровь застыла в жилах. Это была такая сила... Все, кто участвовал в ритуале, были в благоговейном ужасе. Люди недоумевали, что происходит. Мы чувствовали их присутствие. Предки были голодны, и мы их накормили.

В конце церемонии мы провели гадание с деревянными дисками, которые имели довольно странную линию полета. Бокалы трескались, вдруг бутылка рассыпалась мелким маком по всей комнате. Вещи, поставленные на середину столешницы, падали со стола. Все это не могло происходить без участия третьих лиц. К этому добавлялись наши внутренние ощущения, которые говорили о том, что мы там не одни.

Глоссарий:

Навь и Вырий — два потусторонних мира в славянских верованиях

Подлазничек — украшение из еловых веток, которое подвешивают к потолку в сезон Щодриха Годува

Славяне — в тексте термин относится к приверженцам родных верований

Żerca — священник, ризничий, церемониймейстер родноверов

Żerwa — жертвы, приносимые богам проповедником

Поиск

Журнал Родноверие