Много было праздников, всех не упомнить. Если посмотреть что общего на праздниках людей традиции, которые именуют себя по разному — "язычник" или, иначе говоря, "родновер", "родолюб", "родянин", "традиционалист" и (относительно уместный синоним) "старовер". Поскольку язычество по природе своей поэтично и является особого плана искусством, основанным на личном чувствовании Прави, Яви и Нави — определение это не может быть однозначным и четким, но вполне может быть удовлетворительно точным, составляемым из многих аспектов и мелочей. Для меня “родновер”, “традиционалист”, “язычник” — синонимы.

Пытаться отпустить волосы до плеч и потом собирать их в косичку, при этом не изменившись внутренне — не дело; эта внешняя сторона говорит о том, что в личности имеется изъян. Каждый человек стремится как-то проявлять, реализовывать себя, но когда говорят, что "мы отпускаем волосы во славу русским богам", в ответ язычники не скрывают улыбки. Это и подобное, в принципе, является вполне возможным, но лишь как очень малая часть целого, да и то при условии, что для индивидуума это действительно несет некий сакральный смысл.

Языческая традиция дает массу путей и моментов, в которых современный человек может достойно себя реализовать и получить удовлетворение от сделанного. Главное — не лениться. Когда кто-то, именующий себя язычником, занимает пассивную позицию по отношению к традиции предков, он может наносить вред и себе, и язычеству в целом, подчас об этом даже не подозревая. Языческая Традиция — как и Природа — энергична, динамична, подвижна; и она требует от своих последователей определенного соответствия этим качествам на духовном и бытовом уровнях.

Как пример — и подавляющее большинство язычников считает так: негоже быть только лишь зрителем на празднике и только лишь потребителем на обрядовом пиру. Жрецы, проводящие праздники и обряды, бывает, вскользь смотрят, кто и что ставит на стол для пира. Казалось бы, какое им до этого дело, ведь в любом случае потчеваны будут все, и никто голодным с праздника не уйдет. Конечно, люди все сейчас занятые, иногда и времени нет, чтобы блинов испечь к празднику, да и зарплата часто не позволяет развернуться вширь. Дело в том, что по тому, что выставляется на столе, можно тоже сделать вывод — насколько этот человек чтит родных богов и своих предков. Если человек хотя бы нашел время испечь обрядовый пирог, он уже вызывает уважение у соседей: за то, что отдал — пусть и малую — но все же часть себя общему делу языческой традиции. Если просто удивил народ количеством привезенного на праздник пива — может и хорошо, некоторые не против этого — но в памяти останется все же именно пирог с орнаментом, где изображены дары Сварога, а пиво просто запомнится как приложение к создаваемому эмоционально-эстетическому фону праздника.

Также, например, многие язычники знают, подготовка к празднику занимает весьма много времени и сил. Но, все же, часто бывает неприятно слышать пререкания между участниками праздника, его подготавливающими, что "наши уже таскали дрова, а ваши только и делают, что песни поют". То, что у людей есть чувство справедливости, можно только приветствовать. Другое дело, чтобы это чувство не было подменено эгоизмом, а грань здесь провести бывает подчас трудно. Подготовка к обряду не менее важна, как и сам обряд, и боги тоже оценят это. Нет, никто не считает, кто и сколько принес дров, кваса и блинов — потому что сделал столько, сколько сделал — из уважения к традиции, богам, предкам и остальным участникам. И дело каждого — как, что и сколько он сделал для традиции. Просто, надо иметь и нести в своем сердце некое чувство, иначе еще называемым совестью\сознательностью, которое побуждало бы человека вносить свой вклад в общее дело праздника — и происходить это должно естественно, как бы само собой, из внутреннего побуждения.

Подчас тяжело приходится вновь образованным общинам проводить работу. Нет достаточного опыта в проведении праздников, да и работа с людьми несколько затруднена. Руководители таких групп часто обходят стороны язычества, которые могут отпугнуть от движения ленивых, трусливых и попросту балбесов. Если положен костер на обряде, у которого будут класть требы все, значит, и дрова собираются тоже вместе. Если перед праздником или на празднике обговаривается особый запрет на что-либо, то он должен соблюдаться. Конечно же, любой начинающий язычник, которому интересно "почему накладывается какой-либо запрет", может по окончании праздника спросить об этом непосредственно у устроителей праздника: грамотные язычники всегда смогут обосновать причину. Также отрадно видеть, что на славянских языческих праздниках никогда не увидишь водки. Потребляемый алкоголь — только в виде медовухи или пива. Многие общины вообще на обряде потребляют только квас. Почему? Все зависит от степени продвинутости в традиции и от интеллекта. Пред богами ты такой, какой есть, и тебе не надо в подпитии строить из себя павлина, льва или свинью. Во всяком случае, дело обстоит именно так на тех праздниках и обрядах и в тех общинах, которые на данный момент удалось посетить.

Еще очень важно, что язычник не просто присутствует на празднике, а является соучастником тайнодействий, которые дошли до нас от наших предков. Это можно вполне ясно понять и прочувствовать, но приходит это не сразу, а лишь после определенной длительности занятий обрядовой практикой. Поэтому не только активное участие в играх — которые так нравятся большинству посещающих праздники — проявляет язычника как участника, но и через обряд он раскрывает самого себя; в той степени, насколько он понимает и чувствует этот обряд.

Путь Традиции труден, — как и любое правое дело. И порой он требует отдачи всех сил для достижения очередного рубежа в познании традиции. Это не простые знания, которые человек заслуживает делами земными. И если язычника не подвело к совершению какого-то конкретного обряда знамение открывшихся ему тайн, то сам этот обряд лучше не проводить. Точно так же, если язычник знает общие правила проведения обряда и возложении требы, это еще не значит, что он может делать обряды каким угодно духам или богам. Следует помнить, что с обрядом как бы воссоздаются стихии, с которыми живет тот или иной бог или дух — и тут нет права на ошибку. В случае наличия определенного несоответствия на ментальном и энергетическом уровне, от обряда будет только вред тому, кто его проводил.

Члены Московской Славянской Языческой Общины считают обязательным справлять 4-х основных обряда для каждого, кто хоть как-то причастен к Славянской Традиции. Несколько лет назад не было особых поводов в подобной категоричности: тогда бы можно было сказать, что посещение обрядов желательно. Однако многолетняя практика показала, что сам по себе обряд — при условии грамотной его постановки — дает толчок к развитию личности, самосознания и духовности; и вектор этого развития также во многом задается обрядом. Именно поэтому для идущих Путем Традиции все это является весьма важным. Ведь, как сказано — "тело для души, а душа для бога", потому и "по стараниям вашим да воздастся". Хотя, конечно, всякое дело на воспитание души, сознания, личности — богоугодно.

Некоторые начинающие свой путь в язычество задают вопрос: нужна ли рубаха на обряде? Можно точно сказать лишь одно: на обряде рубаха необходима. Да, мужчине можно обнажить торс при проведении обряда, если у него по какой-то причине до сих пор нет обрядовой рубахи, но женщине быть в одних брюках — конечно же, крайне нежелательно, если это не какой-либо сугубо женский или девичий обряд, который всегда проводится отдельно от мужчин. Как скроен женский костюм: широкий подол собирает от земли энергию, и проводит в солнечное сплетение. А мужская рубаха распахнутым воротом, как воронкой, притягивает энергию с небесной выси и тоже проводит ее в солнечное сплетение. Каждый вправе решать сам, нужно ли ему на празднике полное единение с богами и бытием или нет.

Как все новое или вновь возрождающееся, языческая традиция притягивает разных по взглядам людей. Самое нежелательное, что относительно редко, но все же встречаются в воссоздаваемом ныне язычестве — это радикалы определенного настроя, причисляющие себя к традиции. Они не не хотят задумываться над многими, подчас простыми, вещами и поэтому признают только свое мнение, чаще всего построенное лишь на огульной критике чего-либо, и тем самым воспринимающие — в лучшем случае — лишь только внешнюю сторону Традиции. Многие из таких граждан порой доходят до абсурда в своих умозаключениях, попутно пугая своей категоричностью тех, кто действительно искренне захотел узнать "что такое языческая традиция" и имел невезение спросить это у подобного рода ошпаренных. Начинающим свой путь в язычество прежде всего надо уяснить, что славянская языческая традиция не имеет ничего общего с вульгарным шовинизмом, так как она тысячелетиями исповедовалась нашими предками и имеет высоконравственные установки, не опускающиеся до подобных непотребностей. Соответственно, послушав такого гражданина несколько минут, нужно просто оставить его наедине с самим собой. Игнорировать — великое искусство убивать; это было сказано давно и правильно.

И, хоть это само собой разумеющееся, но все же следует особо отметить, что язычество — это не вседозволенность. Я не боюсь повториться: “В язычестве нет жестких запретов в стиле "не думай, а выполняй"”. Но язычество имеет некие — хотя и далеко не всегда четкие — грани, выход за которые может являться маркером того, что: это уже не язычество, или это уже не язычник. Только грани эти не нарушаются достойными язычниками не потому что "этого нельзя", а просто потому что "этого не хочется". И это элементарно возможно при наличии эстетического начала и развитого интеллекта. Особое внутреннее чувство изящного и неизящного является неким духовным ориентиром, а выступающий в качестве управителя разум, обслуживает набор этих базовых мотивационных алгоритмов, являясь проводником данных мотиваций и их корректором в зависимости от необходимости и целесообразности.

Язычество — это, прежде всего, борьба с невежеством и дисциплина духа. Язычество — это путь утверждения Правды во славу богов и предков. Язычник — это не просто человек, который руководствуется какими-либо религиозными предписаниями и сидит на духовной перине, а творец, на деле проявляющий свою активную жизненную позицию и способствующий развитию современного языческого движения. Язычник — это верный внук богов и предков, в поступках руководствующийся, прежде всего, высокими нравственными принципами.

Поиск

Журнал Родноверие