Петиция по этому поводу появилась на сайте Zvarot.by — по инициативе верующих-католиков. Что такое Дзяды для белорусов и почему это патриотический праздник, объясняет Андрей Бабинич.

С 1991 по 1996 год Дзяды — осенний праздник поминовения предков — был государственным праздником в Беларуси. Из календаря Дзяды были вычеркнуты по политическим причинам, так как праздник ассоциировался у властей с национальной оппозицией. Именно оппозиция возродила эту традицию, одновременно связав ее с чествованием памяти невинно убиенных, то есть жертв коммунистических репрессий.

Однако в последние годы интерес к возвращению празднику прежнего статуса продолжает расти. Сотни тысяч белорусов берут отпуск по собственному желанию, чтобы 1 и 2 ноября выполнить свой долг — почтить память предков, прибраться на могиле или сходить в церковь. Это связано с тем, что дославянские верования и католический День всех святых в Беларуси слились воедино.

Именно поэтому сбор подписей за то, чтобы сделать Дзяды государственным праздником, ведется среди верующих католиков. Под онлайн-опросом уже подписались более 2 000 человек.

В католической традиции 1 ноября отмечается День всех святых, а 2 ноября — День всех душ, в который поминают усопших. Каждый год католические епископы в своих посланиях напоминают верующим (а их в Беларуси, по официальным данным, не менее 1,4 миллиона человек, около 15 процентов населения, а в Гродненской области — до 60 процентов) об обязанности посещать могилы,

пишет Алона Германович, организатор кампании.

Однако трудно выполнять требования веры, когда нужно идти на работу, считают петиционеры.

(Не)равенство конфессий

Белорусские католики также отмечают, что день поминовения православных предков — Радуница — официально является выходным. Власти и работодатели идут на другие уступки православным христианам, желающим почтить память умерших: по возможности власти объявляют длинные выходные, и белорусы работают накануне праздника в субботу.

Граждане, желающие отметить Дзяды (католики, родноверы и атеисты-традиционалисты), лишены такой возможности. По мнению подписавших петицию, это пример религиозной дискриминации в государстве, гарантирующем свободу вероисповедания.

Письмо будет направлено в Совет министров и Администрацию президента.

Дзяды — политически опасный праздник

Празднование Дзядов приобрело особую популярность в Беларуси в конце 1980-х годов. Этот день был важен не только для католиков, преследуемых коммунистическими властями, но и стал символом памяти о жертвах коммунистической оккупации.

30 октября 1988 года состоялась первая в новейшей истории Беларуси массовая акция, организованная не властями, а общественными активистами. Это было шествие в память о жертвах XX века в Беларуси и всех, "кто боролся за свободу Беларуси".

Власти запретили проведение праздничных мероприятий и бросили на разгон демонстрации сотни милиционеров и школьников МИД СССР. Был применен слезоточивый газ. Произошло первое в новейшей белорусской истории столкновение демонстрантов с милицией.

С тех пор Дзяды стали временем организации протестов и акций памяти белорусских национальных и демократических организаций. В 1996 году, когда проходили самые массовые и ожесточенные акции патриотов против возможного присоединения к России и авторитаризма в Беларуси, власти отменили выходной день.

Борьба за выходной на Дзяды

Это не первая инициатива по восстановлению выходных дней 1 и 2 ноября. В прошлом году 1 ноября католический митрополит Тадеуш Кондрусевич, возглавляющий Епископальную конференцию Беларуси, заявил, что борется за то, чтобы в белорусском календаре появился новый или хотя бы один новый выходной день.

Он также призвал изменить статус 7 ноября, которое является в Беларуси праздником — годовщиной начала Октябрьской революции в России. Он назвал это событие "экзистенциальной катастрофой".

На протяжении последних 20 лет Католическая церковь в Беларуси избегала публичной полемики с государством, однако в последнее время митрополит все чаще вступает в односторонние дискуссии с представителями высшей власти и обращается к лидерам оппозиции.

Поиск

Журнал Родноверие