Очень часто можно услышать мнение о том, что ввиду скудости сведений о наследии славян, а также различий в толкованиях каждый сам волен определять для себя границы допустимого. Мол, сколько людей, столько путей познания и что свобода является отличительной чертой язычников от представителей иных верований и поэтому не должно быть Правил веры и обычаев единых для всех (догм).

Оно конечно, все мы разные и способы восприятия мира у каждого свои, но вот касательно свободы...... тут для наших предков всë было куда более жестко и даже жестоко.

Жизнь славян древности была в прямой зависимости от Природы и ее Законов, нарушение которых неминуемо вело к гибели.

Смена дня и ночи, времен года, готовность земли к обработке, сбор урожая и прочее.

В границах этих явлений свобода отсутствует, а нарушение этих границ жестоко карается самой Природой, что наглядно показано в пословице:

"Плохо, что медведь корову задрал, да и то плохо, что она в лес зашла"

Все, что предки могли это — приспосабливаться. Отсюда, кстати, всë разнообразие обрядов, от обережных, до плодородящих, как ПОПЫТКА обойти, обмануть или смягчить действие Законов Природы.

Далее шли законы общежития, которые прямо вытекали из образа жизни и они также были достаточно однозначны и жестки.

Возрастные посвящения, брак, разрешение споров, сословность и суд, всë это было лишено свободы выбора. Смерд никогда не мог стать князем или жрецом, женщина была лишена равенства, а изгой был изгоем не только для чужих, но и для своих.

Учитывая выше указанное, ожидаемо вытекает вывод, что вопросы веры также были определены и в них отсутствовали разброд и шатания, где каждый сам выстраивал для себя образ Мира и понимания сути Богов, которым поклонялся.

Боги это и есть Законы, а для их соблюдения существуют Правила/заповеди (догмы) выражаемые определенными обычаями, обрядами, укладом жизни и в этом смысле наши предки были бы очень озадачены узнав о том, что их потомки всяк на свой лад понимают суть Перуна или Мокоши и обрядов поклонения в их честь. Такие "вольности" были им чужды и нелепы.

Да, сегодня мы не знаем точно, какую именно силу выражали некоторые из известных науке славянских Богов и не можем восстановить единообразие в поклонении и обрядах, но утверждение о том, что общность правил(догм) и обрядов теперь не требуется будет идти в противоречие с известными сведениями о славянам, а значит будет являться кривдой, ослабляющей и разрушающей человека или сообщество людей называющих себя приверженцами славянского обычая. Каждый, кто претендует на преемственность от веры и обычая славян, как по крови, так и по духу, должен понимать, что племена славян сумели выделиться среди соседей именно потому, что имели яркие и явные отличия от соседей не только по внешнему виду и обычаям, но и по твёрдости следованию своему единообразию(догмам), в противном случае никаких славян, как отдельного рода-племени попросту бы не существовало в Мире, что мы сегодня и наблюдаем в ряде случаев. Народы отказывающиеся
от своей исторической самоопределяющей сути теряют свое будущее, землю и потомство.

В истории современного язычества России уже есть печальный пример в виде ряда течений ,где установка:

" Никто не знает как там было и поэтому догм быть не может" полностью размыла эти движения и привела лишь к еще большему разобщению.

Даже если мы не знаем, как точно было у славян язычников древности, мы точно знаем, что они следовали своим устоям жестко и твердо(догматично)!!! И если мы не можем восстановить в точности их образ поклонения, то наше собственное новоязычество все равно должно быть таким же жестким и твердым (догматичным) и в этом сохранять преемственность от наших предков.

Боги даровали нам разум дабы видеть Правду и опираться на неë, как на твердь и на ней строить Храм славянской веры, так давайте правильно использовать этот дар.

Поиск

Журнал Родноверие