О верховном жреце Бога ВОЛОСА на Ростовской Земле Кича, упоминается в нескольких исторических источниках.

"По Хлебниковскому летописцу, в древности тут жил Велесов верховный жрец Кича, крещеный потом святителем ростовским Леонтием и названный Петром"

Подробно о жреце Киче пишет в своем труде "Велесово Дворище и легенда о жреце Кича" Верхневолжский археолог, этнограф А.А. Титов. Но к его легенде есть ряд вопросов, которые не уместятся в один пост поэтому сегодня о самой легенде о верховного жреца Кича по труду А.А. Титова (труд А.А. Титова прикрепляю), Титов описывает столкновение между епископом Ростовским Леонтием и верховным жрецом Кичей.

по тексту:

"Неутомимый просветитель светом христианства, святитель Леонтий, епископ Ростовский, обратил в православную веру лютейшего-врага христианства, ростовского верховного Велесова жреца Кичу."

Леонтий был третий по счету епископ на Ростовской земле, население которой не принимало епископов их новую веру. Епископ Леонтий принятий взрослым населением враждебно, проявил хитрость, обратил свое внимание на детей. На месте, где играли дети, Леонтий начал свое просвещение детей, приманивая их сладкой кутьей и медом. Главная цель Леонтия была заинтересовать верой христовой сына верховного жреца Кича – Круглеца, что бы он приводил с собой и других детей, а так же внести в раздор в семью верховного Жреца Кича.

по тексту:

"Святитель их привлекал ласковым словом и сладкой сытой, называемой «кутьей». За каждое крестное знамение, сделанное на челе своём, отрок получал от святителя ложку кутьи, а за выученную молитву сладкий медовый пряник, и чем молитва была дольше, тем и пряник давался мальчику больше. Детей святитель принимал иногда на своем святительском дворе, a более на «Заровье» в сретенской стороне города, на холмистом возвышении находящейся там поляне, окруженной густо растущими высокими деревьями, где дети сходились для своих игр. Круглец, кроме молитв, знал уже многие религиозные обряды и прислуживал св. Леонтию во время богослужения, понимал при этом хорошо некоторые догматы христианской веры, которые весьма правильно и внятно передавал в своём доме и все слышанное от св. Леонтия бабке их матери. Женщины же не отказывались со вниманием его слушать. Все это производило частые ссоры между жрецом и его домашними, нередко порицавшими его богов и в особенности златоглавого идола Велеса. Конечно, это не могло быть терпимо в доме верховного жреца, и более всех за это доставалось Круглецу. После каждого спора Круглецъ терпел великие побои и заключался отцом на насколько дней в «покаянный подвал», находящейся под храмом бога грома. "

Кича не как отец и не как верховный жрец Велеса, не мог допустить принятие чужеродной веры своим сыном :

по тексту:

«Отец часто но весьма ласково внушал, что де ему, как сыну верховного жреца, после его смерти должно наследовать его сан, и что ему не следует знаться с христианским волхвом и чародеем, и тем паче слушать его богопротивное учение и принимать его очарованные лакомства, а что надо стараться быть достойным отцовского сана.»«Но все такие внушения отца были для сына, что как стене горох. Его все боле и боле привлекал, св. Леонтий своими кроткими словами.

Началось жесткое противостояние между епископом Леонтием и жрецом Кичей , где инструментом епископа против Кичи , было самое ценное ,что есть у человека его ДИТЕ .

Жрец Кича хотел показать силу и мощь своих Богов призывая Велеса вразумить народ на изгнание епископа, а Епископ был хитер и низок, он использовал Круглеца манипулируя детской непосредственностью, любопытством ко всему миру и жалостью к бедному не кем не любимому епископу и бунтарство свойственное юному не окрепшему уму.

по тексту:

«и в подходящий день был назначен жрецами день великого торжественна жертвоприношения. Круглец, сын верховного жреца, услыхал о таком совете жрецов и зная все хитрые проделки, своего отца против св. Леонтия, сожалея святителя, решился помочь ему; для итого он придумал следующее: находясь при отце в «Велесовом дворище», он вдруг стал тщательно выполнять все наказания отца, причём обнаружилась у него великая ласка к своему отцу, так что Кича сталь доверять сыну и дозволял даже входить одному в тайное святилище бога Велеса.Пользуясь сим случаем, за несколько дней до назначенного торжества, Круглец достал густой черной смолы обмазал ею внутри всю пустую голову Велесова.»« Настал желанный день торжества, па которое стеклось бесчисленное множество народа, узнать волю бога Велеса, предвозвещенную верховным Жрецом Кичею»«Начался обряд жертвоприношения; все тогда увидали, что божество на что то гневно: первоначально пошёл густой дым из очей и ушей, а изо рта стали вылетать в ото время огненный искры, наконец, для изъявления великого гнева божества, время от. времени стало выходить изо рта бога и пламя, вслед за которым услышали могильный глухой голос божества, возвещение — Веление Волоса озвученное Кичей было изгнать, стереть с земли волхва и чародея Леонтия отравляющего чародейными снадобьями и молитвой детей Ростовских. Народ начал роптать на Леонтия и требовал явится жреца Кича и сообщить, когда народ пойдет истреблять волхва, чародея Леонтия. »«За неповиновение же той воле, Велес грозил послать на Ростовскую землю не медля великий голод н мор и огнём небесным истребить и превратить в прах все жилища Ростовцев. Выслушав та-кую волю божества, народ яростно закричал и стал роптать на св. Леонтия, требовать появления верховного жреца, чтобы спросить, когда он поведёт их истребить волхва a чародея, рушителя их спокойствии. Но требования народа жрец не исполнил и не явился. »«Но словами помощника, ему теперь явиться народу было нельзя, потому что Кича теперь умоляет разгневанное божество о милости к невинному пароду, а день для изгнания волхва объявится в свое время.»

Верховный жрец не мог явиться к народу, по причине прилипания к смоле которой его сын Круглец вымазал стены внутри головы, где проводился обряд. Эту подлость по отношению к своему отцу Круглец сотворил с манипуляции епископа. Он знал, что отец с особым усердием будет творить обряд Велесу не жалея сил на раздув жаровни, что бы дыму и искр было больше, от чего смола разогреется и длинные волосы и борода главная ценность Кича (из текста) прилипнет к смоле, в момент остывания смолы Кич-отец Круглеца прилипнет и будет прикован к стенам. Дико правда?

по тексту

«Во время такого труда, намазанная сыном смола растопилась; в это время у верховного жреца волосы на голове и на бороде смолились, а когда потухли уголья и жарь спал, то смола застыла н длинные волосы на голове и бороде жреца прилипли к голове идола, и он едва с мучительной болью освободился оставив там большую часть, волос с головы и бороды, этого лучшего своего украшении. В таком неприличном виде он не мог долго явиться желающему видеть его народу.»«Через некоторое время было объявлено, что разгневавший бог, за допущение христианского чародея жить так безнаказанно в Ростове, излил ярость свою, над верховным жрецом, опалив его волосы на голове и бороде.»«Услышав такое народ еще больше разгневался, ведь Леонтий не только их дитей обращал в христианкую веру, но из за него пострадал и их жрец. Народ под предводительством жреца направился к Леонти.«Чем ближе подходили к жилищу святого, тем более увеличивалась их злоба на него. Дойдя до Брутовщины, обступая церковь архистратига Михаила, поставленную Леонтием, они узнали, что святитель там учить народ и детей. Раздраженные еще тем, что в числе детей были и их собственные, они, как лютые звери, с криком, над предводительством Кичи устремились к церкви.»«Святитель, услышав неистовый крик народа, облекся в все священные одежды и со св. крестом в руке, в сопровождении духовенства, вышел из храма. Тут совершилось дивное чудо: двери церковные отворились сами собой, и к удивлению всех вышел грозный крылатый воин, имеющей в руке огненный меч. Видя такое зрелище, неистовая толпа изумилась; все пали от страха на землю еще до выхода святите-ля из церкви. Кима, как бы предчувствуя, что ему придется поплатиться за свою несправедливость, спрятался в средину толпы и из ней видел. как с шумом растворились двери и как выходил чудный воин с огненными мечом.»

Дальше как во всех христианских «историях» и разверзся глас господне и сила христова победила тьму язычества

по тексту:

«Но вот громки голос дивного воина немедленно повелевал Киче идти к святителю, и невидимая сила подняла и поставила перед лицом св. Леонтия трепещущего жреца.»

После этой строчки можно не продолжать цитировать труд А.А. Титова так как дальше описывается продолжение по стандартной схеме церковных историй:

  • глас святителя в мирной беседе объяснил Киче ,что раз его бог Велес не отрастил Киче волосы , и бороду, которую он утратил служив своему Богу Велесу, значит Велес покинул своего верховного жреца Кичу.
  • жреца окрестили в веру христову, жреца отверг свой народ, но он гордо стал нести свет христовой веры язычникам, показывая свой пример, соединения с сыном в единой вере.
  • служил он в храме господнем добродетелей.

по тексту:

« Кича теперь Петр, удаляясь от козней врагов, избрал другое место и на нём поставил церковь во имя св. Николая. Сын его, нареченный Моисеем, был его преемником и священником'! В этой церкви, при которой они и кончили свою жизнь, полную добродетелей, как апостолы земли Ростовской, озарённой в те древняя времена еще малыми светом христианского учения»

Вот я закончила легенду — как фантастическое, невероятное сказание религиозного содержания с вымыслом, об реальной исторической фигуре верховном жреца Кича. Написанная для угоды христианства, но в тоже время обличающая подлую, без компромиссную методику манипулирования и запугивания человеческих душ, добродетельность которых самое ценное в христианстве.

В части 2 я расскажу об двух направлениях в этом труде и исторические факты по теме Ростовской земле периода жреца Кича.

Поиск

Журнал Родноверие