Обычно Ысыах празднуется в день летнего солнцестояния – 21 июня.

Слово Ысыах можно перевести как «изобилие», связано этот весенне-летнее национальное торжество с культом солнечных божеств, плодородия, – возрождения нового цикла жизни. Поэтому его еще называют «якутским новым годом».

Традиционно Ысыах празднуется в специально отведённых местах возле населенных пунктов. Определённой даты проведения праздника нет, но обычно он отмечается в день летнего солнцестояния. В последнее время Ысыах стал проводиться в период между 10 июня и 25 июня – в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т. д.

Наиболее посещаемым и узнаваемым Ысыахом является «Ысыах Туймаады», проводящийся рядом с Якутском. «Ысыах Туймаады» проводится обычно в первые выходные дни третьей декады июня, в этом году это 24–25 июня. Расписание празднования по улуса можно посмотреть здесь.

В последние годы Ысыах собирает сотни тысяч людей. В 2022 году «Ысыах Туймаады» под Якутском посетили более 220 тысяч человек, в Москве – 25 тысяч.

На празднике проводятся ритуальные обряды, он сопровождается обильным угощением, танцами, народными играми, конными скачками, соревнованиями мужчин в мас-рестлинге, армрестлинге, хапсагае, вольной борьбе, стрельбе из лука и перетаскиванию валунов.

Ысыах стал визитной карточкой Якутии.

По легенде, первый Ысыах был проведен родоначальником якутского народа Эллэй Боотуром в священной местности Ус Хатын в долине Туймаада, в южной части которого сейчас расположен г. Якутск. По преданиям, Эллэй прибыл в Якутию с юга, спасаясь от войн. Со временем он прижился в этом месте, завел семью, тогда-то он впервые и провел ысыах.

В 1921 году известный якутский этнограф Г.В. Ксенофонтов записал слова жителя Кангаласского улуса о предании, которое дожило до того времени: «Эллэй налил кумыс в чорон, положил туда куски масла, стал ногой на подстилку из конской кожи и, обратившись лицом на восток, поднял чашу вверх. Затем подошел к огню и вылил трижды на него из чаши немного кумыса в качестве угощения Юрюн Айыы Тойону*. Слегка повернулся по солнцу правее и поднял свою чашу в честь Хомпоруун Хотой Айыы* и также троекратно полил кумыс в огонь. Дальше, повернувшись еще правее, держал чашу, именуя Джесегей Айыы Тойона*. Всего поднимал чашу семь раз. Когда Эллэй совершал обряд, люди видели белую птицу, которая кругами парила под облаками над урасой. Так вот до теперешней поры якуты, впервые научившись от Эллэя, имеют обыкновение поднимать чашу и поминать Айыы Тойона», – рассказывают на сайте, посвященном историии образования республики.

*имена божеств традиционной религии Якутии

Поиск

Журнал Родноверие