hhmjdurycyy 2
Колядная тыква в Ганцевичском районе. Фото из книги «Карагод беларускiх абрадаў»

Раньше такие светильники использовали для обрядов славянские народы.

«Этот праздник носит деструктивный характер, подрывает устои морали, семьи и национальных традиций белорусского народа»,

— категорично заявляет Управление образования Витебского облисполкома.

«Этот праздник не рожден культурой народа Республики Беларусь и не является традиционным, принадлежит совершенно другому обществу, совершенно другой традиции»,

— пишет Студсовет

ВГАВМ в ответе студентам. Здесь все категорично: никаких тыкв, ведьм и летучих мышей.

Но если Хеллоуин действительно нельзя назвать белорусским праздником, то его главный атрибут известен в нашей родной традиции гораздо раньше, чем в США появились первые «Светильники Джека».

Фонари из тыквы были традиционной народной забавой славян на Святки, Масленицу или в конце осени. В Беларуси их называли «Мяртвецкая ліхтарня», обычай был распространен в Брестской и Гомельской области.

Рождались, кто чем. Мужчины ходили со звездой, а женщины пели под окном. Еще тыкву вырезали: глаза, зубы. И зажигали свечу. Так это перед Новым годом с тринадцатого по четырнадцатого. Свечу в тыкву, тогда и глаза, и рот видные.

Такое свидетельство из Брагинского района Гомельской области приводят исследователи Д. В. Громов и Б. Гасанов в своей работе «Хеллоуин и Святки: две судьбы одной тыквы».

hrgjpdpr mo
В Раздзялавичах (Ганцевичский район) на Щедрый вечер тыкву носят вместе со звездой. Из фоторепортажа газеты «Савецкае Палеcсе»

Первое упоминание о страшных тыквах исследователи нашли в издании 1850 года. Описывается праздник Святой Барбары в Чехии.

Также про светильники рассказывали в Словакии, Моравии, Украине, Гомельской области в Беларуси, в России — в Курганской, Нижегородской, Полтавской, Псковской, Саратовской, Рязанской областях и в Краснодарском крае. Иногда традиция приобретала зловещий характер, тыквы описывали как «изображение смерти», в Моравии таким головам давали имя местного самоубийцы.

Но чаще всего светильники делали просто для шалости: молодежь пугала ими людей, подкладывая страшные головы на подоконник или «заглядывая» в окна домов.

Интересной цитатой из книги Чеслава Петкевича «Грамадская культура Рэчыцкага Палесся» о том, как изготовить тыкву-светильник с нами поделился Змицер Скварчевский, кандидат исторических наук, исследователь белорусской культуры.

Из тыквы величиною приблизительно с голову человека, после отрезания со стороны цветка, около одной пятой части всей его длины вырезают с помощью одноручной скобки, оставляя лишь как можно тоньше твердую корку, в которой прорезают дырки, словно два глаза, нос и губы с зубами. В нижнюю дырку тыквы вставляют деревянное донцо со зажженной восковой свечой, а корешок сверху служит рукояткой при ношении этого фонаря. Пламя свечи слабо освещает всю тонкую скорлупу, и на этом фоне ярко выделяются все отверстия, делаясь похожими на голову мертвеца.

Фонарня служит для того, чтобы подуриться подросткам во время темных осенних вечеров; на масленой же неделе ее, чтобы попугать, используют и старшие пацаны. Фокусник, или шалопай, носит ее с зажженной свечой под полом, чтобы нечаянно показать спотканому, который всегда должен сплюнуть и проворчать « " Сгинь ты, пропади, нечистая сила!». Показывают ее также врасплох, через окно собранном в доме на вечеринке. В другое время подростки совместно подстерегают вблизи кладбища людей, возвращающихся поздним вечером с ярмарки, чтобы внезапно показать фонарю, создав минутное замешательство.

На личной страничке в соцсетях Зміцер также привел несколько рассуждений о подобии белорусского обряда и главного атрибута Хеллоуина.

А все же она здешняя! Этот атрибут имеет даже свое название-Мертвецкая фонарня. Хэллоуин действительно не наш, хотя и совпадает отдельный обрядовый атрибут. Перекликается-деды (приходят души умерших к живым) — Хэллоуин (когда люди воплощаются сами в неживых существ). Оба действия имеют истоки в индоевропейских обрядовой и мифологической традиции.

Некоторые пользователи соцсетей также оставили под записью Зміцера свои комментарии, свидетельства существования такого обряда в Беларуси.

Виталий Быль:

бабушка упоминала о довоенных временах в Несвиже: тыква со свечой не для каких-то обрядовых целей, а как молодевы пранк.

Иван Осипов:

как в прошлом году прочитал у Петкевича об этом, чуть не упал, так как помню малыши были, то воровали тыквы и ходили по деревне с ними, и свечи, и даже горелые головни туда внутрь бросали и пугали стариков. При этом про какие-то там хеллоуины и не слышали.

Несмотря ни на какие «наши» и «не наши» символы, западный Хеллоуин для студентов Витебска праздновать запретили. Зато, у ребят есть возможность развлечься на празднике в честь 100-летия комсомола. Это ведь, наверное, наш традиционный праздник.

Поиск

Журнал Родноверие