«Поучение о казнях божьих», составленном преподобным Феодосием Печерским:
«.............Видим ведь игрища утоптанные, с такими толпами людей на них, что они давят друг друга, являя зрелище бесом задуманного действа, а церкви стоят пусты...»
Отрадно видеть, что самоорганизация верующих приводит к покупке участков земли в собственность с последующим строительством различных обрядовых сооружений. Сегодня по России это уже десятки мест.
Для многих это является показателем развития движения. Его становления.
А что с содержанием? Как обстоит дело с содержательной частью? С наполнением?
Появилось ли хоть одно место,хоть один Храм, которые стали для верующих славянского обычая настоящей Святыней?
Что вообще делает Храм святыней? Место? Жрец? Прихожане?
Да, место имеет значение, да и жрец тоже, а как с прихожанами?
А на сегодня прихожанам вполне хватает пару-тройку выездов в имеющийся поблизости Храм на большие праздники, ибо они (прихожане) руководствуются небольшим набором определяющих условий, как-то:
1.Отзывы знакомых.
2.Личным отношением к жрецу.
3.Удалëнностью.
4.Наличием удобств.
5.Ценной участия/условиями участия.
6.Продолжительностью праздника.
7.Числом и разнообразием обрядовых мероприятий и доступом к ним.
Вот пожалуй и весь набор.
Но самое печальное, любой участник праздника уверен, что получит доступ ко всем обрядам, если пожелает и заплатит.
Да-да. Именно так, увы. А потом люди разъезжаются по своим уделам до следующего праздника.
Такое положение дел приводит к тому, что люди начинают воспринимать наличие Храма с потребительской стороны.
Вот мол, денег на землю давал? Давал. На Храм давал? Давал. За участие в празднике платил? Платил.
Так будьте любезны.
Именно таким подходом объясняется то обстоятельство, что ни один из действующих Храмов так и не стал настоящей Святыней. Поэтому все время между праздниками Храмы пусты и нужны только владельцам и небольшому числу тех, кто подготавливает бытовую часть перед праздниками.
Доступ на обряд, в общий круг, к личным обрядам и в Храм! нужно не покупать, а заслужить.
До тех пор, пока участие в обрядах и доступ в Храм будет определяться стремлением собрать, как можно больше участников, а не тем, насколько человек заслужил делами право быть участником, до тех пор Храмы будут пусты в самом главном — духовном смысле, а значит никогда не станут Святынями, сколько бы их ни было.