Для древнего раса не являлась просто списком внешних черт, формы черепа и оттенка глаз. Это было нечто большее: общность, объединяющая целые народы по наличию общего предкового народа, и, как следствие, общей предковой религии. Народы, единые одной расой, имели единое мировоззрение, праздновали одни и те же годичные праздники, хоть и называя их по-разному, но очень схожими и родственными названиями. Этот изначальный расовый субстрат, стержень, вокруг которого формировались малые народы этой группы, являлся истоком Примордиальной Традиции и мироощущения для этих народов. Он был источником вдохновения и высших ценностей.

Расовая общность всегда будет стоять выше этнической, не отрицая вторую, но подтверждая её, ведь раса едина в многообразии: одни ветви расового древа помогают сохранить в этом расовом древе других; они порождают подлинное генетическое и культурное разнообразие внутри расы. Древние это хорошо понимали, особенно после принятия христианской веры, которая, в своём средневековом обличии, имела в качестве одного из постулатов своей веры вопрос расологии, вопрос сакральной генеалогии народов, описанной в Ветхом Завете, выраженной в науке средневековья в качестве полигенизма народов. Христианство объединило европейцев и сблизила их культуры вновь: как во времена праиндоевропейцев.

Контекст народа — это его раса, без неё он не может.

Если деградирует вся раса, её генетика, а как следствие и культура, и религия, неизбежно деградируют все народы, являющиеся её частью.

Сакральную расологию мы можем наблюдать в таких произведениях древней арийской (индоевропейской) мудрости, как Авеста, Веды, Эдды, мифы и легенды эллинов, кельтов и славян: Песнь о Риге, рассказывающая, фактически, о происхождении трёх рас, известных человеку Старого Света: белых, чёрных (семитов и южных европейцев) и азиатов; это и варное разделение, которое лежит в основе всей индуской культуры и религии. Варна с санскрита, самого архаичного арийского языка, означает «цвет», ведь подобно тому, как праиндоевропейцы пришли на земли палеоевропейцев и поработили их, установив древнейший апертеид, также они сделали и в Индии, где разделили общество по признаку цвета кожи. Чем выше к брахманам — тем более белый цвет кожи, а чем ниже — тем чернее, ведь там больше дравидийских, палеоиндийских генов. Подобное варновому разделению устройство, мы находим и у других индоевропейцев, где оно тоже имеет расовый характер. Фольклор и мифология белых народов содержит в себе бесчисленные сказания о происхождении народов и рас.

Эта часть человеческого бытия не обошла и нашу страну. Темой этой статьи является «расовая проблема в древнерусской литературе».

Расовые архетипы Слова о полку Игореве

Мой взор пал на одно из лучших произведений, написанных на русском языке, которое для меня, как для русского человека, намного лучше любых скандинавских Эдд, хоть и оно и уступает им в размерах. Слово о полку Игореве, без преувеличений — великое произведение русской мысли и русского сознания.

В тексте Слова есть упоминание о неких «Дажь-Божа внуках». Без сомнений, Дажьбог — это одно из двух солнечных божеств восточнославянского пантеона. Вторым является Хорс, также упомянутый в тексте Слова, но уже как буквальное, фактическое Солнце на Небе.

Имя Дажьбога в тексте упоминается только в форме этих самых «Дажь-Божа внук»:

«Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами; погибашеть жизнь Даждь-Божа внука, в Княжих крамолах веци человекомь скратишась» и «Уже бо, братие, не веселая година въстала, уже пустыни силу прикрыла. Въстала обида в силах Дажь-Божа внука».

Оба отрывка породили извечные споры — обозначает ли «Дажь-Божа внуки» весь род русский или лишь князей, которые в тексте названы «четырьмя солнцами».

Из этого контекста можно сделать два взаимоисключающие предположения: что «Дажь-Божа внуки» — это обозначение для русского народа в принципе; либо же, «Дажь-Божа внуки» — это обозначение только для князей. Стоит помнить, что в самом начале, Вещий Баян носит эпитет «Велесов внук», что, по-видимому, указывает на него как на скальда.

В восточнославянском пантеоне богом власти/знати (князя и его дружины) являлся громовержец Перун, упомянутый ещё VI в. Прокопием Кесарийским. Роль Перуна как главы пантеона бесспорна, его почитание сохранилось в наиболее поздних временах в различных песнях, афоризмах, легендах и названиях у ряда славянских народов, в частности наиболее поздно это происходило у беларусов.

Солярное божество не подходит на роль монарха. Во-первых, в нашем случае мы имеем близнецовый солнечный культ. Ввиду своей родоцентричности, языческие религии представляли мир богов устроенным по тем же родовым законам, что и мир человеческий. Монарх должен быть таковым по факту крови, происхождения. Во-вторых, сама божественная сущность Солнца, что отражено в имени Дажьбога (букв. дающий блага) всеблагая и всещедрая: Солнце греет всех одинаково, освещает всё равномерно и одаривает благами всех. Если мы обратимся к другим солнечным божествам индоевропейцев, но не встретим среди них глав пантеона.

В этом контексте стоит вспомнить обращения крестьян к Солнцу, где они называют себя «чадами» и «внуками» его.

На основании этого я делаю вывод, что Дажь-Божа внуки — это обозначение всего русского народа, а не князей. На это указывает и контекст самих упоминаний, где нет конкретизации на определённой личности, как в случае Баяна как внука Велеса.

При рассмотрении мифологии Слова, необходимо обратить внимание также и на Задонщину, написанную значительно позже (XIV- XVвв.) и, возможно, на основе первоисточника или иного варианта, который не дошёл до нас

Задонщина повествует о событиях, происходивших во время борьбы с Мамаем и в частности о битве на реке Калка. В ней отчётливо выражается расовое противостояние, стороны которого очерчены в самом начале:

«Князь великий Дмитрей Ивановичь с своим братом, с князем Владимером Андрѣевичем, и своими воеводами были на пиру у Микулы Васильевича. Вѣдомо нам, брате, что у быстрого Дону царь Мамай пришел на Рускую землю, а идет к нам в Залѣскую землю. Пойдем, брате, тамо в полунощную страну жребия Афетова, сына Ноева, от него же родися русь православная. Взыдем на горы Киевския и посмотрим славного Непра и посмотрим по всей земли Руской. И оттоля на восточную страну жребии Симова, сына Ноева, от него же родися хиновя – поганые татаровя, бусормановя. Тѣ бо на рекѣ на Каялѣ одолѣша род Афѣтов. И оттоля Руская земля сѣдит невесела, а от Калатьския рати до Мамаева побоища тугою и печалию покрышася, плачющися, чады своя поминаючи: князи и бояря и удалые люди, иже оставиша вся домы своя и богатество, жены и дѣти и скот, честь и славу мира сего получивши, главы своя положиша за землю за Рускую и за вѣру християньскую».

Задонщина начинается с расового разделения, построенного на основании библейского сюжета о Хаме, Симе и Иафете, ставшего основой средневековой церковной расологии. Но нужно отметить, что расология Задонщины отличается: в европейской средневековой расологии Иафет — прародитель европейцев, Сим — семитов, Хам — негров. Такую расовую парадигму мы можем наблюдать в Повести временных лет:

По потопе трое сыновей Ноя разделили землю — Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елимаис, Инди, Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.

Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток, Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, другая Ливия, Нумидия, Масурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадира. В его владениях на востоке находятся также: Киликия, Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония, Фригия, Камалия, Ликия, Кария, Лидия, другая Мисия, Троада, Эолида, Вифиния, Старая Фригия и острова некии: Сардиния, Крит, Кипр и река Геона, иначе называемая Нил.

Иафету же достались северные страны и западные: Мидия, Албания, Армения Малая и Великая, Каппадокия, Пафлагония, Галатия, Колхида, Босфор, Меоты, Деревия, Сарматия, жители Тавриды, Скифия, Фракия, Македония, Далматия, Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая называется также Пелопоннес, Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море. Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Китира, Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира, часть Азии, называемая Иония, и река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского моря на север: Дунай, Днестр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову. В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку — до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу — до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, — они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым.

Необходимо учитывать, что «семиты» имели довольно расплывчатые очертания в представлении того времени, потому соседство иранцев и арабов не должно удивлять.

В рамках общего мифа противостояния русских (запада) с азиатами (востоком), библейский Иафет соотносим со славянским Дажьбогом, а Сим – со Стрибогом.

Задонщина предлагает совершенно иную генеалогию народов. Судя по всему, такое отличие вызвано наложением христианских образов уже на имеющиеся представления славянских язычников о сакральном происхождении народов. Свою роль сыграла также география, ведь для русского писца и его читателя аутентичные семиты не были интересны, в отличии от азиатцев.

В Задонщине азиаты являются потомками Сима. В церковно-европейской расологии азиаты соотносились с Гогами и Магогами – с народами, призванными разрушать христианскую цивилизацию. Хиновя Задонщины – это половцы Слова. Это эсхатологический народ, «Гоги и Магоги» языческой Руси.

Автор Задонщины стремился не только описать определённые события, связывая их с прошлым, через написания текста на основе Слова, отдавая честь предкам, но и убрать из текста Слова все языческие элементы: ведь образованному человек обладающему грамотой не составит труда понять, что всякие «Дажьбоги» и «Трояны» — это не особо христианство. По итогу этой работы Дажь-Божа внуки были заменены на потомков Иафетовых.

Писец Задонщины стремился не только написать текст на основе Слова, отдавая долю уважения предкам, но и убрать оттуда все языческие элементы. Таким образом, Дажьбожьи внуки были заменены на потомков Иафетовых, противостоящих потомкам Сима.

В отличии от Дажьбожьих внук азиаты являются потомками совершенного другого, хтонического Бога разрушения – Стрибога. По одной из лингвистических гипотез, имя Стрибог восходит к праславянскому глаголу «стрити» (*sъtьri) — «уничтожать», что родственно обыденному «стирать». Поведение Стрибожьих внуков это подтверждает: «Се вѣтри, Стрибожи внуци, вѣютъсъ моря стрѣлами на храбрыя плъкы Игоревы». Стрибожьи внуки несут стрелы на русских воинов.

Стрибожьими внуками в тексте названы ветра, несущие стрелы на русских воинов. Ветер для древних являлся хтонической силой природного хаоса, разрушающей всё на своём пути, силой, неподвластной человеку. Ветра наводят тучи на Солнце, закрывая его. Борьба Дажьбога и Стрибога не является просто борьбой двух божеств: это борьба солярного и хтонического.

Аналогия кочевников с ветром вполне понятна: кочевые народы ведут себя как ветер, извиваясь и пролезая туда, куда обычное войско физически не пролезет. Их среда обитания — это голые степи, где царь лишь ветер, хаотически носящийся по мёртвым пространствам. Это может быть отражением древнего мифа о «зверолюдях», прослеживаемый в разных мифологиях, о чём писал отец Йорг Ланц фон Либенфельс.

Разрушительная сущность Стрибога не мешает ему поклоняться и приносить дары. Стрибог упоминается в Повести временных лет среди идолов, которые установлены Владимиром в Киеве. Даже напротив, как раз такая разрушительная сила как ветер требует того, чтобы её задобрили. Ведь аграрий в поле постоянно встречается с природой ветра лицом к лицу.

В качестве параллели может выступать индоиранский Ваю — бог ветра, стражник иного мира и воплощение смерти, убивающее своим взглядом.

Стоит отметить, что Стрибог и Дажьбог являются единственными божествами восточнославянского язычества, которые имеют частицу «бог» в имени (всякие Чернобоги и Белобоги — это западные и южные славяне). Во большинстве источников они упоминаются попарно.

Миф Слова о полку Игореве – солярный миф, в частности передающий эсхатологический момент «смерти Солнца». Больше всего места уделено солнечному затмению – великому знамению для русских князей о их неминуемом проигрыше. Но Игорь повторяет судьбу Юлиана Отступника, игнорируя указания Солнца — «Солнце ему тъмою путь заступаше».

Поражение Солнца ознаменовало поражение и его внуков: в день второго боя «чёрные тучи» (половцы), идущие «с моря», хотят затмить, «прикрыти четыре солнца» (четырех русских князей, ведущих поход).

«На рѣцѣ на Каялѣ тьма свѣтъ покрыла» — говорится о кульминации земного «затмения». Особое внимание надо уделить сакральному месту появления Стрибожьих внуков — на реке Каяле, которая есть «река смерти с мертвой водой», или же играет роль «символической границы, отделяющей живых от мертвых».

Солнечное затмение – это эсхатологический момент, который можно проследить в множестве мифологий и религий. Затмение соотносилось с демоническими зверями, такими как змей (Апофис) и волк (Фенрир). Цель этого зверья — поглотить Солнце.

В рамках типичного для любого народа эгоцентризма, славяне считали себя потомками светлых, небесных божеств. Все остальные относились к потомкам других сил мироздания: в первую очередь хтонических.

Итак, азиаты в этом мифе пытаются поглотить «Русское Солнце». Эта борьба происходит как и в метафизической форме (борьба Дажьбога и Стрибога), так и в материальной (борьба их внуков). Когда демоническому зверью удаётся поглотить Солнце — тогда и наступит Светопреставление, конец народа и мира. Фенрир поглотит Солнце (Соль).

Князь Игорь Рюрикович, заключая вечный мир с греками «на вся лета», так определял срок этой вечности: «дондеже сияет солнце и весь мир стоит». Это глубоко ритуальные слова. В этой фразе указывается на наличие некоего отдаленного времени в будущем, когда солнце все-таки перестанет сиять — тогда мир и будет разрушен, а вместе с ним и потеряет силу договор.

Таким образом, силы, участвующие в солнечном затмении, есть силы эсхатологические (космического порядка). В «земном» затмении «Слова» со стороны Солнца выступают «Даждьбожа внук», русские князья («четыре солнца»), с противоположной стороны — «Стрибожи внуци», веющие стрелами и двигаемые тем же ветром «чёрные тучи» половцев (эсхатологического народа древнерусской культуры).

Борьба происходит на уровне природы — они чужие не просто по вере или по иным, вторичным признакам, они совершенно другие существа, не имеющие связи со славянами, а те — прямые потомки Солнца.

Дажьбог и Стрибог являются концентратами расового гнозиса европейцев и азиатов. В то же время, среди Богов Слова упоминается некий Троян, чьё имя этимологически родственно западнославянскому Триглаву.

Его именем названо летоисчисление (Трояновы века). Если эти века и наши – одно и то же, то они подозрительно отсчитываются с веков этногенеза славян. «Землёй Трояна» названа русская земля (по большинству академических трактовок) и вдобавок упомянута некая «Троянова тропа».

Обращаясь к тому, что нам известно о западнославянском Триглаве, Троян предстаёт перед нами в качестве бога путей. Триглав взирает сразу в три мира славянской космологии тремя головами, глаза на которых закрыты одной золотой повязкой (символ бесстрастного судьи).

К этому можно привязать выражение старообрядцев — «Здесь/Там (В России) к Богу ближе».

Троян – концентрат этнического гнозиса русского народа, но противостояние происходит на более высоком уровне — на уровне рас. И Богом белых людей (индоевропейцев) является Дажьбог по аналогии с Иафетом Задонщины, являющегося прародителем всех европейцев. По этой причине в Задонщине русским помогают их братья литовцы.

В этом раскрывается суть бытия Руси — наша историческая миссия защищать Европу от врагов, кои «хиновя – поганые татаровя, бусормановя». Мы — стена, мы — нескончаемый крестовый поход против азиатов.

Поиск

Журнал Родноверие