В этом году сбылась таки давняя мечта — посчастливилось лично принять участие в археологических раскопках на легендарной Арконе. Получил ценный "не книжный" опыт и узнал для себя много нового, так что просто не могу не поделиться впечатлениями.

О раскопках в этом году узнал совершенно случайно и, к сожалению, слишком поздно, так, что получилось поехать на них всего на несколько дней. Но и их с лихвой хватило, чтобы далеко затмить все путешествия этого лета. Но обо всём по порядку.

Окрестности Арконы

Лето на севере Германии в этом году выдалось непривычно жарким для этих мест, и Рюген, даже в холодные и дождливые времена от недостатка туристов не страдающий, оказался просто-таки переполнен. Ближайшее свободное жильё удалось найти только в 9-ти км от Арконы. И то — повезло. На следующий день после моего заезда на дверях уже красовалась вывеска "мест нет".

С транспортными связями, равно как и парковками, на полуострове Виттов, в северной части которого и находится Аркона, дело обстоит не самым лучшим образом. Самое удобное и популярное средство передвижения тут велосипед, коим в этот раз решил воспользоваться и я.

И,на удивление, не пожалел. Полчаса езды с утра по побережью, под лучами жаркого солнца и освежающим морским прохладным ветерком, шикарными видами и правда лучшее начало дня.


Отправная точка с утра. Впереди на горизонте Аркона

Дорога на Аркону на побережью необычайно красива. Поля, крутые обрывы, лески...Наверное нигде ещё не видел столько диких животных сразу. Косули, зайцы, различные хорьки-выдры, кружащие над полями крупные хищные птицы... Всем этим просто кишат виттовские поля и леса. И это при такой-то плотности населения и туристов. По пути же, возле деревеньки Ноббин, находится и самый большой мегалит Рюгена.


Мегалит в Ноббине

Масштаб можно примерно оценить из того, что первые камни его выше человеческого роста. Проезжать мимо приходилось минимум 2 раза в день и каждый раз не мог не остановиться тут и в очередной раз осмотреть это сооружение. Есть в этих огромных камнях что-то притягивающее, загадочное. Даже повидав их на своём веку не так-то и мало, не перестаёшь удивляться.

И всё таки, как это обычно и бывает, можно смотреть в упор и не видеть. Так, например, о том что на одном из камней ноббинского мегалита есть знаки, узнал только от археолога, хотя и осматривал его несколько раз до этого сам.

На одном из камней почти стертое временем изображение креста или даже свастики в круге. На фото видно плохо, так как фотографировал с мобильника и под дождём, так что, кто не увидит — придётся поверить мне на слово)  В Мекленбурге на мегалитах углубления чашечки встречаются повсеместно, а вот знаки куда реже. До сих пор встречал лишь один камень со знаками. Кстати с такими же — крест в круге. Если учесть, что мегалит — это гробница, то нанесение таких знаков довольно загадочно — казалось бы к чему они там и почему встречаются так редко?  Гробница ведь изначально находилась под курганной насыпью. Обычно появление углублений чашечек на камнях мегалитов относят к более поздним временам, чем их постройка — к бронзовому веку. Но вполне вероятно, что они могли использоваться в культовых целях и весь языческий период, в том числе и в славянские времена. Едва ли когда-либо удастся полностью прояснить этот вопрос, не отразившийся в письменных источниках. Остаётся лишь отметить, что знак креста в круге — широчайше распространённый языческий символ, встречающийся в обилии и у славян.

Следующая достопримечательность по дороге на Аркону — рыбацкая деревенька Витт. Замечательна она не только своим практически не изменившимся за прошедшие несколько столетий видом, но и своей историей.

Деревня Витт находится на берегу моря примерно в километре у подножия мыса Аркона. Причём, существует тут с тех времён когда на Арконе ещё стоял храм Святовита. Это тот самый селёдочный рынок, на который собирались осенью купцы чуть не со всего южного побережья Балтики, описанный в средневековых хрониках.

Случилось несколько лет тому назад, что великое множество торговцев собралось сюда на рыбную ловлю. Ибо в ноябре, когда ветры дуют сильнее, здесь добывается большое количество сельди, и тогда купцам разрешается свободный доступ, если раньше опии уплатят богу этой земли полагающееся ему.И был там тогда случайно некий Готшалк, священник господень, приглашенный из Бардевика, чтобы при таком множестве народа совершить богослужение.

(Гельмольд из Босау об Арконе, кн.2-12)

За тысячу лет не изменилось не только название, но и основнoe занятие местного населения, которое ещё в прошлом веке жило рыбной ловлей. Сейчас же люди тут живут туризмом.


Красивые, как с картинки домики почти все переделаны в кафе и ресторанчики.


На стенах декорации — рыболовные сети, различные рыбацкие принадлежности и, конечно же, знаменитые рюгенские обереги — куриные боги (камни с природным сквозным отверстием).


Различные типы знаком собственности — марок — применявшимися виттскими рыбаками.

Интересно и само название деревеньки. "Вит" — этим словом на балтийском побережье, как славянском, так и германском, обозначают рыболовецкие точки. Такие рыболовецкие центры-рынки, известные как "витте" распространяются по всей Балтике уже в послеславянские, ганзейские времена. Обычно название выводят из скандинавского "витья"- "на берегу". Однако сему есть существенное припятствие — само название полуострова — Витов — носит явно славянскую форму с окончанием на -ов. На этом же полуострове было аж пять таких поселений Витов. На соседнем с полуостровом "Вит"-ов острове Хиддензее до сих пор сохранилась ещё одна средневековая деревенька под названием Витте. Учитывая, что славянских язык полностью исчезает на Рюгене уже в 15-ом веке и сложно ожидать сколько либо значительного влияния славянского языка на острове позднее 14 века, то такое славянское словообразование на скандинавской основе выглядит странновато.

А что, если предположить, что дело было как раз наоборот? Рыбный рынок в Вите возле Арконы был известен по всей округе ещё в славянские времена. Не стало ли его название попросту нарицательным, и именно отсюда через датское и ганзейское посредство распространилось по всей Балтике как название рыбного рынка? Ведь даже не смотря на то, что этимология слова вит на славяснком до сих пор не совсем ясна, неоспоримым остаётся тот факт, что слово это часто употреблялось балтийскими и западными славянами, как в личных именах, так и в особенности славянами рюгенскими, как составная часть в именах богов.

692740 600
Пристань деревеньки Вит

693050 600
А это — витская часовня. Никогда ещё не видел церковь подобного вида. Часовня, правда, поздняя, но история её возникновения тоже довольно любопытна. Своей постройкой она обязана рюгенскому учёному, священнику, поэту и общественному деятелю Людвигу Готхарду Козегартену.

Жители деревни Вит в 18 веке никак не хотели посещать церковь в соседнем городке Альтенкирхен (ту самую, в которую встроен "камень Святовита"), объясняя это дальностью расстояния. Хотя на самом деле до него не более 6-7 км по прямой. Чтобы вернуть паству в церковное лоно, Козегартен стал проводить проповеди прямо на берегу моря.

Kosegarten Vitt 01
Проповедь Козегартена в Вите на берегу моря, рисунок 1864 года.

Проповеди эти в итоге имели большой успех, в результате чего и прославился этот священник. Он же был и инициатором создания тут часовни такого необычного вида.

Я, разумеется, понимаю, 18-19 века, уже немцы...Но всё же, не потому ли вдруг возымели успех среди игнорировавшего церковь населения, его проповеди, что были отражали как раз давнюю и понятную местному населению ещё со славянских времён традицию молиться у воды? И не по той же ли причине и церковь носит такие подчёркнуто народные, а не романские, черты?

693500 600
Из витской пристани открывается чудестный вид на Аркону. Пожалуй, одно из лучших мест для проведения вечера на полуострове.


Закат в рыбацкой деревне.

Поднимаюсь из Вита на гору — отсюда до Арконы уже рукой подать.

693500 600
Археологические раскопки проводятся в крепости уже второй год. Цель — исследовать наиболее близкие к обрыву участки, обрушение которых может произойти в любой момент.

693676 600
Раскопки на Арконе

693787 600
Вид с вала. Вот на том самом месте, где находится "столик" (на самом деле решетка для просеивания земли) мне и предстоит проработать большую часть времени.

Но, прежде чем рассказать о новых находках, не лишним будет упомянуть и о старых. Да и публиковались ли они вообще когда-либо на русском? А заодно вспомнить и всю историю археологических исследований крепости.

Археологические исследования

Аркона занимает как среди археологических объектов северной Германии вообще, так и среди крепостей балтийских славян в частности, совершенно уникальное место. Нигде более археологические раскопки не проводились так много раз и на таком растянутом промежутке времени ( 19-21 вв. ). Ни в одной из прочих  славянских крепостей Германии не было найдено такого колличества монет, оружия и драгоценных по тем временам бусин. И это всё при том, что тут не было обнаружено и не одного клада, мастерской, а до последнего времени — и вообще каких-либо следов домов, поселения и вообще проживания людей на территории крепости.

Конечно, из письменных источников хорошо известно о былом величии Арконы, о её значении и влиянии на юге Балтики, о богатейшем храме Святовита, хранившейся тут военной добыче руян и ежегодных отчислениях-пожертвованиях храму из прочих славянских земель. Но не стоит забывать, что большая часть мыса обвалилась в море задолго до каких-либо исследований, причём как раз та её часть, где стоял храм и можно было бы ожидать наиболее ценный и богатый материал. То же, что раскапывали и раскапывают археологи на Арконе — по сути весго лишь наиболее удалённый от центра край городской площади, эдакий "предбанник". И большинство находок, сделанных тут, опять же, скорее случайные, из сильно перемешанного за десятилетия, если не века, аграрной деятельности культурного слоя.

705333 600
Карта показывает постепенное уменьшение мыса ( красный цвет ) и археологически исследованные области  ( зелёный ) по годам в 19-21 вв. Новейшие раскопки конца 2000-х — начала 2010-х не учтены.

Исследования арконского городища начинают проводиться уже в 19 веке, но из-за недостатка тогдашних знаний и методологии особых результатов они не принесли.

Из наиболее важных и профессиональных раскопок первые проводились в 1921 году под руководством Карла Шухарда. Именно в результате этих раскопок появился знаменитая схема предполагаемого храма Святовита, до сих пор кочующая из книги в книгу и по интернету.

704563 600
План раскопок Шухарда. На "пяточке" мыса видна схема предполагаемого фундамента храма. Стоит обратить внимание на то, что все тогдашние раскопки представляли из себя не более, чем пару траншей. По сути, руководствуясь описаниями Саксона Грамматика, он попросту раскопал оконечную, на тот момент, часть мыса, и в первой же найденной каменной кладке увидел фундамент храма.

Ценный материал принесли раскоки крепостного вала 1929 года. Тогда были выявлены остатки обгоревших ворот, подтвердившие описание осады Арконы 1168. Ворота были выполнены в виде туннеля, внутри крепостной насыпи. Срез вала показал, что его насыпь обновлялась не менее трёх раз.

705955 600
Профиль вала с остатками ворот из раскопок 1929 года.

Много нового выявили раскопки 1969-1971. В частности, при повторных раскопках оконечной части мыса, пришли к выводу, что раскопанная Шухардом в 1921 каменная кладка на самом деле была частью, второго, более древнего крепостного вала, находившегося внутри крепости и неизвестного до этого.

704563 600
Археологическая карта 1970 года.
1 — обрыв мыса 1921 года. 2 — обрыв мыса 1969 года. 3 — раскопки 1921. 4 — раскопки 1929. 5 — раскопки 1969/70. 6 — каменная кладка 1921. 7 — каменная кладка 1969. 8 — ров перед крепостным валом

700234 900
Реконструкция крепости Арконы по результатам раскопок 1969/71 гг.

По результатам этих раскопок выводы Шухарда о фундаменте храма были пересмотрены, площадь предполагаемой территории до обвала значительно расширена, нанесён второй внутренний вал и ворота. Территория же святилища и храма предположительно остались на обвалившейся части.

Находки с раскопок 1969/1970

698541 900
698666 900
699087 900
699277 900
699632 900
699871 900
700599 900
700733 900
700974 900
701299 900
701582 900
701780 900
705567 900

В новейшее время раскопки на Арконе проводились в 1993-1999, 2003-2004, 2005. Они также принесли богатый материал, большая часть которого пока не попала ни в музеи, ни в публикации. Некоторые находки из этих раскопок:

701958 900
702392 600
702637 600
702729 600
703111 600
703423 600
703539 600
703929 600
704493 600
704493 600
705955 600
Последняя археологическая компания работает на Арконе с прошлого года. Из нового, найденного тут за 2 последние года, нужно в первую очередь отметить обнаружение останков нескольких домов.

696655 600
Предполагаемые дома показаны чёрными точками.

Фред Руххёфт и его версия рюгенской истории

Я впервые был на археологических раскопках, потому состав рабочей группы меня, мягко говоря, сильно удивил. Всего в раскопках постоянно принимает участие около десятка человек. Из них 4 любителя без всякого специального образования, но с некоторым опытом раскопок ( далеко не у всех — славянского периода). 1-2 студента, изучающих археологию или геологию и проходящих тут практику.Один специалист-реставратор. Два собственно археолога специалиста — совсем молодые девушки только что закончившие обучение, и для которых это — так же их первый в жизни объект. Ничего не хочу сказать о них плохого как о специалистах в плане техники раскопок — они знают как проложить и задокументировать срезы и находки куда лучше меня или другого любителя неспециалиста. Но представления ни о славянах вообще, ни о балтийских в частности, у них нет совершенно никакого. От слова совсем. Как собственно и видимого желания какие либо знания в этой области приобрести. Чего они собственно и не скрывают, парируя это малоубедительным: "я археолог, а не специалист по славянам". Специалист же там всего один — возглавляющий раскопки историк Фред Руххёфт. Не археолог по профессии.

Все интерпретации и по сути вся новейшая записанная история Арконы на сей момент сосредоточена в его руках.

Фред действительно хорошо знает и историю балтийских славян, и историю археологических исследований последнего столетия в Мекленбурге, просто отлично знает Рюген и его археологические памятники. Но. Имеет своё, скажем так, очень особенное мнение.

Он придерживается теории необычайно позднего заселения Рюгена славянами. Так, по его мнению, они появляются тут только в 9 (!) веке. Это как бы не смотря на то, что впервые упоминаются уже в 8-ом. Спорить с Фредом сложно, ибо на любой аргумент у него готов ответ. Так, узнаю от него, что мол датировки керамики, сделанные в последние 20 лет, на самом деле не верны и скоро будут пересмотрены. Ну, думаю, давно пора, а то всё только пишут, да предполагают. То есть, спрашиваю, рюгенскую-фрезендорфскую датируют более ранним периодом, как это предлагалось в 2008 году? Оказывается, нет, он за то чтобы датировать её аж поздне-славянским периодом, а вместе с тем и заселение Рюгена славянами...

Задумываюсь...Вспоминается, что ведь это именно он написал и выпустил в 2010 книжку, в которой писал о большом интервале между германцами (железный век) и славянами на Рюгене. По егоному получалось, Рюген около 200-300 лет был необитаем.

- Но а как же анализ пыльцы, установивший непрерывное заселение славянских поселений с начала нашей эры?

- Ну да — отвечает он — анализ пыльцы тоже неверный...

Датировка керамики неверна, анализ пыльцы неверен...хм...а ведь в последнем вышедшем в 2008 году научном исследовании, изданном уже действительно археологами  ( а не просто историками ) с огромным стажем Й. Херрманном и Д.Варнке, стоит ровно обратное его утверждению! Стараюсь как можно более деликатно сформулировать эту свою мысль.

- Ах — отмахивается рукой Фред — это они всего лишь так предположили!

Забавно, думаю, мы ведь читали одни и те же книги, а вот выводы почему то сделали прямо противоположные. Из общения очень скоро становится ясно, что имея на всё своё собственное мнение и твердо его придерживаясь, он в тоже время не склонен подробно его аргументировать. По крайней мере первому встречному, каким в его глазах я и являюсь, что в принципе по человечески понятно.

- Но как то ведь они должны были перенять имя племени, известное ещё с начала нашей эры...

Но этого аргумента он, кажется, уже и не слышит.

В общем же и целом, коллектив очень приятный, отношения в группе простые и легкие. Все работают вместе, нет каких-либо "превелигированных" мест, все получают явное удовольствие от работы. На лицах улыбки, всё крайне доброжелательно, просто таки по семейному.

Я попал на раскопки смешанных слоёв. От поверхности и до белого мелового слоя, в котором следов человеческой деятельности уже не найти, примерно метр земли, которую снимают слоями. Сначала поверхность обыскивается металоискателем, затем земля помещается на решето, где каждый комочек внимательно рассматривается, так, что даже самые мелкие находки размером менее 1 см удаётся обнаржить и задокументировать.

Находки же эти по большей части одинаковы: кости, маленькие черепки керамики славянского периода и кремневые скребки, относящиеся ещё к каменному веку. На Арконе пока были найдены вещи лишь этих двух периодов (славянского и каменного), железный и бронзовый века отсутствуют.

694149 600
Типичные для Арконы черепки. Целых сосудов или их значительных частей тут на удивление найдено не было (в прочих славянских поселениях и городищах их обычно очень много). Самые большие — с ладошку.

694301 600
Из металлических изделий находят много наконечников стрел. Иные из которых бывают весьма значительных размеров (чуть ли не в 2 раза больше, чем тот, что на фото). Реже встречаются лезвия ножей, рыболовные крючки и детали шпор.

Фотографировать находки почему-то запрещено, но смотреть в живую разрешают. Один раз в день, проводится некое подобие экскурсии для туристов, на которой рассказывают о раскопках и показывают находки и профили. Мне же, как сотруднику, показали и весь архив с металлическими находками за этот год (с мая по июль). Сфотографировать, правда, не удалось. Среди наиболее интересных находок за этот год — фрагмент ещё одного меча, отлично сохранившееся острие копья, 2 фрагмента арабских дирхемов 9 века ( к слову на Арконе найдено что-то около 150 монет и их фрагментов, среди которых много как раз арабских 9-го века), одна или две бусинки, височное кольцо. Две находки сильно выделяются среди прочих как стилем, так и изящностью исполнения. S-образная фибула, оканчивающаяся с каждой стороны звериной головой, которые у нас обычно считаются древнегерманскими. И удивительной красоты и тонкости работы шпора. Почти полностью сохранившаяся, покрытая резьбой-орнаментами и оканчивающаяся двумя орлиными головами. Ничего подобного у балтийских славян, кажется, до сих пор не видел. Стиль похож на скандинавский. Фред же относит к скандинавским и С-образную фибулу, предполагая, что она была предназначена для переплавки. Почему? Да потому, что аналоги таким фибулам находятся в 6-ом веке, когда по его теории Рюген был вовсе не заселён. Причём находят далеко не только в Скандинавии, но и в континентальной Германии, да и в населённой славянами центрально-восточной Европе тоже.

Как бы то ни было, шпора уже отреставрирована, и, будем надеется, скоро будет опубликована в археологическом ежедогнике или на странице археологического сообщества. После посеребрянного наконечника меча, фото которого можно увидеть выше, это, безусловно, самая интересная находка с Арконы.

Вообще странновато, что при таком обилии материала, лишь крошечная его часть на сей момент попала в музеи. По всей северной Германии работает множество археологических музеев, в которых выставлены копии одних и тех же вещей, а такие редкие и интересные раритеты из легендарной Арконы пылятся в архивах...

Крошечная выставка находок с раскопок прошлого 2012 года выставлена в маяке перед арконской крепостью. На безрыбье, предлагаю хоть эту небольшую экспозицию

694718 600
Ещё важный момент — на Арконе найдено несколько височных колец и пряслиц, что наряду с домами, может указывать на постоянное проживание здесь женщин ( то есть семей)

694907 600
Саксонские и арабские монеты, стеклянная бусина...

695522 600
Обычные ежедневные металлические находки с Арконы.

695788 600
Опять же пряслице. В этом году нашли ещё то ли одно, то ли 2.

Перуновы стрелы

Что ещё запомнилось с раскопок, так это огромное колличество громовых или перуновых стрел, находимых в земле. Их собирают, но никакого особого внимания им не уделяют. После третьей перуновой стрелы, найденной на одном квадратном метре, не удерживаюсь и начинаю расспрашивать каждого из участников как часто они их тут находили. Все только отмахиваются рукой — мол, тоже мне невидаль какая, ими тут всё кишит.

- Вообще-то — начинаю из далека — у всех славян эти предметы известны в связи с языческим культом и верховным богом-громовержцем, а на Арконе ведь как раз было святилище верховного славянского божества...

- Может и так — отвечает Фред — только археологически к славянам их никак не припишешь. Следов обработки руками человека на них нет, а потому мы их хоть и собираем, учитываться они нигде не будут. И показывает мне большую коробку, полную таких перуновых стрел.

- Так как же они попали в землю в таком колличестве? Обычно такие вещи ведь находят на берегу, где их приносит море.

- Из меловой породы, из которой состоит скала — без всякого зачатка интереса отвечает Фред.

С одной стороны — верно. Но с другой, попадаются перуновы стрелы на Арконе повсеместно начиная с самого верхнего слоя, на глубине всего то с десяток см, а до меловой породы добрый метр глубины... Слои в значительной степени перемешаны, но всё же не настолько. Опять же, все раскапывающие после моих вопросов отмечали, что в таких колличествах на других раскопках они их нигде не встречали.

Далее, конечно, каждому уже самому решать, это по сути уже вопрос веры и доказать такие вещи, разумеется нельзя. Моего же мнения, что случайностью они быть не могут, после пятой и шестой стрел лично извлечённой из одного квадрата 2х2 м ,было уже не изменить. Жаль только, что в отчёте о раскопках они не укажутся, а вся коробка тихо и мирно отправится в архив музея, где о них далее никто уже не вспомнит. В целом же можно сказать, что на ряду с черепками керамики, кремневыми скребками и костями животных, перуновы стрелы являются одними из самых частых находок смешанного слоя.

Впечатления

Вообще, поехал я на Аркону далеко не для споров с археологами, которые, надо полагать, в любом случае своё дело знают лучше меня. Мне эти раскопки были интересны даже больше как единственная на сей момент официальная и законная возможность побывать внутри величайшей славянской святыни и прикоснуться своими руками к той земле. Ощущения, надо сказать, мало с чем сравнимые.

С одной стороны — сама по себе работа не лёгкая ( 10 часов на коленях или согнувшись ), но тем как будто даже более привлекательная. Во время работы, в рутине перебирания земли, есть время задуматься о многом, о чем в городе бы и не задумался. Если перед поездкой у меня и были ещё какие-то сомнения, насчёт того — а насколько это вообще правильно копаться и перебирать землю, ступив на которую наши предки и дыхание то затаивали, чтобы не осквернить её ненароком; тревожить духов той земли, доставать и выносить покоящиеся там кости предков, то во время работы сомнения эти исчезли сами собой.

Восемь веков назад христиане разрушили величайшее для духовной жизни славян место. Именно 1168 год, а не предшествующие немецкие завоевания, сыграли решающую роль в исчезновении всей южно-балтийской славянской цивилизации со своим языком, обычаями и культурой. После этого онемечивание пошло какими то просто невообразимо быстрыми темпами. Народа не стало в одночасье, как будто была уничтожена сама основа, залог его существования. Вроде того, как самое крепкое и сильное дерево, сломить которое не способна была ни одна буря, ни топор дровосека, само засыхает, если ему обрубить корни. Так и тут. Сколько не ищи славянское в немецком, сколько бы не находи артефактом и записей того времени, балтийских славян как народа больше нет и этого процесса не повернуть вспять. Однако, как приятно видеть, что и католический план полного уничтожения так люто ненавистных им язычников потерпел полное поражение. Католиков в современном Мекленбурге встретишь нынче не намного чаще, чем уничтоженных ими когда-то балтийских славян. За неделю Аркону посещает едва ли не больше немцев, чем все рюгенские церкви за год. Новое же поколение потомков тех, кто когда-то ломал стены языческих храмов, вот уже сколько десятилетий трудится, просеивая каждый квадратный метр земли, бережно сберегая каждый осколок и черепок ТЕХ времён. С искренними улыбками и радостью на лицах. И таким же искреннем желанием сохранить ещё не до конца потерянное. Это ли не достойное почтение предков и осознание былых ошибок?

696148 600
Закат на побережье полуострова Ясмунд

После раскопок до темноты оставалось ещё несколько часов времени, которые я обычно тратил на путешествия по острову. Как показывает опыт, как раз в таких практических походах зачастую замечаешь детали ни в одной из книг не описанные. Вот например, известно, что Аркона находится на самом севере острова и там проходили главные языческие ритуалы. Оказывается, Аркона повернута так, что видно её по всему северному побережью Рюгена за много километров.

696015 600
Вид с полуострова Ясмунд на Аркону. В сумерках огонь маяка возле крепости отлично виден по всему побережью. Так, должно быть, когда то было видно и поднимающийся огонь ритуальных костров на Арконе.

Опять же, везде указывается, что Аркона расположена в самой северной части острова. Однако, это не совсем так. До географически самой северной точки острова от Арконы около километра. Едва ли это можно считать "просчётом". Определять стороны света и ориентироваться в пространстве в это время прекрасно умели. В географически самой северной точке находится точно такая же отвесная меловая скала, так почему, если была цель построить святилище именно в самой северной точке, было не выбрать ту другую скалу? Ответ, кажется, более чем прост.

Вспомним, сообщение Аль-Масуди:

"В славянских краях были здания, почитаемые ими. Между другими было у них одно здание на горе, о которой писали философы, что она одна из высоких гор в мире. Об этом здании существует рассказ о качестве его постройки, о расположении разнородных его камней и различных их цветах, об отверстиях, сделанных в верхней его части, о том, что построено в этих отверстиях для наблюдения над восходом солнца, о положенных туда драгоценных камнях и знаках, отмеченных в нем, которые указывают на будущие события и предостерегают от происшествий пред их осуществлением, о раздающихся в верхней его части звуках и о том, что постигает их при слушании этих звуков...

...Еще другое здание имели они на горе, окруженное морским рукавом; оно было построено из красного коралла и зеленого смарагда. В его средине находится большой купол, под которым находится идол, коего члены сделаны из драгоценных камней четырех родов: зеленого хризолита, красного яхонта, желтого сердолика и белого хрусталя; голова же его из червонного золота."

Славянские храмы ( а у Аль-Масуди так и прямая отсылка к Арконе ) устраивались таким образом, чтобы из них удобно было вести наблюдение за восходом солнца. Вспомним и сообщение о храме "Утробога", окна которого были направлены на восход солнца, а само божество почиталось в первом солнечном луче. И взглянем на Аркону сверху.

697468 600
В отличии от самой северной точки, мыс Арконы направлен как раз на восход солнца. Что на самом деле более чем понятно и логично — язычники молятся на восток, на восход солнца.

Солнце же восходит над Арконой не с правой стороны, как это было бы на географически самом северном мысе, а, смотря из крепости, оно появляется из воды прямо по центру, как раз там, где и должен был по описаниях стоять храм Святовита.

696416 600
Восход солнца над Арконой. Вид из крепости. Солнце восходит по центру, а не с правой стороны. Не перестаёшь удивляться, сколько смысла несла в себе каждая деталь при устройстве святилища и насколько не случайным был выбор места.

Поиск

Журнал Родноверие