Что бы разобраться в легенде о жреце Кича надо узнать об второй ключевой фигуре Леонтии Ростовском, о нем так много и не чего фактически, что его реально можно звать Темной ЛОШАДКОЙ РОСТОВСКОЙ ЕПРАРХИИ.

XI век Ростов становится одним из центральных городов северо-восточных владений русских князей, до этого времени земли Ростовские со всеми владениями и населением из разных племен были присоединены к Рюрику со столицей в Ладоге, после Новгороде Ростов был местом сбора дани для Новгорода. Именно с присоединения Ростова к владениям Русских князей в XI веке (точные даты разнятся поэтому указываю века ) стало отправной точкой появления миссионеров веры христовой в Ростове.

В момент миссионерства Леонтия ЕПАРХИИ НА РОСТОВСКОЙ ЗЕМЛИ ЕЩЕ НЕ БЫЛО, Леонтий был иереем Киевской Печерской епархии, а не ростовской, да и самого Христианства на землях Ростова Суздальских и Новгородских не было, не было и в Переяславле , который до 1152 года был поселением КЛЕЩИНЫМ.

Поэтому вся история Святителя Леонтия Епископа Ростовского запутанная начиная от его происхождения, до смерти и обретения мощей. Она не имеет точных ФАКТОВ, а все имеющейся сведения противоречат друг другу, так как записаны не в момент его жития, а во время и после обретения мощей, единственное что более точно установлено это, что умер до 1077.г. — согласитесь очень емко и значимо, для Святителя Целителя Леонтий Епископа Ростовского!

Леонтий был третьим епископ на Ростовской Земле, после Феодора, Илариона (интервал дат их пребывания в Ростове 990, 992 и 1010 г) которые были изгнаны населением. Это было не удивительно так как Ростов в X и первые годы XI в. не был центральным городом княжества Владимира, со столицей в Киеве где еще только появлялась вера христова, поэтому новая византийская вера была чужда племенам Ростовской Земли.

В отличие от предыдущих миссионеров, Леонтий был отправлен на миссионерство в Ростов уже по княжеской воле из созданной в 1051 г (дата спорная) Киево-Печерской лавры, после принятия крещения самим Владимиром, поэтому изгнать Леонтия или самому сбежать как предыдущие миссионеры было уже невозможно так как сменилась система власти.

Что бы хоть как то «нести слово господне» среди населения Леонтий начал обучать детей в этом то и было его единственное достижением:

«Се же блаженый великый Леонтий, укрѣпися силою крестного и помощью пресвятыа Богородица, многым прощением и бдением и научи я веровати Христови и чюдеса преславна сдѣяв, от них же едино вмалѣ скажем. Святому убо прилежащу учению, и наказающу в церкви и ласкающу младыа дѣти отступити от льсти идольскыа и вѣровати в святую Троицу, отца и сына и святого духа, поне же бо старии омрачившеся невѣръствием своимь, не внимаху учению великаго»

При всех стараниях Леонтия вера господня не приживалась на Ростовских Землях, как и в других землях на северо-востоке Руси. Об этом свидетельствует Повесть временных лет 1071 «восстание волхвов» и бунты среди населения.

Данных о жизни Леонтия нет, потому что все самое интересное с Леонтием началось после его кончины, которая так же имеет две версии: скончался в мире, был убит толпою язычников во время восстаний.

В 1161 году, по повелению Великого князя Владимирского, Ростовского, Суздальского Андрея Богословского, у которого была "великая" цель — создать свою митрополию с центром во Владимире-на-клязьме, была начата перестройка сгоревшего Успенского собора, при рытье рвов для фундамента среди других останков нашли мощи Леонтия:

«Леонтий, епископ ростовский, великий святитель, которого Бог прославил нетлением, он был первопрестольник; его, после многих мучений, убили неверные,— это третий гражданин русского мира с теми двумя варягами увенчанный от Христа, ради которого пострадал» Симон.

Дата обретения мощей так же разнится, первая редакция жития 1157- 1174, по Троицкой XIV ученые делают разброс дат от 1162- до 1171, официальная версия «в 1164 год. при воздвижении каменной соборной церкви во имя пресвятой Богородицы на месте сгоревшего одноименного храма Андреем Боголюбским были найди мощи нетленные.

Именно с момента обретения мощей Леонтия среди других останков и началось его превращение в крестителя, епископа, святителя и святого исцеляющего болезни, а все его житье бытье изложили в житие разного периода.

Первое жите было написано В XII –XIII веке в нескольких редакциях, которые разнились в зависимости от времени их писании , так же нет точных данных первой редакции Синодального текста жития, либо оно состояло из не скольких частей разных годов с XII- середина XIII в.

В ранних Синодальном тексте Леонтий изначально был Печерским монахом первопрестольником (в древнерус. текстах обычно соответствовало греч. πρόεδρος — термину, обозначавшему светского начальника или архиерея) и убиен был.

«Первый — ростовскый Леонтий, священномученик, его же Бог прослави нетлением, и се бысть первопрестолник, его же невернии много мучивше убиша, и се третий гражанинъ небесный бысть Рускаго мира, со онема варягома венчався от Христа, его же ради убьен бысть»

В Текстах жития Троицкого собрания XIV в. Леонтий уже грек, уроженец Константинополя. Изменили происхождения Леонтия из меряского, в греческое. Изменения внесены с целью облегчить церковное прославление Леонтия и придать Ростовской епархии более древний статус, приписав ей изначальные особые связи с Константинополем.

В Более поздний вариант житие, был подправлен по Синодальному, публиковался по списку третьей четверти XVI в.

Тут уже Митрополит Макарий, допускает, что Леонтий мог быть греком, родом из Константинополя

«от царского града, якоже солнце, граду Ростову воссиял еси»

Так же добавляет некоторые, топографические, подробности об обстоятельствах жизни , в которых проповедовал Леонтий:

«он живет в скиту, у ручья Брутовщина, близ города, питаясь кутьей собственного приготовления»

В отредактированном и дополненном рассказе об обретении мощей Леонтия добавили рассказ о чудесах при гробе Леонтия.

Именно в XIV—XVI вв., житие Леонтия приняло свою значимость как важное средство церковно-политической борьбы. Так как в этот период Русская церковь стремилась выти из под влияния Константинопольского патриархата и получить независимость, именно для этой цели были переписаны жития святых, мучеников и зафиксированы и переписаны чудо действия господни , что бы в Русской церкви были свои святые и свои чудеса.

Само появления мощей Леонтия среди других останков, того времени по предположению историков изучающих житие — легенда о мощах Леонтия, возникла в 1160- 1170-х гг. и для этого были причины:

  • Андрей Боголюбский стремился создать во Владимире-на-Клязьме свою митрополию — церковную независимость от Киева, а значит и от Константинополя, это объясняется желанием летописцев Сев.-Вост. Руси ввести Ростов в число древнейших кафедр, основанных в первые годы после Крещения Руси, а для этого нужен креститель, мученик .
  • По мимо религиозной необходимости в прославлении Леонтия была и политическая связанная с созданием Великого княжества Владимирского с центром в городе Ростове, существовавшего с 1207 по 1474 год.
  • С начала XVI русское православие начло отделение Русской православной Церкви от Константинополя и Рима. Для этого были переписаны житии и созданы новые чудотворные истории. для придания статуса Русской церкви, которой обязательно надо было иметь своих святых , крестителей и апостолов чудотворцев. Это отделение было начало развития христианства на Руси и предпосылок Никоновской Реформы уничтожившей больший пласт традиций и истории.

Есть еще один важный момент во всей истории Леонтия, изначально он был не святителем , а КРЕСТИТЕЛЕМ земель Ростовских это запечатлено в тексте:

«и виде... святого Леонтия, стояща перед святою трапезою, руце свои горе воздвигше»

Именно в такой позе, с воздетыми руками, святой Леонтий изображается на большинстве дошедших до нас икон XV – XVII вв.

Это подтверждает ,что первоначально Леонтий больше почитался как креститель Ростовской земли и в меньшей степени – как целитель недужных. Лишь после никоновских реформ Леонтий стал Святым епископом Ростовским одним из архипастырей земли Русской. И это при точно известном факте, что на момент смерти до 1077 г язычество не прижилось в Ростовских Землях.

Подведу итог:

Чудеса одним словом.

Эта истории показательна тем как как из представителей миссионерства (от лат. missio «посылка, поручение» деятельность религиозной организаций или течения , имеющая цель обращение неверующих или представителей иных религий в свою) творили святых, мучеников, святителей и чудотворцев.

Как в XII веке могли распознать останки разных людей, не имея возможности современных наук?

Учитывая тот факт ,что если по захоронения языческие можно как то распознать по предметам захоронения ( украшении, оружия, конь, кошки, собака ,предметам быта и орудиям труда) то христиан хоронили лишь в саване. А Леонтий, был христианин и среди останков других христиан которые были все одинаковы, без знаков отличий по сану так как в том промежутке времени их еще не было. То как , узнали останки Леонтия ?А не как?

Почему сейчас в современном мире не случаются чудотворные явления, не являются Архангелы с горящими мечами или пророки летящие в горящих колесницах и не останавливают революции, войны, митинги, голод, рак у детей чистых душ ,корон вирус?

Ответ мало веруете, мало молитесь, тут не уместен, так в момент появления чудес веры христовых не верующих язычников было больше, чем сейчас, а точнее все.

Не состыковка дат. Церковные, христианские письмена, своды и житие разнится не только между периодам их написаниям, но с историческими данным по датам и значимым или правящим личностям этого временного промежутка.

Из это можно предположить, что переписка, дописка церковных записей велась «местечково» то есть в местах где это срочно надо было сделать, под прославление, продвижение необходимой личности в новой созданной епархии, не сверяя с историей развития Руси, историей отдельного города и самой личности.

Из этого можно делать вывод:

  • Что до XIVв полной христианизации как нам преподносят на Руси и не было, лишь с созданием Русской Церкви от унии 1439г началось масштабная христианизация на Руси… До этого, мелкие скиты с единичными иереями которых не принимало население.
  • Ключевой для вопроса о времени деятельности Леонтия , является дата учреждения Ростовской епископии. В явном виде она фиксируется в летописных сводах XVI в. (в Никоновской летописи, Тверском сборнике и др.) и объясняется желанием летописцев Сев.-Вост. Руси ввести Ростов в число древнейших кафедр, основанных в первые годы после Крещения Руси.

Кому интересно прикладываю статью с житиями и ссылку на православную энциклопедию, замечу в ней есть интересные моменты .

Поиск

Журнал Родноверие