Ежегодно 2 ноября в Беларуси отмечают "Дзяды" — праздник, который зародился еще в языческой Литве. С приходом христианства праздник продолжал оставаться важным для живших там славян. Огромное значение Дзядов для белорусского народа заставило церковь включить их в христианскую традицию.

"Хороший" и "плохой" канун прадедов

Только после смерти человек становился предком, или "дедом", для семьи. В Беларуси были "деды" хорошие и плохие. Хорошим дедом" становился человек набожный или преданный своему делу. В "плохих дедов" превращались убийцы, палачи, разбойники, "знахари" (колдуны) и ведьмы, самоубийцы. Люди верили, что Бог отворачивается от таких людей, и их отправляют в ад.

"Дзяды" были ближе к Богу

Старые белорусы, встречая на своем пути жизненные проблемы, в первую очередь молились "дедам", а не Богу. Они надеялись, что их родной предок быстрее услышит и поможет в трудной ситуации, чем Бог. Они обращались к "дедам" за помощью в решении повседневных проблем. Например, когда заболевали дети или скот, или когда не удавался урожай.

Есть ли что-то общее между "Дедами" и "Хэллоуином"?

"Дзяды" отчасти схожи с "Хэллоуином". Наши предки считали эти праздники отчасти опасными. В те времена считалось, что ходить ночью на могилы во время этого праздника очень рискованно. Согласно легендам, "злые черти" покидали свои могилы и бродили по кладбищу, а когда на их пути оказывался живой человек, они мучили его до смерти и забирали его душу с собой в ад.

Что они делали, чтобы первый блин не встал им поперек горла?

На "Дзяды" хозяйки всегда готовили праздничные блюда с нечетным количеством посуды. Стол должен быть накрыт богато, чтобы предки не обиделись. Обязательным блюдом были блины — маленькие масляные оладьи, очень важные в восточнославянской традиции. Это породило фразеологизм о "первом блине", который нельзя есть в этот день. Это эквивалент польского "pierwszy koty — za płoty" ("первая кошка за забором"). — первая вещь, сделанная таким образом, которая не всегда должна получиться. Если бы кто-то решился съесть первый блин на Дзяды, он бы встал у него в горле. По традиции первый блин нужно было разделить на части и положить под окно. Таким образом хозяйка выражала уважение своим предкам.

Чтобы увидеть душу предка, нужно быть справедливым

Считалось, что на Дзяды стирается граница между миром живых и мертвых. В этот вечер души умерших предков могли поселиться в избах своих родственников. А праведник мог даже увидеть своего предка. Чтобы "деды" пришли, их приглашали песнями. На столе должна быть чаша или тарелка для "дедов", в других случаях на праздничном столе маскировали еду, чтобы предок мог угоститься.

"Дзяды" проводились несколько раз в год.

Главными "Дзядами" считались 2 ноября, так как старые белорусы обращались к предкам по аграрному календарю несколько раз в год. На "Радуницу", на "Троянские Дзяды", которые по православной традиции носят название Дня Святой Троицы. После праздника урожая в плодородные годы люди благодарили "дзяды" за урожай. Последний сноп должен был быть помещен в священный угол избы. Такой сноп назывался "дед". В последний раз люди чествовали своих предков по случаю Рождества. Считалось, что исполнители колядок должны быть хорошо одеты, чтобы не обидеть "дедов".

Чтобы не было бедности, "Дедов" нужно чествовать.

С "дедами" долго не удавалось связаться. Ведь считалось, что тогда границы между миром живых и мертвых могут исчезнуть. Поэтому для отправки "дедов" в загробный мир использовались специальные песни. Хозяйка сразу накрывала на стол, а несъеденную пищу отдавала скоту. После ритуала живые сравнивали свою жизнь с жизнью своих "дедов".

Поиск

Журнал Родноверие