ЯША И МАША

Все становятся в круг. "Яше" завязывают глаза и раскручивают посреди круга. Задача "Маши" уворачиваться от "Яши", как в жмурках, но периодически подавать голос. Если "Яша" ее поймает, он с завязанными глазами должен определить, кто перед ним. Определит — целует. Не определит — "Маша" возвращается в круг, и "Яша" так и не узнает, кто с ним играл.

Круг, двигаясь в хороводе:
Яша, Яша,
Где ты, где ты?
Маша, Маша...
(останавливается)

"Маша" (тонким голосочком):
Тута... тута...

УТИЦА

Два человека становятся лицом друг к другу, берутся за руки (обе руки). Руки поднимаются, чтобы под ними смогли пройти остальные участники игры. Остальные участники вереницей, держась за руки, проходят по очереди под двойными "воротцами" и поют песню:

Шла утица по бережку, шла серая по крутому
Вела детей за собою, и малого, и большого
Середнего и меньшого
Вы, уты, уты, уты, уты, уты!
Да вы куда, уты, ушли, ушли, ушли?
Да кабы лес перелесился, да кабы свет пересветился!

На словах "кабы свет пересветился" воротца опускаются и ловят того, кто оказывается внутри сцепленных рук. Пойманный присоединяется к ловильщикам, становится третьим в круг и тоже поднимает "воротца".
С каждым коном количество ловильщиков растет, круг увеличивается и ловят, соответственно, большее количество людей из вереницы. Ведущему вереницы — "утке" важно не пробежать под воротцами и провести за собой как можно быстрее всех остальных, но, наоборот, запутать своих "утят", войти в одни воротца, выйти из других и тут же войти в следующие.
Играют до тех пор, пока большинство участников не будет поймано и не перейдет в "ловцы".

[запись]

СЕЛЕЗЕНЬ ЗА УТКОЙ ГОНЯЕТ

Участники стоят в кругу, взявшись за руки. Подпесню "утица" (девушка) убегает от "селезня" (парня). Бегают за кругом и внутри круга. Стоящие в кругу "открывают ворота" утице (поднимают руки вверх) и "закрывают" их перед селезнем, не пуская в круг или из круга. Задача селезня — поймать утицу и поцеловать ее. Затем в игру вступает новая пара. И т.д. Можно сделать, чтобы предыдущая "утица" выбирала на новый кон игры из круга нового "селезня", а тот уже искал себе партнершу — "утку".

Селезень за уткой гоняет,
Молодой за серой гоняет
Поди, утица, домой, поди, серая, домой!
В тебе семеро детей, восьмой — селезень
Девятая — утка, десятая — гуска,
Дома не бывала, детей растеряла!

[запись]

ЗАИНЬКА

Участники стоят кругом, держась за руки. Внутри круга бегает "заинька". Пытается вырваться из круга, пока поются первые четыре строки песни. Если вырваться не удается — остается в кругу. На строках "ну-ка, зайка, скоком-боком, перед нашим хороводом" все в кругу хлопают в ладоши, а "заинька" прыгает. На словах "ну-ка, зайка, обернись, кого любишь — поклонись!" выбирает себе пару из круга (парень — девушку, девушка — парня), и выводит в центр круга. На словах "больше не балуйся, еще поцелуйся!" — троекратно целует в щеки. Партнер становится новым "заинькой", прежний занимает место в кругу.

Заинька серенький, заинька беленький
Некуда заиньке выскочить,
Некуда серому выпрыгнуть
Здесь города турецкие,
Замочки немецкие
Ну-ка, зайка, скоком-боком
Перед нашим хороводом
Ну-ка, зайка, обернись,
Кого любишь, поклонись
Больше не балуйся, еще поцелуйся / 2 раза

ЧЕЛНОК

Участники выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу, крепко сцепившись локтями на расстоянии друг от друга не менее 10-12 шагов. Одновременно начинают сходиться и расходиться (четыре шага вперед — первая строчка песни, четыре шага назад — вторая строчка песни):

Челнок бежит, земля дрожит
Шьет — пошивает, дали посылает

Важно сохранять ровные шеренги. В момент, когда шеренги расходятся, между ними пробегают "челноки". Или по одному, по очереди, или по парам, или группами. Нужно соблюдать осторожность, чтобы челноки не сталкивались.
Постепенно скорость схождения-расхождения шеренг увеличивается, поют все быстрее, и, наконец, кого-то из "челноков" ловят. Он занимает место в шеренге. Песня затевается снова...

[запись]

ЧИЖ

Участников игры в кругу должно быть четное количество. Все заранее делятся на пары. Еще один участник стоит в центре круга. Он — "чиж". Участники идут по кругу, один в затылок другому. По ходу песни участники и "чиж" показывают, какой у чижика хохолочек (ладонь над головой), как он летает (руками показывают порхание крылышками), как он кивал ножкой (прыгаем на одной ножке, вторую держа перед собой, согнутой в коленее).

По дубочку постучишь -
Вылетает сизый чиж
У чижа, у чижика
Хохолочек рыженький
Чижик по полю летал,
Правой ножкой все кивал
Чиж, чиж, не зевай,
Себе пару выбирай!

На последних словах все должны поменяться парами, а "чиж" — найти себе пару. Не нашедший пару становится новым чижом.

КОРШУН

Участники игры держатся за руки, ходят по кругу, поют. Коршун в это время сидит в центре круга. Когда начинается диалог, отвечает на вопросы, сидя в кругу.

Хоровод:
Вокруг коршуна хожу, ожерелье нижу
По три ниточки, бисериночки
Я снизала вороток, вокруг шеи короток
По три ниточки, бисериночки
- Коршун, коршун, что ты делаешь?

Коршун:
- Ямку рою
- На что тебе ямка?
- Мешочек шить
- На что тебе мешочек?
- Камушки собирать
- На что тебе камушки?
- Воробышков пугать!

На словах "воробышков пугать" Коршун вскакивает и ловит разбегающихся из круга "воробышков". Пойманный присоединяется к первому коршуну и тоже садится в круг. Теперь ему тоже придется ловить воробышков. Диалог с "коршунами" теперь уже идет во множественном числе: "Коршуны, коршуны, что вы делаете?.." — "Ямку роем!.." С каждым коном "коршунов" становится все больше, "воробышков" все меньше. Игра заканчивается, когда переловлены все "воробышки".

[запись]

ЗАРЯ-ЗАРЯНИЦА

"Все стоят в кругу, взявшись за руки, причём желательно, чтобы участники с примерно равными физическими возможностями (парень-парень, девушка-девушка, ребёнок-ребёнок) стояли рядом друг с другом. Внутри по кругу ходит "Заря" с платком или шарфом в руках.

Участники поют:

Заря-заряница, Солнцева сестрица
По полю ходила, ключи обронила
Ключи золотые, ленты голубые...

На последних словах "заря" вешает платок на сцепленные руки двух рядом стоящих людей (двух парней, или двух девушек, или двух детей), "разделяя" их, но не отпуская платок. Они расцепляются и разворачиваются спиной друг к другу, чуть выйдя за периметр круга.

Участники хором командуют:

Раз-два, не воронь, беги как огонь!

Оба участника должны бежать в разные стороны по внешней стороне круга. Кто быстрее обежит весь круг, вернется на свое место, тот и хватает платок. После того, как добежавший первым участник взял платок, он входит внутрь круга и благодарит "Зарю" поклоном или поцелуем. Традиционный поцелуй выглядит так: парень становится напротив девушки на расстоянии чуть меньше вытянутой руки. Участники держатся за руки, слегка согнутые в локтях, разведя их в стороны и подняв до уровня чуть ниже плеч. Потом пара тянется друг другу щеками, и целуются в щёчку, потом в другую, потом опять как вначале. Всего 3 раза.
Затем выбирается новая "Заря", причем девушка выбирает среди парней, парень — среди девушек.

[запись]

ДЯДЯ ТРИФОН

Участники игры держатся за руки, идут по кругу, поют:

Как у дяди Трифона
Было семеро детей,
Было семь сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга всё глядели.
Разом делали вот так...

Ведущий ("Трифон") в это время стоит в центре.
После слов "Разом делали вот так..." Трифон показывает какую-нибудь фигуру, позу ("руки вверх, "мостик", "вприсядку", можно взять кого-нибудь из стоящих в кругу за нос — пусть фантазия подскажет). Все участники должны повторить показанную фигуру. Забавно, если в фигуре нужно задействовать соседа. "Трифон" смотрит на участников игры и выбирает лучшего. Занимает его место в кругу. Выбранный становится новым Трифоном.

[запись]

СИЖУ-СИЖУ НА КАМУШКЕ

Участники идут по кругу, один сидит в центре, на "камушке". Поют все:

Сижу-сижу на камушке, сижу на горючем,
А кто меня верно любит? А кто меня сменит?
А кто меня верно любит? А кто меня сменит?
Меня сменит-переменит, еще поцелует?

После "поцелует" желающие подбегают к сидящему в центре (парни к девушке, девушки к парню). И тот, кто первый поцелует, занимает место в кругу.
Можно играть так, чтобы в кругу сидело сразу несколько человек. Тогда во время песни сидящие должны тоже образовать круг (прямо сидя на корточках) и хлопать в ладоши таким образом: раз — руки свели, хлопнули, два — руки развели, левую ладонь повернуть вверх, подставить под хлопок левого соседа, правую — вниз, хлопнуть по ладони правого соседа. Целуют, соответственно, парни девушек, девушки — парней.

Я НА БОЧКЕ СИЖУ...

Правила практически те же, что и в предыдущей игре "сижу-сижу на камушке...", только сидящие в кругу во время песни берутся за плечи соседей и прыгают на корточках по кругу.

Я на бочке сижу,
Слёзы катятся,
Денег нет ни гроша,
Выпить хочется.
Я сижу-сижу, горюю
У ракитова куста,
Если кто меня полюбит,
Пусть и выручит меня!

В конце так же — парни выбегают, целуют сидящих в кругу девушек, занимают их места, девки целуют парней, занимают их места.

ПОДУШЕЧКА

Участники стоят кругом, внутри круга ходит парень с подушечкой в руках (если нет настоящей, в качестве "подушечки" может выступать, например, сложенный шарф). Парень идет степенно, выбирает себе девушку. Круг поет:

Подушечка-раздушечка, моя, пуховая!
Ой, лёли-лёли, моя пуховая!
Ой, лёли-лёли, моя пуховая!
Кому — вечер, кому — вечер, а мне — вечеринка!
Ой, лёли-лёли, а мне — вечеринка!
Ой, лели-лели, а мне — вечеринка!

Далее парень должен остановить выбор на одной девушке, остановиться напротив нее и поклоном пригласить в круг. Это он делает на словах песни:

Кому — цветик, кому — алый, а мне — красна девка!
Ой, лёли-лёли, а мне — красна девка!
Ой, лёли-лёли, а мне — красна девка!

Парень с девушкой выходят в круг, парень кладет "подушечку" на землю и становится на ее край коленями. Девушка тоже становится на колени — на противоположный край. Всё это на словах:

На коленочки поставлю, целовать заставлю!
Ой, лёли-лёли, целовать заставлю!
Ой, лёли-лёли, целовать заставлю!

Далее парень целует девушку, осторожно наклоняясь то к правой, то к левой ее щеке. На словах:

Целуй, милый, целуй, милый, целуй, не пасайся!
Ой, лёли-лёли, целуй, не пасайся!
Ой, лёли-лёли, целуй, не пасайся!

Затем парень с девкой встают, парень занимает место в кругу, а девка берет "подушечку" и с поклоном отдает ее следующему парню из круга. Начинается следующий кон игры...

РАСТЯПА

Для этой игры нужен гармонист с гармошкой.
Участников должно быть четное количество, плюс один "Растяпа". Участники делятся на пары и встают "двойным кругом": сначала — один круг, каждый человек — лицом в центр круга, а в затылок за каждым из стоящих — еще по одному человеку, образуя, как бы, второй, "внешний" круг. В центре круга стоит "Растяпа". В начале игры все хором говорят, указывая на "Растяпу" пальцами:

Раз, два, три, растяпа — ты!

Затем играет гармошка и участники "внутреннего круга" начинают плясать, двигаясь по кругу, по часовой стрелке. "Растяпа" пляшет вместе со всеми. Участники "внешнего круга" стоят на месте и хлопают. В самый неожиданный момент гармонь замолкает, и все плясавшие должны быстро найти себе пару: встать в затылок за кем-нибудь из стоящих. "Растяпа" тоже ищет себе пару. В результате один человек остается без пары. Это — новый "Растяпа". Он выходит в центр круга, и ему кричат:

Раз, два, три, растяпа — ты!

Снова начинает играть гармошка, и теперь уже пляшут и ищут пару те, кто из "внешнего" круга перешел во "внутренний".
Если человек остался "Растяпой" второй раз, ему кричат:

Раз, два, три, четыре, пять, растяпа — ты опять!

Если остался и в третий раз, тогда так:

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, растяпа — ты совсем!

Поиск

Журнал Родноверие