В украинском журнале «Родовое Вогнище» № 2 за 2005 год была опубликована статья старейшины Ворона (Измалков Р.) из луганской общины «Коловрат» — «Обряд розхрещення – шлях у нiкуди»[1]. Как человека, в какой-то мере причастного к становлению этого обряда в России, меня данная работа не могла не интересовать. Однако, по прочтении, выяснилось, что о самом обряде речи, собственно, и нет, как нет и его критики. Ворон мельком и в шутку задает лишь несколько риторических вопросов по теме, заявленной в названии статьи, а потом уклоняется в обсуждение отвлеченных понятий. В своем ответе, в контексте критического разбора статьи, я постараюсь разъяснить существо обряда, видимо превратно понятого луганским старейшиной. Меня несколько покоробили некоторые выражения автора, посему, пусть он не обижается, обнаружив в данном ответе их же, но примененными к себе. Ворон в своей статье припомнил закон подобия: «Подобное притягивает подобное» (кстати, странно, что при нападках на оккультизм, автор с охотой цитирует оккультный же закон). Так вот, эта статья – его частный случай…

«Нинi, у деяких громадах, що сповiдають вiру предкiв, вважаэться, що для того, щоб осягнути мудрiсть Рiдної Вiри, необхiдно пройти так званий «обряд розхрищення»».

Обряд раскрещивания проводится вовсе не для этого, уважаемый Ворон. Его цель – снять с человека те навьи чары, что накладываются на него во время крещения. Христианство, иудаизм, мусульманство и буддизм – деструктивные вероисповедания, основанные на почитании Темного Бога (опустим подробности, но, если будет в том надобность, то обосновать это не долго). Попы, разводя свои церемонии, через набор символов выводят неофита из его рода, перекрывают центры силы. На определенные места тела крещаемого мажется елей и миро (вещества, поглощающие энергию). Тем самым пресекается связь с предками[2]. Ну, про наречение крестильными именами, принадлежащими неясными нам мертвецам, про купание в воде (смертность зимой у детей сами представьте какая) – говорить не будем.

А теперь – несколько слов из истории «раскрещивания». Так сказать, о маленьком парадоксе. Я не знаю, в какой форме бытует обряд раскрещивания на Украине (Ворон ни словом его не описывает), но в части общин России он выглядит как последовательное очищение силами стихий (огонь, вода, железо, воздух и земля (ее символизирует зерно)). Именно в такой форме он и зародился в нашей общине, и именно так он впервые описан в прессе (питерская газета «Родные просторы», № 1 (25), 1995)). Но все дело в том, что этот самый обряд – не есть обряд раскрещивания. Цитирую сам себя: «Хотим рассказать, как в наших общинах Трояна проводится обряд наречения именем. До начала обряда нужно раскрестить человека, если он был крещен в церкви. Раскрещивание можно делать так, как в Рыбинской ведической общине»[3]. Далее, собственно и шло описание нашего собственного обряда имянаречения. В одном из предыдущих номеров «Родных просторов» (№ 3 (24), 1994) приводилась статья «Ритуал очищения» Кича Мигуна, главы общины из Рыбинска, вот на нее я и сослался. Сам Кич именует сей обряд «ритуалом очищения от крещения». «Раскрещиванием» же его поименовали у нас. Обряд из Рыбинска схож с нашим наречением в той части, что в нем также превалирует очищение стихиями. И в защиту его скажу также, что в нем нет ничего, что относилось бы к христианству, равно как и обыгрыванию образа креста. Это очищение как таковое. Однако же, о том обряде уже и памяти нет, а вот наш прижился, но, как-то так получилось, что раскрещиванием стали называть именно его, хотя это и не так[4]. Бывает.

Чтобы не быть голословным, процитирую фрагменты из обеих статей.

«РИТУАЛ ОСВЯЩЕНИЯ»: «Очищаемый и жрец подходят к алтарю, очищаемый останавливается перед алтарем лицом на запад, жрец подходит к другой стороне алтаря, смотря на восток. Напротив него стоит очищаемый. Жрец зажигает ритуальный огонь – свечу или костер.

После этого он поднимает руки к небу и произносит:

СВАРОГ, СЛАВЬСЯ, ВНЕМЛИ, СЛАВЬСЯ!

СВЕНТОВИД, СЛАВЬСЯ, ВНЕМЛИ, СЛАВЬСЯ!

ПЕРУН, СЛАВЬСЯ, ВНЕМЛИ, СЛАВЬСЯ!

Во время каждого славления жрец торжественно обходит очищаемого и алтарь. После этого он снова встает перед алтарем лицом на восток, зажигает палочку или достает из костра головню и, держа ее перед собой, произносит: «смотри – это союз огня и воздуха».

После этих слов кладет палочку и берет в руки чашу с водой, бросает в нее три щепотки соли и держа ее перед собой произносит: «смотри – это союз земли и воды».

После этого кладет чашу на место и снова берет палочку или головню и, проводя ею перед грудью очищаемого, произносит три раза: «огнем очищаю».

Сказав это, кладет палочку и, взяв чашу в левую руку, окунает пальцы правой руки в воду и брызгает водой на очищаемого, произнося три раза: «водой очищаю»».

«НАРЕЧЕНИЕ СВЕТЛЫМ ИМЕНЕМ»: «Итак, обряд. Усадить человека на ветки, сено или чурку, обвести это место замкнутым кругом. Круг можно очертить ножом, который потом остается в земле. Затем омывают голову (родничок) водой и срывают с человека старую, ненужную рубаху. Топчут ее и с приговорами: «Прощай, жизнь старая, здрава будь жизнь новая» — сжигают. Волхвы делают очищения стихиями. Обносят огнем, сыпят зерном, брызгают водой, обдувают воздухом (чистят дыхание) и делают пассы руками, типа «бесконтактного массажа» (чистят энергию).

Очищение обычно проводят несколько волхвов (жрецов). Они же далее обходят нарекаемого по кругу, держа свои правые руки возле его головы. В это время они протяжно возглашают кличи – ГОЙ или СВА – три раза».[5]

Этот же текст, почти дословно был воспроизведен в трех изданиях книги «Мир славянских Богов» (1997, 1998, 2000)[6]. Первые два – мои совместно с В. Казаковым (глава ССО), третий – под его именем, т. е., по сути дела, как бы являет уже их собственную традицию, хотя данный обряд, и так ясно откуда.

«а в запасi цих язичникiв-рiдновiрiв… е обряд «розмусульманення», а «обряд розбуддистення»? А як щодо «розатеїстення», або «розшаманення»?»

Как я уже сказал, чернобожие присуще всем т. н. «мировым религиям», а, поскольку «раскрещивание» снимает не какой-то там конкретный наложенный крест (ибо нет в нем срывания креста, топтания икон и глумления над просвирками), то он применим и для тех, кто покинул ислам или буддизм. Форма обряда очищения при этом никак не меняется. Атеизм, в существующем его определении, не вероисповедание, хотя и мировоззрение. Мировоззрение человек может поменять сам, а обрядов в атеизме (опять же, в классическом определении) нет. Про шаманизм Ворон сказал, должно быть, не подумав. Традиционные религии – это родноверие и есть. Шаманисты – наши родные братья. Про какое очищение от шаманизма может вообще идти речь? Право же, расписывая подробности, не стоит увлекаться, а то потом может быть стыдно…

«На мiй погляд, обряд розхрещиння е просто вигадка необтяженого розуму».

Ну а на мой, таковым является обсуждение проблемы, без вникания в ее суть.

«Я вважаю, що плодити «розхрещення» це не цiль Рiдної Вiри, наша мета полягае в тому, щоб вiдновити мудрiсть предкiв, наш iсторичний Покон, а не в тому, щоб знищувати християнство. Iнакше, в скором часi, рiдновiрський рух перестане бутi рiдновiрським, а стане просто антихристиянським».

Ворон или лукавит, или не знает. Родноверие в самом начале своего возрождения было весьма заметно антихристианским, и это вполне понятно, ибо люди шли к вере пращуров именно из-за неприятия христианских «ценностей». И речь идет не о том, что в обрядах допускались антицерковные или антихристианские действа, а о том, что сам дух был таков, сама идея возрождения этому способствовала. А во многих неоязыческих движениях этот элемент и ныне весьма на виду. Далее (цитировать не стану, а перескажу) Ворон поясняет, что он имеет ввиду под превращением родноверия в антихристианство: превращение в перевернутое христианство (а ля сатанизм). Они – крестят, а мы – раскрещиваем, они (что? венчают? соборуют? поминают?), а мы — …

Полноте, Ворон, уж это-то нам не грозит, именно из-за нашего «антихристианства», а именно из-за неприятия всего лживого, что оттуда, из христианства, истекает. И не важно, в прямом ли виде, или в перевернутом. Идея-то в основе все равно одна и та же.

Ворон усиленно цепляется к устоявшемуся названию обряда – раскрещивание. «А раптом церква замiсть обряду водохрещення стане прводити такий, або iнший обряд. Тодi що? Змiнювати обряд «розхрещення» на обряд «роз…»?» Тодi що? Тогда см. вышеприведенное объяснение обряда. Суть не в его названии, а в содержимом. В качестве примера, напомню. Родноверие еще совсем недавно именовалось «ведизмом» (это, конечно, мало кто помнит), «язычеством». Последнее название вполне всех устраивало, тем паче именно под этим именем мы и доныне известны всему миру (в официальных исследованиях, с приставкой «нео»). А потом, раз, и сменилось название. И ничего, живем дальше. Название – это лишь ярлык. Можем и «раскрещивание» заменить на любое более благозвучное именование. Тем более, как я уже говорил, нет в сем обряде никаких конкретно антихристианских (в любом смысле этого слова) моментов. Это очищение.

С этого момента, автор совершенно уклоняется от обсуждения раскрещивания, переходя к разбору идей, имеющих к обряду лишь косвенное отношение, да и то, обусловленное авторскими натяжками и неверными предпосылками. На этом месте и мы бы могли оставить дальнейший разбор статьи, но из-за того, что Ворон затрагивает все же не простые вопросы, и мы последуем за ним. По пунктам.

Ворон признает, что не любит христианство, но, в тоже время, и не чувствует к нему ненависти, ибо оно для него – ничто, мусор. Вот как? Эта религия уничтожила тысячи людей нашего рода, благодаря ей под топор легли волхвы родных Богов, сгинули многие наши святилища, прервался исторический путь развития государства. Само родноверие стало синонимом мерзости и богоотступничества, а Ворон совершенно спокойно относится к этому нарыву на теле народа! Черт с ними, с рядовыми «православными», их ненавидеть не за что, но всего лишь не любить их доктрину, и это в виду содеянного под ее знаменами, это, знаете ли, слабовато…

Ворон утверждает, что изучающие христианство родноверы («щоб довести собi i всiм «яке поганее християнство») – рабы христианства. И ему лично плевать – враг Джизус, чi нi. Странно. Чтобы грамотно отстаивать свою веру, не достаточно, увы, знать только ее. Разговор все одно свернет на христианство, и если тут вы отговоритесь тем, что, дескать, вас эта тема никоим образом не интересует и обсуждать вы ее не станете, то оппоненты поймут это совершенно однозначно: вы или не компетентны, или вам слабо, и, соответственно, все ваши предыдущие аргументы – нiщо, порох, смiття. Врага надо знать в лицо, посему для тех, кто сталкивается с вопросами обсуждения своей веры с частными лицами, совсем не плохо знать хотя бы основные проколы христианства, что бы грамотно его раскритиковать.

А вот и снова возвращение к теме: «Цiкаво також, що найчастiще для того, щоб пояснити необхiднисть обряду розхрещення вдаються до термiнологiї окультизму. Починаются розмови про «астрал», «егрегори» i т. д. Розмови цi зводятся до того, що обряд розхрещення знищуе «астральнi нитки», через якi «християнський егрегор» впливаэ на людину».

Честно говоря, с подобными толкованиями в живую не сталкивался, Боги миловали. Но, кажется, догадываюсь, откуда ветер дует. В сборнике «Единство – в многообразии» (Выпуск первый. – М., 2001) была напечатана статья Лихобора, главы общины «Путь Прави», – «Что делать язычнику с крещением?» Здесь как раз и употребляется понятие «эгрегор».

Привожу выдержки из абзаца «Обряд снятия крещения». Сравните их с описанием обряда наречения именем, приведенным выше. Это один из примеров, подтверждающих, что именно этот обряд утвердился под именем «раскрещивания».

«Если у человека осталась крестильная рубашка или крестик перед раскрещиванием их нужно надеть. /…/ Если нет ни того, ни другого, можно просто одеть старую ненужную рубаху. Недалеко, в стороне от основного круга человек усаживается на колени».

«После этого вокруг него либо ножом, либо топором проводится по часовой стрелке круг. /…/ Сначала с помощью ножа или топора человеку обрубают связи с христианским эгрегором».

«После того, как связи отрубили, необходимо открыть человеку «родничок» (энергетический центр на макушке головы). /…/ Потом от родничка «отрезается» ножом канал, которым он как пуповиной прикреплен к эгрегору».

«Потом с человека сдирается с помощью ножа рубашка, и разрывается цепочка на кресте. Крест с рубахой бросается в огонь. Когда рубаха начинает гореть, с помощью палки ее вытащить из костра, отнести подальше и затоптать как следует».

«Когда человек очищен, его нужно представить стихиям: огню, воздуху, воде, земле. Это происходит следующим образом: 1) Огонь. Берется головня, обносится вокруг человека /…/ 2) Земля. Берется соль, либо крупа (гречка или пшено), идет движение посолонь, и человек обсыпается /…/ 3) Вода. Тоже самое. 4) Воздух. То же самое, только воздух на человека нагнетается руками. Можно подуть человеку в затылок».

«Теперь необходимо начать работу с языческим эгрегором. В этом должны участвовать (очень желательно) два человека. Над макушкой головы раскрещиваемого ставятся правые ладони (одна над другой) и в процессе движения посолонь протяжно возглашается либо СВА либо РОД (девять раз)».

Убедил?

Я не против того, что наш обряд зажил самостоятельной жизнью, но не до такой же степени!..

А вот такой вариант куда как годится:

«3) Обряд очищения. При необходимости и по личному желанию нарекаемого над ним проводят обряд раскрещивания – очищения Огнём (от древнерус. «Крес» – «Огонь») и Железом. Сведущий человек, проводящий обряд, отсекает «Сварожьим Железом» (как правило, кованым ножом либо топором) все «сглазы и наузы, все зароки и притороки» с нарекаемого, после чего – подносит ему чашу с горящим в ней Огнём. Нарекаемый водит над пламенем обеими ладонями, очищая их тако от всякой скверны, затем «черпает» Огонь и «умывает» им сначала лицо, затем всю голову и особенно макушку (Родник-Колород – связь с Родом). Раскрещивание помогает избавиться от многих болестей и хвороб, тяготящих душу прежних связей и ложных мировоззрений. В завершение оного на нарекаемом рвут старую рубаху, бросают её через левое плечо, после чего – топчут ногами, говоря при этом:

ПРОЩАЙ ЖИЗНЬ СТАРАЯ!

ЗДРАВА БУДИ ЖИЗНЬ НОВАЯ!

ГОЙ!

4) Причащение Стихиями. Сведущий человек, ведущий обряд, обсыпает нарекаемого зерном, символизирующем Землю (так, чтобы несколько зёрен непременно остались на макушке), речёт Слова:

КАК ЩЕДРА БОГАТА И ПЛОДОРОДНА РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

ТАКО ЖЕ БУДЬ И ТЫ!

ГОЙ!

Затем – трижды окропляет нарекаемого чистой водой (так, чтобы несколько капель непременно остались на макушке), речёт Слова:

КАК ЧИСТА ЭТА ВОДА

ТАК БУДУТ ЧИСТЫ ТВОИ ОЧИ!

КАК ЧИСТА ЭТА ВОДА

ТАК БУДУТ ЧИСТЫ ТВОИ ПОМЫСЛЫ!

КАК ЧИСТА ЭТА ВОДА

ТАК БУДЕТ ЧИСТО ТВОЕ СЕРДЦЕ!

ГОЙ!

Затем – обносит нарекаемого Огнём, речёт Слова:

КАК ЯР И СВЕТЕЛ ЭТОТ ОГОНЬ

ТАКО ЖЕ БУДЬ И ТЫ!

ГОЙ!

И, наконец, – подувая на темя нарекаемого, речёт Слова:

А ДУХ БОЖИЙ САМ РОД ВДОХНУЛ!

ГОЙ!

5) Представление Отцу-Сварогу и Ладе-Матушке. Простирая длань десницы над макушкой нарекаемого, жрец трижды «прогуживает» священный слог «ГОЙ» (если нарекаемый – мужского пола) или «МА» (если – женского)»[7].

Это волхв Велеслав постарался. «Раскрещивание» к «кресу-огню» возвести мог только он, дай Велес ему здоровья. Ключевые моменты обряда узнаваемы – достаточно сравнить тексты всех приведенных статей. Его статьей я едва ли не исчерпал все имеющиеся источники по данной теме.

Мне крайне любопытно, что ответит Ворон своим оппонентам (ну, хотя бы тому же Лихобору, если я не ошибаюсь относительно источника сведений). А ему дивно слышать от язычников такие разговоры. Дескать, какое отношение оккультизм имеет к родноверию? Вводить оккультные термины и понятия в язычество славян – «значить дискредитувати вiру предкiв». Во как! Сурово и резко. Оппоненты, правда, и не думают вводить термины в родную веру, они лишь объясняют происходящее, по их мнению, в ходе обряда, определениями, как им кажется, вполне подходящими. Не стоит их за это журить, ибо это лишь слова, а не суть. Но, Ворон, почему-то придрался к словам, как редкостный буквоед.

И вот тут начинается то самое обсуждение отвлеченных понятий, о котором я поминал в начале своего ответа. Вместо того, чтобы, пнув молчаливых оппонентов, и на том успокоится, Ворон возмущенно заявляет: «Я вже мовчу про те, що люди, якi цим займаються, досить поверхово розумiються в пiднятiй проблемi». Дивно-то как! Оказывается все ж таки есть проблема, раз ее подняли? Самое забавное, такое возмущение приличествует, скорее, оголтелому оккультисту, нежели родноверу. Язычник бы плюнул на сие, и ушел, но Ворон решил объяснить темным людям, поверхностно в проблеме разбирающимся, значение этих самых терминов. Батенька, в ведь это совершенно нелогично! Людей, изучающих христианство с его библией, ради популярной критики сего бреда, вы именуете рабами христианства, но если это правило применимо ко всем, стало быть и тот, кто так хорошо разбирается в оккультизме, что берется истолковывать его термины с книгами классиков оккультизма на руках, сам в таком случае раб оккультизма!

Первым делом, Ворон предостерегает от черпания информации об оккультизме из желтой прессы и популистских изданий. Что ж, совет дельный, исходящий явно от человека знающего, где подлинный оккультизм, а где так себе, суррогат. Лучше, конечно, обратится к классикам. Далее Ворон приводит ажно целый список этих самых классиков. Удивительно, что туда попали малоизвестные у нас Матерс, Регардье и Мебес, совокупно с А. Подводным, который классиком оккультизма считаться не может, а вот, скажем Сведенборг, Папюс и Беме нет.. У меня подозрение, что Ворон самих классиков не читал, а воспроизвел их имена по какой-нибудь популярной энциклопедии.

Ну, как бы там ни было, Ворон заявляет, что из трудов указанных (и не указанных, скрывающихся под сокращением «и т. д.») авторов следует: связь с религиозным (и вообще с любым) эгрегором есть только в том случае, если человек имеет интерес к данному учению. Нет интереса – нет связи. Если вы не принимаете его положений, то у вас с эгрегором нет точек соприкосновения. «Ви для нього просто говорячи не iснуэте». Такое вот мнение. Мне, по прочтении этих изречений, хочется повторить Ворону его же слова: «дивно чути вiд язичникiв подiбнi розмови».

Замечу насчет «любого» эгрегора. Эгрегор, некая форма, образованная духовными устремлениями, а, стало быть, любым он быть не может. Ворон, возможно, не в курсе, но эгрегор связан с обществом напрямую, что логично. Есть общество, исповедующих некое духовное направление, есть и соответствующий эгрегор. Коли вокруг нас толпы недавно «оправославившихся», стало быть мы живем прямо посередь их эгрегора. И хоть мы, язычники, и исключены из него, но, тем не менее, постоянно с ним сталкиваемся, ибо контактируем с окружающим нас неязыческим обществом. Влияние его, хотим мы того или нет, имеется, и наше неприятие этого эгрегора значения не имеет. Это как с электричеством: можно не понимать принципов его существования, можно даже не верить в его существование, но стоит лишь, как говорят, сунуть в розетку два пальца и… Придет понимание.

Чуть дальше Ворон делает вывод, что не эгрегор выбирает человека, а человек выбирает эгрегор. Не совсем так. Человек не шибко волевой, выросший среди людей одного эгрегора, в нем и будет пребывать (это очень хорошо относилось к прошлому веку, когда для типичного рабочего фабрики имелся только один духовный путь – православие, будь оно не ладно). Какой тут выбор? Слоган такой был: «при всем богатстве выбора, другой альтернативы нет». Другой пример: случаи массового психоза. Сотни людей вдруг подпадают под влияние какой-то конкретной идеи, слепо ей подчиняются и творят, сами не ведая что.

Согласен с Вороном, что фразочки о том, что при обряде раскрещивания обрубаются «астральные присоски, через которые христианский эгрегор вытягивает астральную энергетику из человека», являются «дитячим белькотом». Но обсуждение этого вопроса, тоже детский лепет. Чтобы никак не пересекаться с ним, с этим чертовым эгрегором, нужно сбежать из этого общества. Обряд очищает от навьих влияний церковных обрядов, но он не убережет от ежедневного соприкосновения с христианскими «ценностями», образами и все прочим, что является зримым проявлением этого эгрегора.

Дальше Ворон в подтверждение своих думок начет эгрегора, рассматривает сказку «Правда и кривда». Суть сказок этого типа вкратце такова. Праведный брат, лишенный злым братом глаз, оказывается в некоем месте, где ему удается подслушать разговор нечистых, из которого узнает немало любопытного, в том числе и то, как вернуть себе зрение. Исцелившись, он руководствуясь полученными знаниями совершает ряд дел, нарушив планы нечистых, и через это богатеет. Злой брат вызнает, где было то место, отправляется туда, но второй раз номер не проходит. Нечистые соображают, что их планы были нарушены по тому, что их кто-то подслушал. Они начинают искать, находят злого брата и умерщвляют его. Все просто и понятно.

Но Ворон сказки, увы, не понял, ибо заявил следующее: «Духи были злые, но они не смогли найти человека. Когда ж на ночь в том дупле спрятался человек, одержимый кривдою, духи почуяли его и разорвали. Выходит, что злые духи смогли найти одержимого потому, что ощущали свое родство с ним». Нечистые не нашли праведного брата, потому как они не подозревали о его присутствии и, соответственно, не искали его. А злого брата вычислили косвенным образом, исходя из того, что все их планы были нарушены, что мог сделать лишь тот, кто подслушал их беседу. Почти во всех записях этой сказки прямо об этом говорится: «А что, братцы, — говорит один из них, — должно быть, кто-нибудь нас подслушивает», «А что, братцы, не подслушивает ли кто наши речи?» (Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. В трех томах. – М, 1957, Т. 2, № 118, 119), «И говорит сатана: «А ну-ко, нет ли его опять[8] здесь?»» (Великорусские сказки Вятской губернии. Сборник Д. К. Зеленина. – СПб.: Тропа Троянова, 2002, № 69), «Нас, верно, кто-нибудь подслушал /…/. Поищем-ка, нет ли кого?» (Северные сказки. Сборник Н. Е. Ончукова: В 2 кн. – СПб.: Тропа Троянов Кн. 2, № 158), «Кто-нибудь был, подслушал» (Худяков И. А. Великорусские сказки. Великорусские загадки. – СПб.: Тропа Троянова, 2001, № 47), «А что, друзья, должно быть в прежнее наше заседание кто-нибудь подслушивал здесь?», «Да не подслушивает ли здесь кто наши речи?» (Великорусские сказки архива Русского географического общества. Сборник А. М. Смирнова. В 2 книгах. – СПб.: Тропа Трояна, 2003, Кн. 2, № 255, 286), «Цi не сядзiць ли, брат, тут хто на дубе, цi не слухае ён, што мы расказваем?» (Беларускiя народныя казкi. – Мн.: Навука i тэхнiка, с. 329).

Лишь в одном единственном варианте, видимо и использованном Вороном, говорится, что нечистые «услыхали» его «по духу» (Афанасьев, № 115). Речь идет, итак понятно, о «человеческом духе», который обычно в сказках и унюхивает нежить. Нам достаточно сравнить этот пример с вышеприведенными цитатами, чтобы согласиться, что данный вариант сказки является дефектным (искаженным), и, соответственно, таков же и вывод из нее.

Говоря о том, что честные люди по смерти идут в Правь, а беззаконные – в Пекло, Ворон ни к селу, ни городу, снова припоминает оккультный закон подобия: «Подiбне притягуэ подiбне, як говорять у народi: «Скажи менi хто твiй друг, i я скажу хто ти»». Во-первых, закон воздаяния, к закону подобия отношения не имеет. Если после смерти человека будут оценивать, то по всей совокупности его дел, а вовсе не по детскому критерию «хороший — не хороший». Каждый по жизни совершает достаточно и доброго, и не очень. Закон подобия здесь просто негде применить. А во-вторых, Ворону должно быть неизвестно, что выражение «скажи мне, кто твой друг и т. д.» это античная, а не славянская пословица, и цитирование ее в силу этого, с оговоркой, что так говорят в народе (греки, понятное дело, тоже народ), в нашем случае не вполне уместно.

А дальше, как говорятв народе: «Остапа понесло». Ни с того, ни с сего, Ворон съезжает на обсуждение «астрального карате» и поведения разного рода «экстрасенсов». Трудно понять, как это все соотносится с темой раскрещивания? К чему все это? Разумным людям с этими недотымками и их благоглупостями и так все ясно, ну а неразумным все одно не растолкуешь. Я, со своей стороны, все эти пассажи Ворона, оставлю без комментариев, ибо сказать тут нечего…

Завершил Ворон свою статью хорошими словами, о том, что свою Традицию надо изучать, развивать, стоить и укреплять. Я же свою завершу напоминанием об этом же самом и ему, и всем тем, кто берется высказывать свое мнение, не подумав и слабо разбираясь в вопросе: изучайте родную веру, вместо того, что бы попусту рассуждать, вводя в заблуждение и себя и других.

Волхв Богумил,

Обнинская родноверческая община «ТРИГЛАВ»,

16 апреля, 2005.

© Обнинская Родноверческая Община «ТРИГЛАВ»

© Содружество Общин «ВЕЛЕСОВ КРУГ»



[1] Уже после написания сего ответа я обнаружил русский текст данной статьи на сайте «Белые Традиции». Тем не менее, цитаты оставляю прежние, украинские. Неужто по-славянски не осилите?

[2] Процитирую текст с сайта «Велесовой общины» (взял я его, как ни стыдно, из писанины иеромонаха Виталия «Россия и новое язычество», М., 2001, с. 73): «С раскрещиваемого снимается печать христианского заклятия, которая не позволяет воскресить, то есть возжечь искру божию, от Роду в нас находящуюся». Если не ошибаюсь, написал это влх. Велемир (Жилко А.). Обращаю внимание на игру словами «раскрещивание»-«воскресить».

[3] Текст статьи из «Родных просторов» перепечатан в выпуске первом «Изборника обрядного» (Издание «Велесова Круга»), Обнинск, 2005, с. 26.

[4] Есть еще обряд Доброслава, поименованный (возможно не им) «снятием веры». В нем, по-моему, антихристианского нет и в помине, ибо действо состоит преимущественно в омовении водой. С нашим обрядом только одно пересечение – омовение родничка. А смысл обряда все тот же – очищение перед имянаречением.

[5] Статья была написана 10 лет назад, посему некоторая сбивчивость изложения и рваность стиля, я думаю, простительна. Впоследствии, обряд претерпел некоторые изменения: омовение родничка соединилось с кроплением водой, разрывание рубахи стало проводиться после очищения, к другим очищениям добавилось очищение силой железа – над головой и вокруг тела посвящаемого сечется ножом или топором (к сему же приурочилось метание топора за спину).

[6] Пересказ обряда содержится и в статье В. Шнирельмана «Перун, Сварог и другие: русское неоязычество в поисках себя» (сборник «Неоязычество на просторах Евразии». М., 2001, с. 28-29) с глупыми комментариями. Круг, дескать, защита от христианства, которое мы отождествляем с темными силами, а клич ГОЙ – библейский термин для нееврееев, используемый нами для противопоставления себя евреям. Тупость людская не ведает границ… Шнирельман, кстати, тоже решил, что данный обряд есть раскрещивание, или, как он ляпнул «обряд расхристианивания».

[7] «Изборник обрядный». Вып. 1 (Издание «Велесова Круга»), Обнинск, 2005, с. 22-23.

[8] Сказочник считал, что сатана сам сообразил, что при последнем их разговоре присутствовал положительный герой, потому и предложил его поискать.

Поиск

Журнал Родноверие