История всеми любимого зимнего праздника длинна и терниста. Первые письменные сведения о праздновании Нового года в его более-менее современном понимании в нашей стране имеются с конца XV века. Мы решили погрузиться в историю и вспомнить традиции.

Языческий и допетровский праздники

У восточных славян-язычников до принятия христианства Новый год начинался весной, когда просыпалась природа. Его отмечали накануне старта полевых работ в 20-х числах марта во время весеннего равноденствия. Главный же зимний праздник наших предков, приходившийся на конец декабря, носил название Коляды. Жгли костры, устраивали гулянья, девушки гадали на будущее...

Из восхвалений Коляды празднества постепенно превратились в форму поздравлений и шуточных песен. Славяне украшали дома еловыми и сосновыми ветками, позже стали ставить ёлки. По древним поверьям, своими колючими иглами хвойные деревья отгоняли злых духов и не пускали их в жилище.

В XIV веке православная церковь перенесла начало года на 1 сентября по юлианскому календарю. «Парижский словарь московитов», выпущенный в XVI веке, сохранил русское название новогоднего праздника – «Первый день во году». Но несмотря на старания церкви, приучить народ к новым традициям оказалось непросто. До сих пор россияне весной отмечают «славянский Новый год», теперь именуемый Масленицей.

Все лучшее – на стол!

При Петре I, начиная с 1700 года, Новый год стали праздновать по европейскому стандарту, 1 января. По указанию царя праздник начинался с молитвы, звона колоколов и пушечных выстрелов. Улицы и дома украшали еловыми ветками. Организовывали торжественный военный парад. Начал формироваться обычай поздравлять друзей и близких.

В семьях вечером устраивали пышное застолье, главным блюдом которого был жареный поросенок. На стол ставили всё лучшее, что было в доме: пироги, блины, кутью, хмельные напитки. Принято было надевать новую неношеную одежду, чтобы весь следующий год хорошо одеваться. Нельзя было давать деньги в долг, а вот получать их считалось хорошей приметой, сулившей прибыль и достаток.

До революции главным зимним праздником оставалось Рождество. Было принято ходить в церковь, колядовать, навещать близких, гадать и помогать нуждающимся. Курский краевед Владимир Степанов отмечал, что по обычаю накануне Рождества крестьяне не ели до появления первой звезды в небе. До этого момента хозяйки затапливали печи, пекли блины, караваи.

Молодежь ходила по дворам и «кликала», исполняла «магические заклинания»:

«Пожелания благополучия конкретному дому и семье, в нем проживающей, требовала подарков от хозяев»

Если те скупились или прогоняли коляду, владельцу избы предрекали скорое разорение. В основном же хозяева хорошо принимали ряженых: услышав песни, отворяли двери и окна избы, выносили блины, печенье. Коляда же рядилась в козу, медведя, корову или лошадь, которые олицетворялись с плодородием.

Краевед Николай Чалых в книге «Рыльск. История с древнейших времен до конца XX века» писал:

«Зимой отмечали Рождество Христово. Под звон колоколов шли в церковь, а в домах, учебных заведениях, в Дворянском собрании и Народном доме устраивали елки. Рано утром мальчишки ходили по домам христославить. Эта традиция продолжалась вплоть до 50-х годов прошлого столетия»

«Курские губернские ведомости» в декабре 1888 года сообщали, что перед праздниками Рождества Христова совершается на Красной площади продажа елок и сосенок.

Корреспонденты выяснили:

«Средним числом продается около 400 штук» хвойных деревьев по цене от 50 копеек (около 650 рублей на современные деньги) до 3 рублей.

Однако куряне покупали «елки» и дешевле: ветки, срубленные с больших деревьев.

Торговлей лесными красавицами, в частности, много лет занимались крестьяне села Конаревой Курского уезда, привозя елки и сосны из-под Брянска и Калуги.

Для украшения новогодних деревьев курянам предлагали приобрести игрушки. Предприниматель Иванов на Херсонской улице (ныне – Дзержинского) предоставлял «большой выбор елочных украшений и картонажей» стоимостью от 2 копеек, а также подарки детям: игрушки, книги.

Модные галантерейные магазины Пузанова для взрослых и состоятельных горожан предлагали к Рождеству

«большой выбор бриллиантовых, золотых, серебряных, фарфоровых, майоликовых, алюминиевых, бронзовых и других вещей для подарков».

Рождественскими развлечениями в XIX веке были званые и благотворительные вечера, новогодние утренники, гулянья... Традиционным отдыхом на свежем воздухе в зимнем Курске было посещение городского катка.

К примеру, в 1889 году он

«привлекал достаточно катальщиков и катальщиц, особенно в те дни, когда играет музыка»

В 1893-м накануне Рождества «Курск оживился праздничным катанием на рысаках», писали «Курские губернские ведомости».

Сладкие «уши» и елочные игрушки из мармелада

После падения в России самодержавия Рождество перестали отмечать на государственном уровне. На смену пришел Новый год. От православного праздника осталась традиция устанавливать елку и дарить подарки. Изначально в СССР не было новогодних каникул, 1 января считалось рабочим днем. Его сделали выходным после Великой Отечественной войны.

Как пишет известный курский краевед Петр Горбачев, праздничные елки вернулись в СССР в 1935 году. В довоенное время подготовка к встрече Нового года начиналась с первых чисел декабря.

К примеру, в 1937-м курская кондитерская фабрика для украшения новогодних елок планировала выпустить около 60 тысяч «ушек» – особых конфет в красивой обертке а также множества бус и гирлянд из сластей. Из Москвы поступили свыше 5 тысяч бонбоньерок, которые наполняли различными сладостями курского производства.

Артель «Ударник» выпускала множество елочных украшений из мармелада, карамели и пряников, артель «Печатник» – картонажные игрушки.

«По распоряжению наркома внутренней торговли СССР на 8–10% были снижены цены на все елочные игрушки и украшения местного производства, – писал в своем исследовании Горбачев. – 15 декабря на Красной площади в Курске открылся первый новогодний базар с иллюминированной главной елкой города. В киосках началась продажа елочных украшений. В новогоднем базаре участвовали Союзкультторг, Горторг, Госглавкондитер... 24 декабря в Первомайском саду заработал еще один базар елочных игрушек в большом красиво оформленном павильоне»

Городской трест зеленого строительства завез для продажи курянам 10 тысяч ёлок. Торговали ими на Красной площади и площади III Интернационала, в Пролетарском сквере и на рынке Кировского поселка.

Бойкое предпраздничное оживление царило и в магазинах, и на рынках, где колхозники продавали мясо, овощи, молочные продукты, живую и битую птицу... Областной отдел внутренней торговли организовал в 32 районах трехдневные новогодние ярмарки торговых организаций во главе с Облторгом.

В школах шли праздничные вечера с играми и танцами, декламацией, пением и физкультурными упражнениями. На каникулах ребят ожидали стрелковые соревнования, олимпиада художественной самодеятельности, открытие катков, посещения цирка, картинной галереи и краеведческого музея.

26 декабря 1937 года в большом зале Дома пионеров была установлена 9-метровая вращающаяся елка с игрушками и разноцветными гирляндами. На сцене – избушка, огромный Дед Мороз и снежная баба.

Физкультурники спортивного общества «Локомотив» станции Курск организовали лыжный поход для передачи новогодних подарков детям путевых обходчиков отделения дороги им. Ф. Э. Дзержинского. Они прошли на лыжах из Курска до Льгова и до Мармыжей.

Песни о елке и товарище Сталине

31 декабря 1945 года в школах Курска зажглись огни новогодних елок. Как писала «Курская правда», отличники собрались на бал-маскарад в Доме пионеров. Большой концерт для них дали артисты филармонии. В школе №4 к ребятам в гости пришел Дед Мороз. Он поздравил их с Новым годом, пожелал хорошо учиться и пустился с детворой в пляс. С утра до вечера в школе под баян звучали песни о елке, о счастливом детстве, о дорогом товарище Сталине.

Взрослых курян ресторан «Ленинград» приглашал на встречу Нового года, принимая заказы на «коллективные и товарищеские ужины». Были обещаны танцы под джаз-оркестр, выступление артистов, в буфете – напитки, закуски и десерты.

Макушки хвойных деревьев стали украшать пятиконечной красной звездой. Постепенно после войны было налажено массовое производство елочных игрушек из стекла и ваты.

Основной традицией этого советского периода стало наряжать елку, дарить подарки близким, накрывать стол с обязательными атрибутами – блюдами Нового года: салатом «Оливье», селедкой под шубой, шампанским и мандаринами (куда же без них!) – и принимать гостей, жечь бенгальские огни, загадывать желания.

В новейшей истории Новый год для многих – это любимые советские фильмы, которые показывают по ТВ на протяжении всего 31 декабря, после поздравления президента, сидя за праздничным столом с близкими, загадать желание под бой курантов и поднять бокалы. А потом просмотр по телевизору праздничной программы. Кто-то предпочитает провожать год в увеселительных заведениях. А вот тем, кто привык к запуску петард и фейерверков, в этом году не повезло – салюты под запретом.

фото Госархива Курской области

Поиск

Журнал Родноверие