Былинный камень Василия Буслаева.

В 1985 году вологодский краевед И.Ф. Никитинский путем опроса жителей Тарногского района Вологодской области узнал о существовании неподалеку от деревни Тиуновской некоего поклонного камня с крестами. Так был открыт один из наиболее ярких археологических памятников Вологодчины-Тиуновское святилище, по мнению ученых, являющееся одним из самых поздних действующих языческих святилищ севера России. В настоящее время святилище представляет собой два крупных камня, расположенных в 0,9 м друг от друга по линии запад-восток.

Восточный камень-плоская плита с уклоном к северу неопределенной формы, поперечником до 1,9 м. Северная часть плиты(примерно ее половина) находится ниже уровня земли. Структура камня крупнозернистая, цвет серый. В грунте на плите, вокруг нее и особенно между плитой и вторым камнем обнаружено много угля, так что вполне возможно плита служила в свое время алтарем. Куда более примечателен второй из камней Тиуновского святилища-западный. Он достигает в поперечнике 3 метров, а максимальная его высота-1,36 м. У основания камень представляет собой что-то вроде трапеции, а кверху скругляется до куполообразной формы. Своими сторонами он сориентирован по сторонам света.

Северная сторона несколько более короткая, чем южная. Но самое интересное-на камень нанесены многочисленные знаки, рисунки и символы. Появились они здесь, по мнению ученых, самое позднее в конце 15 века. Многие символы впоследствии были изуродованы христианскими вандалами, пытавшимися «крестить» языческую святыню, выбивая на ней многочисленные кресты. По мнению первооткрывателя Тиуновского святилища И.Ф. Никитинского, много лет исследовавшего изображения на камне, здесь представлена картина мира создателей святилища, жителей Заволочья. Вселенная нарисована в виде Мирового Древа Жизни, проходящего через три вертикальных уровня. Это ось и опора мироздания. По изображенной лестнице на небо души праведников поднимаются ко входу в рай, первоначально изображенному в виде орнаментированного прямоугольника, а затем прорезанному более четко в виде окна или двери. По разорванной веревочной лестнице души грешников попадают в подземный мир. Изображенный здесь же корабль, мачту которого позже переделали в крест на Голгофе,-это, вероятно, средство переправы душ умерших.

В пантеоне изображенных на камне богов тот, что в солнцеподобном головном уборе-самый главный. Вторая по значению-богиня-мать, изображенная с ветвью в руке вблизи Мирового Древа на фоне небесного жилища. Божество в позе оранты(руки согнуты в локтях и подняты вверх)-бог окультуренного пространства, отграниченного от остального мира. Божество верхом на олене-богиня охоты и лесов. Возможно, в пантеоне святилища был и бог подземного мира, которого изображать опасались и лишь высекли тайными символами его имя в корнях Мирового Древа. Большую трудность для ученых составила расшифровка рисунка «всадник, попавший в яму». Возможно, он имеет значение заклинания-угрозы : «Смерть врагам!» В местных легендах действительно есть схожий сюжет. В летописных источниках от 1342 года упоминается об уничтожении волочанами, ранее называемыми чудью заволочской, отряда новгородского боярина Луки Варфоломеева, пытавшегося подчинить себе лично Двину и Вагу.

На камне три надписи на кириллице и четвертая-тайными знаками. Прослеживается свидетельство того, что Тиуновское святилище несло также функцию обсерватории. Так, Мировое Древо изображено на шлифованной поверхности под углом 53 градуса к горизонту. Это угол подъема Солнца в день летнего солнцестояния на данной широте. По имеющимся на камне трем глубоко процарапанным двойным линиям просчитывали дни весеннего и осеннего прихода северного оленя, начало массовых сельхозработ и уборки урожая. Эти даты находят подтверждение и у этнографов. Энергетика Тиуновского святилища сложная, ее нельзя назвать однозначно положительной. Возможно, сказывается осквернение его христианами и наслоение их обрядовых традиций на изначальные. Интересно, что Тиуновское святилище расположено в самом центре распространения былин о разудалом новгородском молодце Василии Буслаеве. По сюжету, того во время путешествия со своими товарищами неудержимо тянет взглянуть на некий камень Алатырь и потом через него перепрыгнуть. Причем прыгать надо обязательно поперек камня.

Василий сперва прыгал, как все, но потом задумал прыгнуть вдоль, задел правой ногой за камень, упал и разбился насмерть. Но почему удальца так тянет к камню? Зачем через него прыгать? Одна из наиболее ранних былин рассказывает, что на некоем камне сидел и обращался к нему за помощью в рождении сына будущий отец Василия, Буслав Сеславьевич. Явившаяся к нему в этот момент «бабища матерая» предсказывает, что просьба исполнится. Обращение за помощью к священным камням известно у многих народов мира. Образ «бабищи матерой» тоже не случаен. Скандинавские саги, повествую о набегах викингов на северо-восток Европы, упоминают о жрицах языческих святилищ. Главная жрица во время ограбления викингами храма поднимает одного из них над головой(право же, «матерая»!) и, бросив на камень, ломает ему хребет. Если предположить, что Василий Буслаев связан с камнем по рождению, становится ясно, почему он так к нему стремился.

Прыжок же через камень-это, вероятно, своего рода ритуал, когда прыгающий через его купол возносится в небо, в мир богов и может донести до них свою просьбу. Прыгать можно только с севера и северо-запада, поперек камня. Высота его здесь 0,7-1 метр, притом движение идет вниз по склону. С юга и востока высота камня больше метра. Местные старожилы вспоминают, как мальчишки в возрасте 12-14 лет прыгали через камень, а девочки того же возраста на камень садились(правда, уже никто не помнит, зачем). Ритуал прыжков, упоминаемый почти во всех былинах, очень важен : даже поздние источники, несущие на себе печать влияния христианства и отправляющие Василия путешествовать в Иерусалим, все равно упоминают о его прыжке через камень. Есть и другие совпадения, позволяющие предположить, что камень Тиуновского святилища-тот самый, былинный.

Одинаков его размер : «через него только топор подать». В старейших вариантах былины камень называется «морская пучина вокругом глаза». Морской пучиной, судя по изображению корабля на куполе Тиуновского камня, представлялось небо, а «вокругом глаза»-это глаза богов, почитаемых в данном святилище. В былинах упоминается и о надписи на камне, а здесь их целых четыре. Так что, возможно, именно здесь и сложил свою буйную голову один из самых неоднозначных героев русского былинного эпоса. И нам остается только гадать, что же такое необыкновенное пожелал Василий Буслаев у камня, что ему пришлось прыгать через него иначе, рискуя жизнью, и заплатить такую дорогую цену. Святилище расположено в 3,5 км северо-восточнее деревни Тиуновской Тарногского района Вологодской области в бассейне реки Кокшенги, в верхней, восточной части южного выступа гряды, простирающейся на несколько километров с юго-запада на северо-восток с отклонением к северу на 30-40 градусов. Высота над уровнем воды в небольшой речке Коржа(левый приток Тарноги, протекающий в 0,5 км к юго-востоку) около 30 метров. Склон возвышенности порос сосновым с примесью березы лесом, по верхней части его простирается поле. Памятник находится в лесу, в семи метрах от опушки.

Поиск

Журнал Родноверие