Есть всем известный праздник и есть всем привычный обычай купаться ночью в проруби.

Однако......

Странным образом у нас нет свидетельств о массовых ночных заныриваниях в ледяную прорубь у славян язычников. Впрочем таковых свидетельств нет даже о временах двоеверия.

А что же есть? В народе не сохранилось никаких свидетельств того, что надо всем народом заныривать в ледяную воду и тем более делать это ночью. Иностранцы также не сообщают о язычниках такого обычая. Есть про Купалу, про баню, про простоту нравов, а вот про массовое ночное купание в проруби нет ничего.
Думается мне, что его и не существовало в том виде, который дошёл до нас сегодня.

Выскажу свою версию.

Здоровые люди не купались в проруби вовсе, а лишь набирали воду, умывались ею и пили. Возможно некоторые окатывались из ведра, но не купались. А купали лишь больных, согрешивших и ряженых, что участвовали в каких-либо обрядах.

Афанасьев — "ПВСНП". Том 2. Вода.

На Руси неизвестен обряд хождения додолы; но существует обыкновение, близкое к это¬му обряду: на второй день Пасхи, на рассвете, парни обливают девиц, а те в свою очередь обливают парней во вторник; кто на светлый праздник просыпал заутре¬ню, того в старину окачивали холодною водою или заставляли искупаться в реке, против чего издан был 17 апреля 1721 года запретительный указ, в котором чита¬ем: «в Российском государстве как в городах, так и в весях происходит от невежд не¬которое непотребство, а именно: во всю светлую седмицу Пасхи, ежели кто не бы¬вает у утрени, таковаго, аки бы штрафуя, обливают водою и в реках и в прудах купа¬ют»

Обливанье бывает и на Красную Горку и в Фомин понедельник, следов., при начале весны. Об этом обычае упоминают Густинская летопись, Синопсис Гизеля и Боплан в своем «Описании Украйны»

В Сербии, в первые дни после новолуния («на младу неделю»), ходят больные к родникам, купаются в них и пьют воду. В чистый четверг (середина апреля) купаются от чесотки и других накожных сыпей; здоровые же обливают себя и своих лошадей холодной водою или купаются в прудах и реках перед восходом солнца, чтобы не касались их болезни несмотря на трескучие морозы (6-го января), больных погружают иногда в прорубь иордани; почерпнутой оттуда водою умывают хворых младенцев, а снятые с них сорочки и пеленки бросают в иордань, чтобы вместе с этими покровами уплыла и самая болезнь (Арзамас. уезда).

Вода, освященная на Сретенье (2-го февраля), признается равносильною крещенской, потому что это — день встречи зимы с летом. 1-го августа, когда бывает крестный ход на реки для водосвятия, тотчас — после погружения креста в иордань — одержимые недугами окунаются по нескольку раз в воду; в то же время купают и больных детей. А кто рядился на Святках, надевал на себя запрещенные церковью «бесовские личины», тот должен окунуться в крещенскую прорубь и смыть с себя этот великий rpex. сухотки купают детей в воде, почерпнутой из девяти колодцев.

М. Забелин — Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Масленица.

Но некоторые из конных, не взирая на сопротивление, прорываясь сквозь пехоту и на всём скаку наезжают на ледяные ворота, что и значит: взять городок. Победителя купают в проруби, после чего угощают вином всех ратоборцев...............

Из цитат следует, что ряженные и ворвавшийся в городок при его взятии, требуют символического очищения и им предписывается окунуться в прорубь, а также и опоздавшим к заутренней в Пасху выписывался штраф, в виде окунания в воду. Эти категории людей являются как бы не чистыми, требующими очищения, греховными.

Другая группа обязательно окунающихся это больные! Что касается здоровых, то они по описаниям ограничиваются умыванием, обтиранием и выпиванием целебной воды.

Поиск

Журнал Родноверие