И здесь в польских условиях появляется слово отмычка-сочельник. В Википедии мы можем прочитать, что это "в христианской традиции начало праздничного празднования вечером предшествующего дня, это связано с еврейским подсчетом времени, в котором начало дня-сумерки".

То есть, похоже, это католическое покрывало на народную обрядность.

Так ли это на самом деле?

Традиция празднования в канун Рождества действует у нас при праздниках, которые являются простым 1:1 переносом славянской традиции на христианское празднование, таких как Купала – День Святого Валентина или Щедрый вечер – Сочельник. И самое важное, согласно католической доктрине, Пасхальный канун не имеет перевода на празднование в традиционной культуре. Ведь ОСНОВНОЙ РИТУАЛ Великой Субботы-святость.

Давайте посмотрим, что говорит Казимир Мошинский о подсчете времени.

В "народной культуре славян" мы можем прочитать: "хотя славянские крестьяне обычно считают время на дне, а не на ночах, однако стоит проверить, в древней традиции ли начинать празднование с заката дня, предшествующего дате праздника (действующего m.in. вечные обряды, оставшиеся в связи с культом душ), не являются последними следами расчета времени на Ночи. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что подсчет ночей остается в самой тесной связи с преобладанием Луны, повелителя ночи, над Солнцем в подсчете недолгих рядов дней".

Итак, все же. Пережитки дохристианской обрядности, содержащие подсчет, аналогичный еврейскому счету времени, остались.

Когда я поделился приведенной выше цитатой в группе Facebook "родные славянские люди", появились комментарии, что подсчет времени, основанный на ночах, использовался как германцами, так и кельтами. Германцы празднуют (как раз сейчас  12 ночей Юля. Во Франции похож на наш канун Рождества обычай празднования-le Réveillon de Noël, а также Года-Nöel. Этот праздник-самая важная часть праздника. Поэтому мы не одни в польской стране в таком счете обрядового времени.

Здесь, кроме того, возникает вопрос, который очень озадачил меня, когда я писал статью о пятничном табу на женские работы, особенно прядение, ткачество и т. д.. Потому что, согласно известным мне разработкам, в польской стране этот период начинался в четверг после ужина. Об этом говорится в этнографических источниках.

Тот, кто верит в Мару,
Не ходите в четверг после ужина,
Чтобы Мара не разозлилась
И прядильщик не портил.
И в четверг о ней гремят
И ужин позже варят,
Для того чтобы продержаться дольше они получили
А так Маре обманули.
Мартин Герс, против суеверий, Королевско-прусский евангелический календарь 1889 года.

Он представляет собой стихотворную форму описания, но об этом обычае мы можем прочитать у Голубевского или Кольберга.
В " проповеди о суевериях "(от 1409 года) Станислав из Скарбимежа несколько раз упоминает о праздновании накануне Дня рождения святого Иоанна Крестителя. "Женщины и девушки, которые в вечера дней, предшествующих субботе, бодрствуют всю ночь, хлопают в ладоши, играют, танцуют и поют".

Таким образом, Празднование в вечер перед собственно праздником, однако, было связано с древними традициями народной культуры.

Другой способ обозначить начало цикла празднования буквально переводится в словарный запас, используемый при описании праздников. Ведь у нас весеннее/осеннее равноденствие, а другие славяне празднуют равноденствие. У нас есть единственные сотоварищи в словенцах, у которых есть "энаконоции".

Также наша Пасха превращается в Беларуси или Украине в большой день.

Это свидетельствует только об одном-различие в способе определения начала времени должно было произойти раньше, чем появление христианства. И среди славян-наша, типично польская, специфика. Но и этот особый способ подсчета времени, несомненно, связан с дохристианскими верованиями.

А когда начинается обрядовый день? Нужно ли пытаться отличить белую нить от черной, как в исламе? Нет, это точно знает каждый из нас, потому что кто в детстве не смотрел первую звезду в канун Рождества?

Библиография:

Л. Голубевский " Польский Народ. Его Обычаи, Суеверия"

К. Мошинский "народная культура славян"

М. Ольшевский "мир суеверий в Средние века"

Коллективный труд "магико-демонические явления на территории бывших прусских земель на сравнительном фоне"

Поиск

Журнал Родноверие