И как сейчас встречают его народы, проживающие в нашем крае.

Самым странным в нашей стране, по общему мнению всех иностранцев, является именно этот праздник. Они не могут понять, как это: 1 января отметили, православное Рождество позади и тут вдруг еще какой-то Новый год, но Старый? А пока они пытаются осознать сей факт, мы снова накроем богатый стол, поднимем бокал с игристым и загадаем желание. Это — общее условие встречи Старого Нового года для всех народов России. А у кого какие нюансы, узнали «КИ».

Редкий исторический феномен

Старый Новый год — это редкий исторический феномен, дополнительный праздник, который получился в результате смены летоисчисления. Россияне полюбили его так же, как и многие языческие или религиозные обряды и праздники.

Традиция отмечать Старый Новый год возникла после введения в 1918 году григорианского календаря, вследствие чего 1 января по привычному на тот период времени юлианскому стало соответствовать 14 января. С учетом того, что православное Рождество отмечается по старому стилю 7 января, большинство верующих продолжали отмечать Старый Новый год, так как привыкли, что следующий год приходит после Рождества, а не перед ним.

У нас на Кубани проживает более 120 национальностей, которые отмечают Новый год как общенациональный светский праздник 1 января, но есть народы, у которых Старый Новый год на исторической родине является выходным днем.

Молитва в кузнице

Этнические абхазы, проживающие в нашем крае, отмечают праздник Ажьырныхуа, что переводится с абхазского как «моление кузне». Он олицетворяет сотворение мира, и его по традиции принято ежегодно отмечать в ночь с 13 на 14 января. Этот один из самых главных праздников Республики Абхазия, является нерабочим днем. Связан он с божеством Шашвы, покровителем кузнечного ремесла.

Ажьырныхуа — древнейший абхазский праздник. По мнению этнографов, ему предположительно более 2000 лет. В этот праздник у всех жителей Абхазии, имеющих кузню, было принято молиться под ольхой богу Шашвы, подняв голову вверх. В жизни древних абхазов кузня считалась неотъемлемой частью быта, а бог Шашвы, покровительствовавший кузнечному ремеслу, в традиционной абхазской религии являлся самым сильным из всех богов. Стоит отметить, что у древних абхазов существовало много разных обожествленных существ.

У меня жена осетинка, я — абхаз. Но вся наша семья после празднования календарного Нового года отмечает абхазский праздник Ажьырныхуа. Мы накрываем богатый стол, зажигаем свечи и вспоминаем наших предков, родных и близких. В Абхазии есть традиция закапывать молодое вино в землю и открывать его на Старый Новый год. Мы приглашаем к столу родственников, друзей и желаем им мира, добра и процветания,

— рассказывает Ахра Саманджия, руководитель танцевального ансамбля и студии танца «Ритмы Кавказа».

На Старый Новый год в абхазских семьях говорят:

«В день Ажьырныхуа в святых кузнях прозвучат искренние молитвы и пожелания. Дай бог, чтобы загаданное сбылось, а жизнь светилась как яркий огонь свечей, зажженных в честь Ажьырныхуа. Пусть все невзгоды останутся в прошлом году, а новому сопутствуют здоровье, удача и взаимопонимание»

Щедрый вечер у славян

Вечер перед Новым годом называется Щедрым. Это название он получил от кутьи — обрядовой еды, которую готовят на Новый год. В отличие от «постной» (6 января по новому стилю) эта кутья действительно щедрая: с медом, изюмом, орехами и прочими сладостями. Также на стол ставили жареную колбасу, свеженину, сыр, яичницу, блины с подливкой. В центр новогодней обрядовой еды водружали мясо свиньи, которая из-за своей плодовитости воспринималась как символ урожайности. Каждая хозяйка стремилась наготовить к Щедрому вечеру как можно больше блюд, потому что, согласно стародавнему поверью, как человек проводит старый год и встретит новый, таким для него будет и весь следующий.

Сербы называют этот праздник Сербским Новым годом, или Малым Рождеством. Малое Рождество совпадает с Днем святого Василия. Во многом это предопределяет характер праздника. Иногда сербы в Васильев день вносят в дом «бадняк» — одно из двух поленьев, которые они заготовили в Сочельник для Рождества Христова и Малого Рождества. На Старый Новый год готовят василицы: круглые пироги из кукурузного теста с каймаком — сливками, створоженными как сыр. Иногда делают другое блюдо из кукурузного теста — попареницу.

Выбирали самых красивых

Многие не знают, что 13 января — День Мыланьи (символ — Луна), 14 января — день Васыля (символ — Солнце). Считается, что в ночь с 13 на 14 января Мыланья и Васыль (Луна и Солнце) встречаются и женятся. В этот день издавна женихи засылали сватов к любимой девушке, просили у ее родителей разрешения на брак. На Кубани эти дни связаны с народными обрядами «Мыланка», «Вождение козла», «Щедрование», «Посевание».

Изо всех святочных обрядов «Мыланка» наиболее серьезный как по сложности и характеру обрядового действа, так и по составу: в нем принимали участие в основном взрослые молодые люди, даже женатые и замужние. Подбиралась по голосам хорошо спетая группа в составе 7-8 человек. Из них выбирались центральные персонажи обряда — Мыланка и Васылько, самые красивые девушка и парень. Главным персонажем была девушка. Часто участники действа брали с собой еще и козу, которую заводили в хату. Животное символизировало удачу и достаток. Молодые люди пели, танцевали, щедро сыпали шутками и прибаутками, а хозяева дома их одаривали. Не пустить на порог колядующих считалось чуть ли не преступлением.

В нашем городе существует более 50 национально-культурных общественных объединений, в том числе крупнейшее из них — краевой Центр национальных культур. Он объединяет 28 общественных организаций, действующих не только в сфере укрепления межнационального мира и согласия, поддержания традиций добрососедства, сохранения и развития национальных культур народов, но и активно работающих по вопросам адаптации иностранных граждан, профилактики проявлений экстремизма, патриотического воспитания молодежи. Совместно с этими организациями администрация города ежегодно в рамках действующей с 2015 года подпрограммы «Гармонизация межнациональных отношений и профилактика терроризма и экстремизма» муниципальной программы «Развитие гражданского общества» проводит более 130 различных мероприятий. Это, среди прочего, фестивали национальных культур, национальные праздники, заседания молодежных клубов, круглые столы и научно-практические конференции по вопросам сохранения межнационального мира и изучения вопросов межэтнического взаимодействия. Вся эта многогранная работа во взаимодействии с представителями правоохранительных органов, казачества, других общественных объединений, администрации Краснодарского края позволяет на протяжении уже нескольких десятков лет сохранять в краевом центре межнациональный мир. Мы с уверенностью смотрим в будущее. Ведь все проживающие в Краснодаре народы заинтересованы в укреплении нашего общего дома — прекрасной благодатной миллионной столицы Кубани,

— рассказал Станислав Харьковский, директор департамента внутренней политики администрации Краснодара.

Поиск

Журнал Родноверие