220419 ber 3
Гинтарас Гедиминас около памятного знака

Дубраву посадили толокой (общими усилиями), в честь 160-летия со дня рождения Яна Гедиминаса-Бержанского-Клаусутия. В толоке приняли участие полсотни единомышленников из пяти областей Литвы. Среди них был и Гинтарас Гедиминас — внук Яна Гедиминаса-Бержанского-Клаусутия (Jonas Gediminas-Beržanskis-Klausutis)."

Отсюда тут же, на наднеманском Бержицком (Beržytė) хутора – у решение этой задачи можно начать Немана и Дубисы, недалеко от поселения Клаусути (Klausučiai) – будет храниться и знаменитый алтарь Бержанского. На нем в межвоенное время он вместе с единомышленниками еженедельно зажигал священный огонь. Ковенской "Рамуве" алтарь передал Гинтарас Гедимину.

Йонас Бержанскис в течение сорока лет проводил свое генеалогическое исследование. В конце концов он доказал, что является потомком Клаусутиса, сына великого князя литовского Гедимина. Проведенным им исследованием подтвердилось семейное предание, согласно которому эти Бержанские (от лит. beržas "Береза") происходят от гедиминового сына Клаусутиса (от лит. klausutis"слышимый"). Бержанскис был и председателем довоенного общества шляхты Литвы.

Также, именно он первый в новом времени открыто провозгласил себя последователем старой литовской религии. Когда российский царь издал Манифест о праве и свободе совести, Бержанский прислал в петербургское правительство заявление, чтобы его признали и исповедовали "последователям старолитовской веры". Только через десять лет упорной переписки он получил официальный ответ, что российские власти не возражают такому исповеданию.

Йонас Гедиминас-Бержанскис-Клаусутис для сегодняшних литовских "рамувцев" стоит в одном ряду с такими деятелями первой половины прошлого века, как Видунас до Виссуомис. Бержанскис был прямым мостиком к Литве князей, Видунас придал новолитовщине духовного измерения, Висуомис группировал единомышленников практически (подробнее о Видуне – в 4-м номере журнала "Svajksta", о Висуомисе-в очерке "Прародительская вера вокруг нас" в книге "о язычестве и балтах", 2018). Таких богатырей предшественников, конечно, еще поискать.

220419 ber 2
Будущая дубрава

220419 ber 1
Здесь, над Неманом – обрядовая площадка Ковенской “Рамувы”

Поиск

Журнал Родноверие