В наше время можно услышать от некоторых людей такие слова: «Я православный язычник». Причем тот, кто это говорит, не шутит и не вводит, как он считает, своего собеседника в заблуждение. Просто этот язычник славит некую «Правь». При столкновении с носителями неоязыческой веры, особенно в ходе дискуссии об их взглядах, стоит понимать, что скрывается за частоколом используемых ими знакомых, полузнакомых и откровенно новоязных слов.
Поговорим о терминах
Настоящая статья не имеет задачи дать исчерпывающее представление о том, во что верит язычник. Нижеследующий текст – всего лишь попытка разобраться, что же имеют в виду «православные» язычники. В так называемой «Велесовой книге», очень почитаемой современными язычниками, содержатся загадочные слова:
«Правь же невидимо Даждьбогом положена,
а за ней, как пряжа, течет Явь,
которая и творит нашу жизнь,
а когда та пройдет, наступит смерть.
Явь есть текущее и творится Правью,
а после неё есть Навь.
До неё Навь, и после неё – Навь.
А в Прави есть Явь»¹.
В тексте «Велесовой книги» этот отрывок записан так: «правебоесьневідомоуложенад ажьбомапоньякопряжесятецеявеітасоутво/- ріживотонашоатоколі одідесьмртьеесьявьесьт екоущаатворенооправінав/-енбоестепотоіядот еестенаваапотеестенаваавправіжеестеявъ»². Несмотря на то, что понятия «Явь», «Правь» и «Навь» широко распространены в языческой среде, они не имеют трактовки, которая бы признавалась всеми язычниками без исключения. Обычно они трактуются как три мира языческого миропонимания³.
Весьма интересен один из мифов о происхождении трех миров. Согласно ему, когда всебог Род парился в бане, «трижды утирался Он рушником браным, Самой Великой Матерью Макошью вытканным, три капли пота Своего уронил. И от тех капель произошли три мира – Нижний (Навь), Срединный (Явь) и Вышний (Правь). А после третьего пара почил Род от трудов Своих».
Явь, в языческой парадигме, является миром живых, то есть видимой частью мироздания. Покровителем Яви мыслится либо Белобог, либо Перун. Считается, что Перун охраняет Явь от Нави, являясь «Ратаем», воином небесным. Навь – мир мертвых. Он скрыт от глаз живых людей, но волхвы и великие герои, как считают язычники, могут видеть его. Обычно различают Тёмную Навь – Пекло, обитель страждущих душ, и Светлую Навь – Ирий Небесный, обитель душ Святых Предков. Покровителем Нави мыслится либо Чернобог, либо Велес.
Современный «волхв» Иггельд считает, что некоторые души уходят в Навь к Велесу, где он готовит их к новому рождению. Но если Велес ведает, что никакая перестройка не поможет, то в ипостаси Чернобога он прекращает бытие этой сущности полностью. Другие души, более не нуждающиеся в преобразовании, направляются в Правь, светлый Ирий, к вышним богам, на некий иной космический уровень, где участвуют в неведомых нам вселенских процессах, перестав быть тем, чем были прежде.
Довольно известный «волхв» Велеслав мыслит Явь и Навь как две стороны единого целого. Разделение произвел бог Сварог «на Заре Времен». Образом границы между Явью и Навью является река Смородина (сама себя рождающая), через которую можно перейти Навь по Калинову мосту. По нему совершают переход души умерших людей. Правь – небесный мир, вышняя обитель богов. Одновременно под Правью понимается сила и закон мироздания, что удерживает в равновесии Явь и Навь.
В Песнях птицы Гамаюн Правь понимается как «всеобщий закон, установленный Всевышним»⁴. Это равновесие также иногда именуется Ладом. Покровителем Прави мыслится Сварог. Часто «Явь», «Правь» и «Навь» именуются «Триглавом Всемирья». Этот термин отсылает язычников к древним триадам богов. Например, к индуистскому Тримурти: Брахме – Вишну – Шиве. Хотя в современности мы можем наблюдать и заимствование смыслов христианского понимания Троицы.
Таким образом, в неоязыческом представлении о мире мы одновременно отмечаем и дуализм, и традиционное для древних язычников и шаманистов представление о множественности миров. Концепции Мирового древа, которое встречается, скажем, в скандинавской мифологии, у большинства неоязычников не находится. Также в языческие верования вплетается учение о реинкарнации душ при существующей возможности прерывания цикла реинкарнаций путём праведной, с точки зрения язычника, жизни.
Яви и нави
В процессе общения (а возможно, и полемики) с неоязычниками христианину необходимо понимать, как сформировалось такое представление о мире. Современный исследователь неоязычества Р.В. Шиженский справедливо утверждает, что «практически единственным источником, фиксирующим все три искомых термина, является знаменитая фальсификация середины XX века «Велесова книга»⁵.
Стоит, правда, заметить, что слово «явь» содержится в толковых словарях русского языка. С.И. Ожегов это слово толкует следующим образом. «ЯВЬ…Реальная действительность (в противоп. сновидению, бреду, мечте), то, что существует наяву»⁶. В.И. Даль характеризует явь как «состоянье трезвое, сознательное, несонное и без бреду и забытья, в полном, здравом уме»⁷. Д.Н. Ушаков пишет, что явь – это «реальная действительность в противоп. сну, бреду, мечте»⁸. Ничего похожего на мировоззрение родноверов мы здесь не находим.
Слово «Правь» в словарях не встречается.
Сложнее дело обстоит с понятием «Навь». В.И. Даль пишет: «НАВЬ, навье, навья, навий, навей … мертвец, покойник, усопший, умерший…»⁹. Ушаков пишет «НАВЬ… В славяно-русской мифологии – обитатель загробного мира, призрак мертвеца»¹⁰. Это слово даже присутствует в «Повести временных лет»: «Навье бьют полочане». Значение слова – мертвецы. Посему мы можем свидетельствовать, что язычниками слово «навь» употребляется в значении весьма близком изначальному.
Тем не менее, отчетливо видно, что значение терминов «Явь», «Правь» и «Навь», которое им придают язычники, появилось уже в современности.
Безграмотная толерантность
В беседах с неоязычниками стоить иметь в виду, что каждый из этих людей – носитель «своей», личной веры, то есть он может выборочно разделять или не разделять те или иные «вероучительные языческие истины». Современный язычник – религиозно толерантный человек. Толерантность здесь основана не на уважении к другим верам, а на безграмотности и необразованности. Если ему не мешают веровать, он уважительно относится другим религиям – к христианству ли, индуизму или, скажем, какому-то современному абсурдному культу… Он ожидает и от других того же.
Бессмысленно убеждать язычника в том, что некоторые положения его веры не истинны и противоречат друг другу. Единственное, что может заставить таких людей задуматься, – вопрос о происхождении положений веры. Дискуссия с адептами неоязычества может быть успешна тогда, когда нам удается показать подлинное происхождение их «вероучительных истин». Если это описано в древних источниках – это одно, а если миф составил тот или иной современный волхв – это совсем другое, так как теряется вся привлекательность «веры отцов». Но критика неоязыческих источников – это задача уже другой статьи…
Священник Артемий КОЛЯГИН,
настоятель Успенского храма города Ногинск
В основе публикации – статья в журнале
«Московские епархиальные ведомости»
_____________
¹ Велесова книга / Пер. и коммент. Валентина и Юлии Гнатюк. 5-е изд. М.: Армита, 2011. С. 23.
² Творогов О.В. «Влесова книга». Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 43. 1990. С. 185.
³ Шиженский Р.В. «Явь, Правь и Навь» – как религиозно-философские основы славянского неоязычества / [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://ogin.in.ua/index.php?view=article&catid=3%3A2009-11-01-23-08- 24&id=29%3Al-r-&format=pdf&option=com_content&Itemid=8 (дата обращения: 22.01.2019).
⁴ Русские веды. Песни Птицы Гамаюн. Изборник «Книги Коляды» // Воссоздал А.И.Асов. М.: Амрита, 2011. С. 247–248.
⁵ Шиженский Р.В. «Явь, Правь и Навь» – как религиозно-философские основы славянского неоязычества / [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://ogin.in.ua/index.php?view=article&catid=3%3A2009-11-01-23-08- 24&id=29%3Al-r-&format=pdf&option=com_content&Itemid=8 (дата обращения: 22.01.2019).
⁶ http://www.вокабула.рф/словари/толковый-словарь-ожегова/явь
⁷ https://gufo.me/dict/dal/явь
⁸ https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1099198
⁹ https://gufo.me/dict/dal/навь
¹⁰ https://gufo.me/dict/ushakov/навь