В журнале “Родина” за 2002 год (№11-12 стр. 138-142) была опубликована статья доктора исторических наук Елены Рыбиной “Не лыком шиты. Быт и досуг древних новгородцев” В этой статье среди прочих материалов, обращает на себя внимание деревянное изображение руки, держащей шар.

Изображение снабжено следующим комментарнием: “К лучшим образцам пластического искусства принадлежат... и изображение руки, держащей шар (XI в)... Функциональное назначение обоих предметов пока не установлено. Что касается руки, то возможно она является символом власти того лица, которому принадлежала. Это не лишено оснований, поскольку в более поздние времена подобный шар символизировал сферу (державу), а держащая или сжимающая его рука означала крепкую власть”.

В статье, к сожалению “рука с шаром” подробно не описывается, поэтому трудно судить, является ли она целостным изображением, или частью какого-то не дошедшего до нас предмета. В последнем случае, можно предположить, что это навершие посоха. Уж слишком ярко это изображение пробуждает в памяти описание Титмара Мерзебургского: “Я слышал о некоем посохе на верхушке которого есть рука, держащая железное кольцо; он носится пастухами того селения, где это происходит по всем домам и при входе так приветствуется своим носителем: “Бди Генниль, бди!”... и тогда они роскошно пируют, полагая себя под его нелепой защитой (1)

Также Фаминцин (2) сообщает, что у лужицких сербов был покровитель пастухов Гонидло, а у вендов словом “honidlo” обозначался пастуший посох.

Следует сказать, что кольцо и шар символы взаимозаменяемые, и то и другое символизируют пространство. Применительно к данному случаю-защищенное, закрытое пространство. Вспомните в связи с этим поверия о колдовском круге, защищающим человека от злых сил. Рука же, держащая шар (кольцо)- это длань Бога-защитника. То, что защитный обряд выполняет пастух, заставляет вспомнить восточнославянского покровителя пастухов и домашнего скота св. Юрия-Ярилу. Таким образом, если предположение о том, что “рука с шаром” является навершием посоха Генниля верно, то это будет являться еще одним доказательством переселения балтийских славян в Новгородские земли, что укрепляет теорию балто-славянского происхождения князя Рюрика.

Примечания

(1) Д. Дудко Матерь Лада. Божественное родословие славян. М. 2003 С.393

(2) А.С. Фаминцин. Божества древних славян. Спб 1995 С.24

Поиск

Журнал Родноверие