Откуда тучи — оттуда и дождь.

Что делали наши предки, чтобы получить хороший урожай? Безусловно, много работали. А еще молились, выполняли различные магические действия. Одним из самых красивых обрядов, направленных именно на будущее благополучие, считались хороводы. Их водили возле колодцев, которые украшали полотенцами и скатертями.

Пожалуй, самый распространенный обряд защитной магии до нашего времени-внушение дождя. Что он собой представляет? Дождь в представлениях наших предков был как небесный дар, связывался с идеей плодородия и богатства. Сначала они считали, что дождь посылает Перун, а позже эту функцию приписывали святому Илье, наместнику Перуна.

В седые времена считалось, что самое действенное средство вызывания дождя-вспашка. Наши предки обворовывали деревню, храм, колодец, перепахивали высохшее русло реки. В этом ответственном деле обычно участвовало 12 человек, как правило, подростки, вдовы, старые женщины. И сегодня обряды вспашки для вызывания дождя помнят старожилы некоторых деревень. Исследователи народных традиций упоминают, как еще не так давно в Докшицком районе, чтобы вызвать дождь, две девушки впряглись в саху, а третья вела их.

Также для прекращения засухи ткали полотенца и делали оброчный деревянный крест. Действенным средством считалось обливание человека, переодетого в пастуха или священника. Полешуки Брестского Полесья, чтобы вовремя пошел дождь и поспособствовал будущему урожаю, на Купалье проводили обряд «Куст», роль которого исполняла молодая девушка, одетая в костюм из живых ветвей. Молодка шла по деревне, возле каждого двора ребята обливали ее водой. Когда обход заканчивался, костюм из зелени с девушки срывали и бросали в реку, а венок вешали над колодцем.

Из исторических источников известно: просить воду наши предки ходили и к священным камням. Так делали в деревнях Логойского, Поставского, Слуцкого, Любанского районов. До сегодняшнего времени в деревне Кременец Логойского района сохранился очень архаичный обряд вызывания дождя. Его проводят возле камня под названием Даждьбогов, или священный Камень. Камню жертвуют деньги, цветы, конфеты, платки, полотенца. Когда в деревне решают, что нужен дождь, кто-то из старых женщин идет по домам и собирает 9 или 12 вдов. Женщины подсовывают палки под Даждьбогов камень и приподнимают его.

При этом говорят:

«Боженька, помоги, дождик принеси»

На третий день ждут дождя. Палки под камнем оставляют до дождя.

В некоторых регионах воду из 7 колодцев несли на поле и там ее разливали. Вдовы с иконой и хлебом-солью трижды обходили вокруг самого старого колодца. Например, в Липске Докшицкого района наиболее действенным средством считалось метание мака в 9 колодцев.

Кстати, существовали обряды и для остановки дождя. Для этого из дома во двор выбрасывали хлебную лопату, кочергу, веник или те вещи, что ассоциировались с огнем.

От прадедов

Первобытные люди представляли через колодец связь с потусторонним миром. Поэтому, когда просили души умерших предков послать на землю дождь, в колодец бросали деньги, хлеб, соль, сало, мак, луковую и чеснок.

В деревне Свериново Столбцовского района с просьбой послать дождь молились у источника. В Крупском районе для вызывания дождя женщины шли к речке и купались голышом.

Фото: Андрей Сазонов

Поиск

Журнал Родноверие