23-24 апреля 2004 в Калуге в помещении Калужского филиала Тимирязевской академии прошел съезд славяно-русских неоязычников, инициатором которого выступил Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры (ССО СРВ). В мероприятии, названном "Первым Международным Съездом Славянских Общин", приняли участие 90 делегатов — в основном из России, но также с Украины и Белоруссии — в общей сложности из 27 регионов. Были приглашены в Калугу и общины "этнических религий" из Польши, Словакии, Болгарии, но они не сумели приехать — кто-то не изыскал денег, кому-то не дали визы. В "Персональном приглашении", которое получил каждый делегат и которое служило основанием для присутствия участия, оговаривалось:

"На Съезде нежелательны:

- члены Круга Языческой Традиции (КЯТ), космополитической организации воинствующих интернационалистов;

- инглинги (члены секты православных староверов-инглингов Патера Дия — о.Александра — А.ХИНЕВИЧА), как представители организации, дискредитирующей возрождающееся Славянское Движение; — а также прочие болтуны, демагоги, провокаторы, христиане и сумасшедшие. Нежелательных на Съезде лиц будет удалять Служба безопасности."

Заметим, что так оно и произошло. Как сообщается в ОТЧЕТЕ ПО РАБОТЕ Первого международного Съезда Славянских общин, "представителя провокационного интернет-ресурса "СлЕд", приглашение которому было аннулировано задолго до Съезда, Служба безопасности не допустила в зал. Приехавшему без приглашения "министру Перуна" из Астрахани также пришлось убраться восвояси".

В итоге, мероприятие проходило, как считают организаторы, "в сугубо деловом, спокойном настрое", если не считать того, что некоей даме, с трибуны призвавшей сносить христианские кладбища, пришлось отключить микрофон, пока она не призвала к чему-нибудь ещё более духоподъёмному.

Славяно-русских язычников правильнее называть "неоязычниками" — как их религиоведы и этнографы обычно и именуют. Неоязычников от исторических язычников отличает прежде всего факт РЕКОНСТРУКЦИИ мифологем и обрядов, философских и мистических представлений, свойственных традиционным "этническим" религиям (кстати сказать, русское слово "язычники" происходит от старославянского "язык" — "народ", "племя" и является калькой новозаветного "ethnikoi" — "племенные", "народные").

Неизбежность реконструкции (причем более или менее произвольной) обусловлена разрывом естественной традиции. Практически все в современной Европе "этнические", или "природные" религии — суть НЕОязыческие секты, за исключением, быть может, языческих культов глухих уголков Восточной Европы (Приуралье, Поморье, северное Поволжье), возрожденных на основе сравнительно недавней и не прерванной (или почти не прерванной) традиции.

Внутри русского неоязыческого сообщества существует два идейных полюса, к которым в разной степени тяготеют большинство групп и общин. Один полюс — это фольклорно-игровое, слабо-политизированное язычество (типологически сходное с толкиенизмом и "ролевыми играми" военно-исторических клубов), другой полюс — язычество политическое, сугубо национал-патриотическое.

Упомянутый выше "Круг языческой традиции" (КЯТ) и дружественные ему группы тяготеют именно к фольклорному полюсу.

В КЯТ входят московско-подмосковные общины "Круг Бера" (волхвы ВЕЛЕМУДР — Алексей Наговицын, ОГНЕЯР — Константин Бегтин, ИГГЕЛЬД — Дмитрий Гаврилов), "Коляда Вятичей" (ВЕЛИМИР – Николай Сперанский, МЕЗГИРЬ — Алексей Потапов), Восточно-славянский центр культурного единства "Купала" (ВСЕСЛАВ — Григорий Якутовский), Московская Славянская Языческая община (волхв МЛАД — Сергей Игнатов), Содружество Природной Веры "Славия" (ЛЮТОБОР — Дионис Георгис), а также некоторые другие, в том числе из ближнего и дальнего Зарубежья (Украина, Дания, Норвегия). Близок к КЯТ волхв-отшельник ВЕЛЕСЛАВ (Илья Черкасов), последователи которого называют его учение и свою секту "Родолюбием", а также группа "Северный ветер" (ИГГВОЛОД — Антон Платов). К фольклорному направлению можно и отнести Коломенскую языческую общину (волхв ВЕЛИГОР — Александр Егоров; БУС КРЕСЕНЬ — Александр Барашков-Асов, переводчик-реконструктор "Влесовой книги").

Фольклорно-ролевые язычники обитают преимущественно в интернете, а их "общины" состоят обычно из 3-5 человек (а то и одного — владельца сайта и пророка-вероучителя по совместительству).

Не то чтоб ролевики и фольклористы совсем чужды политике, но политика для них — совсем не главное, а имеющиеся у них национал-патриотические (как правило) взгляды — не имеют радикального накала. Вожди и идеологи фольклорного язычества время от времени считают необходимым отмежеваться от "нацизма и национал-шовинизма" и увещевать в соответствующем духе паству (как например в т.н. "Битцевском обращении" марта 2003 года; в качестве последовательного антифашиста-язычника известен волхв ИГГЕЛЬД-Д.Гаврилов). Но поскольку основной мотив обращения в неоязычество — это ущемленное национальное самолюбие, не позволяющее поклоняться чужому еврейскому Богу, то паству такие увещевания не всегда впечатляют, или впечатляют с обратным знаком — толкают в объятия языческих национал-радикалов.

Другой полюс, политическое язычество — национал-радикальное, шовинистическое, ксенофобское, зачастую не чуждое открытому антисемитизму, расизму, нацизму. К этому полюсу ближе всего московская редакционно-издательская группа "Русская Правда" (Александр Аратов — ОГНЕВЕД), группа общин "Содружество Доброслава" (Алексей Добровольский — волхв ДОБРОСЛАВ), Всемирный Антисионистский и Антимасонский Фронт (ВАСАМФ) "Память" (Валерий Емельянов — ВЕЛЕМИР, автор антисемитского бестселлера "Десионизация"; умер в 1999), петербургские "Союз Венедов" (газета "Родные просторы"; Виктор Безверхий — волхв ОСТРОМЫСЛ; умер в 2000;"венеды", правда, предпочитают именовать свое учение не язычеством, а "ведизмом" или "ведическим православием"), Московская Славянская Языческая община Сергея Шошникова (отколовшаяся от МСЯО Млада-С.Игнатова). петербургская газета "За Русское Дело!" (Олег Гусев, Роман Перин), московская издательская группа "Витязь" (запрещенная за экстремизм газета "Русские ведомости"; Виктор Корчагин, бывший председатель Русской партии России).

Тяготеют к нему также Московская община "Род" (старейшина — ЯРОСВЕТ Кокуркин), группа "Стезя Правды" (духовный ориентир — художник и публицист Игорь Синявин, умерший в 2000), Партия духовного ведического социализма (Владимир Данилов, Инга Мочалова), группа "Славянское Единство" (Кирилл Афанасович), община "Шаг волка" (Владимир Голяков — волхв БОГУМИЛ II), движение "Солнцеворот" (Станислав Чернышев), "Церковь Инглингов" с центром в АСГАРДЕ-Омске (Александр Хиневич – о.АЛЕКСАНДР, ПАТЕР ДИЙ), рязанский "Союз Славян" (газета "Ариец", издатели Владимир Костылев — БУЯН и Евгений Чуйко — ЯРОВИТ), Калужская Славянская община (газета "Вятич; старейшина и волхв ВАДИМ Казаков), омский Русско-Славянский Национальный союз (Валерий Дёмин), новороссийское общество "Отечество" (Сергей Путинцев, газета "За Русь!").

Не то чтоб политические язычники совсем чужды фольклору и мифолого-этнографическим штудиям (калужанин В.Казаков, например, — признанный в узких кругах специалист по "славянскому обрядовому питанию" и автор брошюр "Именослов" – и "Мир Славянских Богов"), но борьба с идейно-политическими "оккупантами" для них существеннее, чем строгание идолов по картинкам из книг академика Рыбакова и пляски вокруг пней.

"Оккупантов" политические язычники могут называть жестко и откровенно — "жидо-масоны", а могут мягко и завуалированно — "иудеохристиане". Политические язычники издают множество мелкотиражных газет и бюллетеней — как самиздатских, так и зарегистрированных.

Идейным центром политических язычников сейчас является редакционо-издательская группа "Русская Правда", выпускающая и распространяющая одноименные газету и журнал, а также "Протоколы сионских мудрецов", "Майн Кампф", брошюры "Расовая гигиена в национал-социалистической Германии", "Иисус Христос — гомосексуалист" и т.п.

Стиль публикаций газеты "Русская Правда" характеризует, например, статья, под названием "Взорвали московскую синагогу":

"...взрыв никакого ущерба евреям не нанес. Наоборот, легкие травмы получили строители-ремонтники с Украины. Мы осуждаем подобный терроризм. Патриоты так не взрывают!".

Или:

"Если в годы Великой Отечественной был лозунг, причем глубоко национальный, "Смерть немецким оккупантам!", то теперь актуален девиз "Смерть жидовским оккупантам!" (интервью с лидером ВАСАМФ "Память" В.Емельяновым под заголовком "Настоящая "Память" жива"). Промежуточное положение — но все-таки ближе к язычникам-национал-радикалам — занимают две относительно крупные секты: 1)Движение "К Богодержавию" последователей "Концепции общественной безопасности "Мертвая вода" (у "богодержавников" из КОБ "Мертвая вода" есть и собственно политическое крыло – Концептуальная партия "Единение" генерала Константина Петрова) и 2)"Общественная Организация "ВсеЯСветная Грамота" Анания Шубина-Абрамова (в рамках этой концепции орфография имеет мистическое и вероучительное значение, поэтому заглавные буквы должны располагаться только таким образом — и никак иначе).

Часть политических язычников еще в июле 1997 года объединилась в Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры (ССО СРВ). Ядром ССО СРВ стали Калужская Славянская община, московская Издательская группа "Русская Правда" и рязанский "Союз Славян".

На 2004 год ССО СРВ объединяет не менее 20-ти неоязыческих групп и общин (Калужская, Орловская, Тамбовская, Смоленская, Кемеровская, Новокузнецкая, Орская в Оренбургской области, Озёрская в Челябинской области, Уральская, Саратовская, Курганская, Нижегородская, Московская община "Род", Брянская, Пензенская, Тульская, Краснодарская, Новороссийская, а также Харьковская и Херсонская на Украине) и отдельных лиц. Бессменным Главой ССО является основатель Калужской Славянской общины Вадим Казаков. Верховный Жрец ССО СРВ — в настоящее время Мирослав Киселёв (Орёл), председатель Совета по общественным связям — Александр Аратов (Москва).

Различные группы политических язычников всегда не ладили между собой. Добровольский-Доброслав был в 1999 году признан Волхвом ССО СРВ, но не прошло и года, как смертельно рассорился с Аратовым и Казаковым. В 2002 году Казаков исключил из ССО рязанский "Союз Славян".

Инглингов Хиневича-Патера Дия в ССО прозвали "ахиневичами", а самого белоруса "Патера Дия" подозревают в еврействе (поскольку у того есть двоюродный брат в Израиле).

Поклонников "ВсеЯСветной грамоты" в изданиях других политических неоязычников часто называют "несусветными грамотеями" и "РАкомольцами" (РА в рамках концепции "грамотеев" — "солнечный" священный слог, который следует писать исключительно прописными буквами, например: РАсея (в смысле Россия).

Новороссийскую газету "За Русь" в "Русской Правде" переделали в неудопроизносимое слово, вставив в середину букву С.

Одна из старейших неоязыческих сект "Союз Венедов" раскололась не так давно надвое из-за "хохляцкого вопроса". Сам вероучитель и фюрер секты Виктор Безверхий-Остромысл полагал великороссов недостаточно чистыми славяно-арийцами и разрешал им считаться в лучшем случае младшими — но никак не старшими — братьями украинцев. После смерти Остромысла его ближайший ученик Алексей Тищенко стал педалировать этот полу-тайный аспект ведического учения.

Другой ближайший ученик волхва Остромысла, Виктор Иванов, счел это хохляцкой ересью и изгнал ересиарха и его сторонников из доставшейся ему в наследство ведической газеты "Родные просторы". В запале полемики венеды Иванова стали доходить до утверждений, что малороссы — не настоящие славяне, а порченые, с турецко-татарской и даже еврейской примесью. После этого венеды Тищенко создали еще одну ведическую газету — "Ярь", которая защищает честь и достоинство украинской нации.

На апрельский съезд в Калуге, который рассматривался как объединительный, многие группы язычников-националистов не были приглашены (Доброслав, "ВсеЯСветная Грамота", духовные ведические социалисты, "Славянское Единство", омские инглинги). Из инглингов сделали исключение для бывшего главы представительства секты в Москве Андрея Шахова — ИРИСЛАВА. Богодержавников "Мертвой воды" тоже старались не звать, сделав исключение для главного редактора газеты "Знание – власть!" полковника Валерия Задерея.

Другие — были приглашены, но не приехали: владивостокская секта "Щит Симаргла" (АРИЙ, дальневосточный представитель "Русской Правды"), Виктор Корчагин, газета "За Рпусское Дело!", обе группы венедов (и "Родные просторы", и "Ярь"). Дальневосточные и некоторые сибирские язычники не доехали из-за финансовых проблем, Корчагин — поскольку находится под подпиской о невыезде из-за очередного уголовного дела по ст.282 (возбуждение национальной вражды). Венеды "Яри" А.Тищенко проигнорировали мероприятие, потому что были приглашены венеды "Русских просторов"В.Иванова, а в свою очередь венеды-ивановцы не явились, потому что видеть не могут венедов-тищенковцев.

Тем не менее, чисто географически Казаков и Аратов серьезно расширили свое влияние в неоязыческом движении.

На съезде в Калуге политические неоязычники из ССО определили свое место и в более широких рамках национал-патриотического движения. В конце января этого года Казаков и Аратов как представители ССО участвовали в учредительном съезде Русского Освободительного Движения "Национал-Державный Путь России" (РОД "НДПР"), созванном по инициативе Национально-державной партии России (НДПР). Параллельно проходил съезд НДПР, на котором два сопредседателя партии — Александр Севастьянов (национал-патриотический и антихристианский публицист, близкий к неоязычникам) и Станислав Терехов (лидер прокоммунистического Союза офицеров) — исключили третьего сопредседателя, Бориса Миронова (лидера православного крыла НДПР).

В феврале ССО вошел в состав РОД "НДПР", отказавшись, правда, присоединиться к Севастьянову и Терехову в их поддержке кандидатуры Сергея Глазьева на президентских выборах (Казаков и Аратов осудили Глазьева за "дружбу с попами" и призвали язычников голосовать "против всех").

Калужский съезд политических язычников одобрил вступление ССО в РОД "НДПР", "как организацию, зарекомендовавшую себя последовательными действиями по защите прав и интересов Русского Народа".

Поиск

Журнал Родноверие