Все дети, да и взрослые, хорошо знают, кто такая Баба-яга. Это злая старуха-волшебница, которая живет в лесу в избушке на курьих ножках. Забор вокруг ее жилища сделан из человеческих костей, на нем торчат черепа с горящими глазами. Основное занятие Бабы-яги – похищение маленьких детей, которых она пытается, впрочем, безрезультатно, изжарить в печи. Выглядит она отвратительно: лохматые нечесаные волосы, нос крючком, одна нога костяная, глаза временами вспыхивают красными сполохами. В общем, Баба-яга идеальный персонаж, чтобы пугать непослушных детей.

Это видимо закон жизни, что гениальные идеи распространяются в пространстве и времени прежде всего через людей, способных воспринимать их силу и красоту, чтобы донести ее до тех, чья душа еще дремлет в глубинах общественного и космического хаоса.

8 марта 972 года в героическом бою на острове Хортица погиб Великий Князь Руси Святослав Игоревич, который с небольшой дружиной возвращался из Болгарско-византийского похода. Последний языческий князь стремился сплотить всех славян против нашествия чужеверия на нашей земле.

На второй день конференции мы работали примерно в том же режиме, продавая свои издания и общаясь с единомышленниками. Мне очень приятно было лично познакомиться с Антониной Андреевной Ивановой, педагогом-новатором, автором замечательных книг по русской традиции.

"Не судите и не судимы будете..."

Настоящая работа — ни в коей степени не суд над Павлом Михайловичем Шпилевским, выпустившим в 1846 г. (в двадцатитрехлетнем возрасте) "Белорусские народные предания" под именем Древлянского (этим псевдонимом мы и будем его называть — так привычнее применительно к рассматриваемому нами тексту, поскольку имя Древлянского в контексте истории культуры уже не отделимо от "Белорусских народных преданий") и меньше всего повод для научного снобизма и демонстрации собственного превосходства (какие "мы", в конце XX века умные и объективные, и какие "они" в своем XIX веке глупые фантазеры или хитрые мистификаторы). Если угодно, это попытка рассмотреть текст "Белорусских народных преданий" с точки зрения адвоката в той степени, в какой их автор дает для этого возможность.

Настоящий этап развития исследований в области славянской традиционной культуры — подходящий момент для того, чтобы обозреть этап прошедший, понять логику его развития и увидеть перспективы и задачи, которые еще предстоит решить. Несмотря на то, что тема настоящего доклада носит, казалось бы, весьма локальный и сугубо частный характер, однако эта локальность только кажущаяся, т.к. проблема, которая за этим стоит, является весьма болезненной для исследований славянской мифологии по крайней мере уже целое столетие.

Святослав не ест утиного мяса. На праздник пьет только квас, а сам не трезвенник и не язвенник. С самого утра, как встанет, молится Солнцу. А еще у него есть тайное имя, которое ведают лишь древние боги. А все потому, что Святослав – язычник. В его общине кроме него еще 14 человек. Чтобы сберечь их покой, наш герой просил не указывать своей фамилии.

Как известно, мировой фольклор демонстрирует высочайшую степень повторяемости своих сообщений, знаковых кодов и морфологической организации. Эта повторяемость выходит далеко за пределы одной этнической культуры (где совпадения, естественно, наиболее близки) и одного региона; есть ряд схождений, которые характерны для столь широкого круга традиций, что их можно считать общечеловеческими. Сходства, повторяющихся на огромных временных дистанциях и в чрезвычайно удаленных друг от друга регионах, бывают поистине поразительными.

Явления, известные всем народам как культура плодородия, у каждого этноса существуют как отражение того или иного состояния традиционного типа хозяйственной деятельности в двух взаимодополняющих друг друга и одновременно относительно самостоятельных ветвях традиционной художественной культуры — мужской и женской.

Союз представляет собой общественное объединение любительских фольклорных ансамблей, творческих групп, трудовых коллективов организаций, организованное в 1991 году во имя изучения и воссоздания фольклорных традиций русского народа как неотъемлемой части отечественной культуры и современного культурного процесса.

Поиск

Журнал Родноверие