В воскресенье, завершающее Троянову неделю (в Полесье ее еще называют Русальной), по древним поверьям, русалки возвращаются в озера и реки. До этого времени водяной отпускал на волю души утопленников, особенно девушек и детей, которые умерли, так и не познав на земле любви, семьи и материнства.

Их души покидали воду и отправлялись бродить по деревням, качаясь на березах, ослепляя юношей своей неземной красотой и чарующим взглядом. Затем, поддавшись чарам, русалки превращались в старух с мертвыми глазами, а мужчины просто умирали от испуга. Точно так же русалка может до смерти напугать или позабавить крошечного ребенка.

Чтобы вызвать дождь и собрать урожай, в деревне Великий Бор русалку выводили на поле ржи. На роль Русалки выбирали молодую красивую девушку или, наоборот, старую деву.

Русалку украшали листьями или цветами папоротника, липы или березы. Девушки и женщины делали гирлянды для себя, Русалки и один большой венок для всех жителей деревни.

Традиционно Русалку охраняли двое молодых людей с охапками крапивы в руках. Вместе с ними шли женщины с гирляндами, которые пели специальные "русальские" песни.

Возле ржаного поля зажигается большой костер, вокруг которого сначала танцуют и поют. Затем женщины несут над ним большой венок, очищая его над огнем. Затем начинается деление венка — все спешат сорвать с него как можно больше листьев, ведь эти листья, положенные в саду, обеспечивают хозяевам урожай.

Вслед за гирляндой у Русалки рвется платье, и она пытается скрыться во ржи от мужчин и мальчиков. Ее охранники, "вооруженные" крапивой, пытаются всеми силами защитить Русалку.

В наши дни в Великом Бору обряд заканчивается, когда с Русалки сорваны все листья. Но желающие все равно могут очиститься от зла, прыгнув через костер.

С одной стороны, люди боялись русалок, но с другой — уважали их, так как верили, что это души тех, кто умер чистым. Считалось, что русалки могут принести дождь во время засухи и вообще способствуют плодородию, женской плодовитости.

Ритуал "Ведение русалки" в Великом Бору уже приобрел статус памятника духовной культуры, и его хранители — Галина Харошка, Ханна Сачанка, Жанна Харошка и Эмма Кузьмиенка — надеются, что жители деревни будут продолжать вести русалку каждый год. Поскольку летом в Великом Бору всегда не хватает дождей, надежда на помощь Русалки не угасает.

Поиск

Журнал Родноверие