Книга сия представляет собой изборник речений и толкований на многоразличные стороны Родной Веры нашей, а такоже изборник Древних Сказов, примет и поверий.

Богам Родным во Славу, Добрым Людям — во разуменье!

Слово напутное

…из Солнца, лучами Явь освещающего, из Ветра, в кронах дерев играющего, из трав, на полях бескрайних растущих, из рек, свои воды быстро несущих, из дождей, что Мать-Землю щедро питают, из Грома, что нежить везде настигает, из Лунного лика, что Ночь освещает, из нас самих и того, что во Всемирьи нас окружает – из всего этого и складывается Родноверие, Вера–Веданье, Старый Покон, Родная Традиция. И поистине несть такой Книги, коя могла бы описать всё это, несть того человека, который мог бы Книгу такую написать, и несть такого Разума, коий мог бы в себя вместить написанное в оной.

Здесь – лишь несколько слов, лишь малая часть того Великого, иже называется Родной Традицией. Книга сия – не велика, не мала. Книга сия – обо всём да ни о чём. Собраны в ней речения и былички, предания и истолкования, приметы и поверья. Оные вроде и не связаны промеж себя, но всяк может, их прочтя, составить общее представление о многоразличных сторонах, о многообразных Ветвях Единого Древа Исконной Русско-Славянской Родовой Традиции, иже Духом – от Духа Родова, Кровью – от Крови Богов Родных, иже от веку в Земле Русской утверждена, иже полнит Сердце, крепит Дух и Тело, Мудростью вразумляет каждого истинного Руса. Тако было, тако есть, а тако будет!

Собирался у Огней Ярых да на Местах Святых люд русский — простой да знатный, великий да малый, старцы старые да мужи зрелые, добры молодцы да красны девицы, честны пахари да славны витязи – до Богов требы вознести, а тем Правый Ряд соблюсти – всё по Искону Русскому, всё по Покону Старому.

Собиралися ко тем местам и волхвы седы многомудрые, ведуны да сказители вещие.

Собиралися, кощуны творили, о былых годах — старых временах, о Мудрости Святой Богоданной да о Силе Тримогутной неизбывной речи заводили…

1) О Стезе

Для кого-то Стезя – это прямая накатанная дорога, скрывающаяся за виднокраем; для кого-то – узкая извилистая тропинка, тянущаяся причудливыми изгибами в горах; для кого-то – след, проложенный неведомым путником в снегу. Для кого-то – это широкая столбовая дорога, по которой он мчится во весь дух; для кого-то – чуть заметная тропка, виляющая среди деревьев, среди буераков да урманов топких, по коей он ступает осторожно, дабы не сбиться. А есть и такие, кто не по дороге полевой, не по тропе лесной, не по следу снежному идёт, но НОВЫЕ дороги да тропы прокладывает, по коим пойдут вслед за ним его сородичи да потомки… Поистине, любой из сих идущих уваженья да примера достоин, ибо сумел, Истинное Я (АЗ ЕСМЬ) своё раскрыв, Стезю свою обресть. Мудрые ведают: Стези всех идущих внешне могут быть не похожи одна на другую, но внутреннее сходство своё имеют. Бо все они во Роде Всесущем начинаются и в Нём же Одном заканчиваются…

2) Стезя и Путь Правды

Рекут: каждый человек торит свою Стезю по собственному разумению. Се верно. Однако верно и следующее: разлад во теле и во Духе ждёт того человека, коий, пусть даже следуя собственному разумению, но отступил от Пути Правды…

3) О Родовой Памяти

Ведающие ведают, что наследуя Кровь наших Предков, мы наследуем те Знания и Чувства, коими володели Они. Мы – Те, Кто-Были-До-Нас. Посему задача не в том, чтобы «приобрести» эти Знания где-то извне, задача в том, чтобы пробудить это В СЕБЕ, вспомнить ТОГО, КЕМ ТЫ ЯВЛЯЕШЬСЯ на самом деле. И истинно рекут Мудрые, что не учимся мы чему-либо, но лишь вспоминаем то, что уже знаем.

4) О Ладе Всемирья

Предки наши ведали, что всё, иже нас окружает – и реки, и горы, и деревья и камни – всё это ЖИВО не менее чем и мы, люди. И всё это обладает (каждое явление по-своему) своей собственной Духовной Силой. А коли так, то надобно учится жить в ладу со всем в Природе. Дабы Дух каждого конкретного человека не входил в противоречие с Духом других Сущностей на Белом Свете. В том – малая основа и Великая опора жизни в ладу на Белом Свете, опора Лада Всемирья…

5) О Единстве и Разделённости

Родноверческое мировоззрение утверждается, опрежь всего, на осознании (Духовном ощущении) Незримого Единства всего во Всемирьи. На Духовном ощущении СЕБЯ САМОГО как Части Всемирья. Именно на этом основывается бытие человека в ладу с самим собой, с сородичами, с окружающим Миром, а також с Богами Родными и Предками Славными.

Однако суть и способ Само-Веданья (самосознания) состоит отнюдь не в единстве, а в отделении СЕБЯ от всего остального. Именно в тот момент, егда человек осознаёт что он – это он, что он – самостоятельная Личность, отдельная от всего Сущего, тогда и происходит самоосознание. Иными словами, в процессе Само-Веданья человек испытывает поочерёдно и чувство единства, и чувство разделённости.

Ведающему – достаточно…

6) Об истом Ви́дении

Ведающие ведают, что любая вещь либо действо на Белом Свете являет собой не токмо вещь либо действо само по себе, но ещё и Богов Знак, Знак всемерного присутствия Высших Сил. К примеру, пахотное поле не токмо участок земли, но ещё и Тело Земли-Матери, дуб – не токмо дерево, но ещё и Перуново Древо и далее тако же. Потому и рекут Мудрые, что умеющий зреть – ВЕЗДЕ зрит Присутствие Богово…

7) Об обретении Знания

Тако Богами Родными от веку положено, что обретение Знаний да собственного Мирочувствования сродни складыванию разноцветных стёкол в единую мозаику, сродни наполнению сосуда водой по малой капле. Долго и трудно сие. Суть же в том, что ежли дать какому человеку знания, отпущенные на его долю ВСЕ и СРАЗУ, то это всё одно, что дитю малому в руки дать большую кадку с водой – и кадку ту не удержит, и руки-ноги покалечит…

8) Об Алатырь-Камне

Ведающие ведают, что у всего во Всемирьи есть Исток. У всякого Древа – Корень, у всякого действа – зачин. Нет истока лишь у Алатырь-Камня. Бо он сам, будучи и Истоком и Корнем все Сущего, Корня не имеет...

О сём вопрошают люди Вещие: «Что растёт без корня?»

И сами отвечают: «Бел-Горюч Камень Алатырь»…

9) О Времени

Мудрый ведает, что Время уподоблено Спирали, обвивающей Ствол Древа Всемирья.

Первый виток той Спирали берёт начало в Корнях Его.

Последний заканчивается ТАМ ЖЕ

Почему всё так?

Зри Суть, и ответишь сам…

Се – главное.

10) Ещё о Времени

Время может быть уподоблено Велесовой Спирали, обвивающей Ствол Древа Всемирья. Се верно.

Но стоит сделать лишь шаг внутрь СЕБЯ (АЗ ЕСМЬ), в Вечность, – и времени больше не будет…

11) Исток Всемирья

Отчего зачался Белый Свет?

Рекут: от Тела Родова…

Рекут: от Перво-Яйца Родова…

Ещё рекут: Белый Свет был поднят со дна Перво-Моря-Окияна Белым и Чёрным Богами – Высшими Ликами Все-Бога…

Кто ведает?..

Такоже рекут: Белый Свет зачался от Нити, сплетённой на Веретене Многомудрой Макоши…

Другие прорекут: Белый Свет зачался от перебора струн на Гуслях в руках Вещего Бога…

Третьи возрекут: Белый Свет зачался от взмаха Белого Платка в руке Великой Матери…

Кто ведает?..

Поистине, и правы все и неправы тож все.

КТО истинно ведает о том, отчего зачался Белый Свет?

Тот, Кто Сам сотворил его.

Тот, Кто участвовал в Творении…

Тот, Кто зрел се…

Тот, Кто БЫЛ и СТАЛ…

Тот, Кто ВЕДАЕТ

12) О Роде Все-Творце

Древние Сказы гласят, что в Начале Времён Все-Бог Род сотворил всё Сущее и Не-Сущее путём СОБСТВЕННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. Инако сказать – всё Всемирье есть простёртое во Времени и Пространстве Тело Рода (хотя Род как Сам и не сводится только лишь ко Всемирью – Его Истая Сущность Неизреченна и Непостижима…)

13) О Родо-Почитании

Рекут Мудрые: Род как Сам превыше всякого разумения, ибо ограниченное человеческое естество не способно вместить в себя Бесконечность. Однако Всеединый и Многоликий Всебог Род являет Себя каждому человеку сообразно Мере его, характеру и способностям. Почитающему Всебога как Мудрого Велеса – Он явит Свою Волю именно как Велес. Зрящему Всебога через Образ Ратая Перуна – Он явит Себя через Перуна. Возносящему славы к Даждьбогову Лику – Всебог явится как Даждьбог. Приносящему требы Яриле – Всебог ответит как Ярило. Бо все Лики Божские суть Лики Рода. И лишь невежды да духовные слепцы могут тратить время в бессмысленных спорах о том, который из Ликов Всебога «главнее» других…

14) О Требе Роду

Рекут Мудрые: что проку в том, чтобы взять какую либо свою вещь и «отдать» её СЕБЕ ЖЕ?

Род Все-Бог как Сам являет Собой ВСЁ СУЩЕЕ. Так может ли кто-нибудь дать Сущему нечто, чего в нём уже не было бы и чем Он уже не являлся бы?..

Посему принесение треб Роду возможно лишь до тех пор, пока нет чёткого осознания своей Духовной сопричастности Ему. Треба же Мудрых – сама их жизнь в Ладу со ВСЕМ СУЩИМ…

15) О Смерти

Иные почитают Смерть только лишь концом своего бытия. Однако заканчивается ли бытие капли, влитой в Море? Умирает ли Дух родовича, вливаясь в Силу Рода Небесного?...

16) Об Обрядах

Рекут Мудрые: для одних Обряд ограничен лишь тем временем, кое он проводит на Капище либо в Красном Куту, для Ведающих же поистине Обряд длится всю жизнь. Бо вся жизнь идущего Стезёю Правды есть непрерывное Восхождение. Кое проявлено в совершенствовании Боговых Даров в себе – тех качеств, кои от роду заложены в том или ином человеке. Посему обретение своей Стези, справное следование ей, бытие в ладу с собой, сородичами да Богами, как то и Предки заповедали – се есть наиглавнейший да наипервейший Обряд…

17) О Родной Земле

Рекут, в том случае, ежли надобно на чужбине на срок великий ли, малый ли остаться, надобно взять с собою горсть Земли с родных краёв и, высыпав её на новом месте, топча, приговаривать тихонько: «На чужбине живу, а по своей Земле хожу!» Тогда Сила Предков и Родной Земли не оставит тебя и в чужих краях.

18) Ещё о Родной Земле

Рекут в народе: «С Родной Земли – умри – а не сходи!»

19) О Рождении

Рекут, что только родившийся ребёнок находится вблизи от Кромки (Границы, разделяющей Тот и Этот Миры), потому хорошо, если тотчас после его появления на Белый Свет сведущий человек заговорит новорождённого от болезней, всякого худа да Иной Силы…

Такоже рекут, что до года ребёнку нельзя стричь власы и ногти, – дабы и самую жизнь ему не укоротить…

20) О том, у Кого из Богов Родных исцеления испрашивать?

Коли случится болесть какая, коль приключится недуг какой – Кому из Богов Родных Требы об излечении класть надлежит?

О том люди сведущие рекут тако: есть Вода Живая, иже тело оживляет да укрепляет, и есть Вода Мёртвая, иже раны заживляет да хвори избывает. Вода Живая – Жива Светлая, Вода Мёртвая – Мара Тёмная.

Седый Вран – Велесов посланник по Слову Вещего Бога и то, и другое из-за Моря Синего приносит.

Так Кому Требы об исцелении класть надлежит?..

21) О Священных Образах

Образы Священные, почитания средь родовичей достойные, делятся на две группы: Рукотворные и Самосущие.

Рукотворные Образы суть Чуры и Свято, умельцами сотворённые, да Духом Божским облечённые.

Самосущие Образы явлены в Природе не руками человеческими, но Самими Богами – таковыми, с Покон веку средь Предков наших почитающимися, являются прежде всего различные Проявления, зримые во Все-Живой Природе: реки и горы, камни, дерева и Боголесья (Священные рощи), и много чего ещё. Суть здесь в том, что почитающий Самосущие Образы зрит в них не их явную (физическую) сторону, но прежде всего Духовную Мощь и Волю Родных Богов, явленную в таковых Образах…

22) О Вилах и Волотах

Как гласят Древние Сказы, в Начале Времён, ещё до прихода на Землю Даждьбоговых внуков – людей, на Земле жили могучие и мудрые волоты – сыны Велеса. Боги ведали, что люди, потомки Их, слабы, потому волотам надлежало обустроить Землю для прихода людей. И поворачивали волоты русла рек, и ровняли вельми крутые горы, и иссушали многие топкие блата – дабы людям было удобней да сподручней жить на Белом Свете. И рекут, что в те же времена незапамятные, вместе с волотами на Земле жили их верные спутницы вилы — прекрасные девы. И пели они песни звонкие, водили хороводы ярые, танцевали танцы дивные…

И пришло время уходить вилам и волотам с Земли, бо людям по Воле Родовой надлежало народится. И ушли некоторые из волотов в Неведомую Обитель, иже есть где-то на Севере и нарекается Вещими Людьми Беловодьем, некоторые из волотов время от времени нарождаются на Земле в человеческом обличье и в лихие годы ведут сородичей Путём Правды, остальные же вместе с вилами ушли в Светлую Небесную Даль – к неведомым звёздам. И рекут, что в особо тихие, лунные и звёздные ночи, если прислушаться, можно услышать как где-то там, далеко-далеко, в звёздном Небе звучит звонкий смех и дивные песни вил…

Слышал ли хоть единожды их ТЫ?..

23) О Свароге, Небесном Кузнеце

Древние Сказы гласят, что в Начале Времён Сварог – Отец Светлых Богов – в своей Кузне отковал Щит (который люди называют Солнцем). Щит светил ярко, но вовсе не грел. Тогда Сварог отковал ещё один Щит, и дунул на него Силою Своего Внутреннего (Духовного) Огня...

Первый, хладный Щит ныне в зимнюю пору Кологода держит в руках Своих Хорс, второй – летнюю порой сверкает да пылает, Земь согревает в руках Даждьбога.

О Сребрянном же Щите Морены – Луне – в другом месте речь поведём…

24) О Змиевых Валах

Сказывают, будто во времена древние-незапамятные, егда ещё не все Светлые Боги народились у Сварога-Отца да Лады-Матушки, егда Земля была ещё молода и люди только-только населили её, повадился тогда Змей с людей дань красными девицами брать. Увидал Сварог, что тако Правь Божская нарушается, взял в длань Свой Молот тяжкий, да и хотел, было, Змея того прибить, однако укрылся Змей во своём чертоге. И стал тогда Сварог змеиный чертог Молотом сокрушать. Увидев то, вышел Змей со Сварогом во чисто поле биться-ратиться. Долго ли, коротко бились они, а только повалил Сварог Змея, и хотел уж было сгубить насовсем его Своим Молотом, да только взмолился Змей: «Не бей меня до смерти, Сварог! Бо зрю — сильнее нас с тобой нет никого во всём Всемирьи; разделим же Свет поровну – ты будешь жить в одной половине, а я – в другой». «Будь по сему, — отвечал Сварог, — для того надобно межу проложить». Сотворил Сварог во Кузне своей соху во триста пуд, впряг в неё Змея, да и провёл борозду вельми длинную – до самого до виднокрая. «Разделили мы Землю, — речёт Змей, — давай теперь и Море делить. А то скажешь, что я твою воду беру». Согласился на то Сварог. Выплыл Змей на середину Моря, да и занырнул на самую глубину его. Сколько не ударял Сварог по водной глубине своим Молотом, а так и не смог Змея до смерти изгубить. Змей же донырнул до самого Дна Морского, да и остался там. С тех пор царствует Сварог в Небесной Вышине, а Змей – во Морской Глубине (а ещё рекут, что и в Подземьи тоже).

Борозда же та, кою Сварог проложил, видна и до сей поры, а кто не знает, отчего эта борозда появилась, называют её «валом»...

25) Сказ о том, как появились жаворонки

Рекут, будто во времена древние-незапамятные, после того как Дид-Сварог даровал людям – Даждьбожьим внукам — Священные Дары Свои – Плуг, Клещи, Секиру и Чашу, замыслил Он посмотреть – как они обошлись с Его Дарами. Для сего принял Он облик простого и незаметного путника, и в таком обличье долго ходил по Земле. И возрадовался Сварог, видя Правду, Лад и Любовь промеж людей, видя добрые плоды от Даров Его. И захотел Он тогда позвать всех Небесных Богов, всех Светлых Сварожичей – Детей Своих, дабы и они подивились делу рук Его. Начал он Богов кликать снизу, с Земли, и от Гласа Его поднимались Ветры буйные, колыхались Боголесья, пенились Воды, а Боги, своими делами занятые, все не слышали и не слышали зова Его ….

Тогда взял он камушек малый и что есть силы бросил настоль высоко, чтобы до самого Ирья добросить. А вдогонку ещё и Слово Вещее сказал. И по Слову тому вдруг обратился камушек серой птичкой-невеличкой, которая возлетела к самому Ирью и так дивно и звонко запела, что все Светлые Боги тотчас оторвались от дел Своих! Глянули они на Землю, глянули на людей – потомков Своих, глянули на дело рук Отца Своего – Сварога, и исполнились великой радости. И от радости той начали Боги так громко песни воспевать, так яро плясы плясать, что птичка-невеличка та словно камень рухнула с высоты — добро, что крылья есть, не то разбилась бы вдребезги.

И с тех незапамятных пор птичка-невеличка та, кою люди нарекли жаворонком, то парит высоко-высоко, во Небе Высоком, у самих Врат Ирийских, то камнем падает вниз с пронзительным криком.

А там, в Небесной Сини, у Ирийских Врат, поёт она так звонко, что даже Боги не остаются равнодушными к её пению…

И рекут, что в память и в награду за то, что смогла та птичка-невеличка до Богов докричатся, доверил Дид-Сварог всему её потомству, всем жаворонкам, по зову людей в урочное время приносить на своих крыльях Весну. И с той поры люди сбираются на Капищах и в Боголесьях, на горах и пригорках кликать Весну, воспевая при сём таковы слова:

Жаворонки-жаворонушки!

Прилетите к нам,

На крылах своих

Принесите нам

Весну красную

Лето тёплое

Унесите вы

Зимушку хладную!

Либо:

Жаворонки, жаворонки

Прилетите, прилетите

Весну красну принесите

Тёпло лето принесите

С сохою, с бороной

Да с кобылой вороной!

И нисходит тогда на Земь Весна красная, и распускаются цветы дивные, колосится рожь золотистая и отовсюду слышится птичье пение…

26) О Световиде и Велесе

Рекут Мудрые: Род как Сам есть Первоначало, от коего во Всемирьи сущи две Верви Боговы: Вервь Белобога – Светлые Боги, Боги Яви, Воля Коих начинает своё Проявление весною и полностью воплощается летом.

Вервь Чернобога – Тёмные Боги, Боги Нави, проявляющие Свою Волю осенью и безраздельно царствующие хладной зимой.

Во Всебожье Родовом олицетворением Воли Белобога может мыслиться Световид, коий, согласно Древним Сказам, по ночам бьется с Духами Нави, кои проникают в Явь. Особо надобно заметить, что ежели другие Светлые Боги имеют истую Власть лишь в светлое время суток и в свой период Годового Коло, то Световид имеет Власть и ночью, и Зимой, во время господства Тёмных Богов. Потому Он – Страж, Страж ЭТОЙ СТОРОНЫ, ЭТОГО Мира — Яви, Белого Света, не дозволяющий Нави поглотить оный.

Олицетворением Чернобога может являться Велес, вернее, Тёмная Его Сторона (Велес Навий), как Хранитель Калинова Моста через реку Смородину, коя служит Границей, Пределом (Кромью) между Явью и Навью. Велес также имеет Власть во всех Мирах, в любое время суток и в любой период Годового Коло. Потому Он – Страж ТОГО МИРА, Страж ТОЙ Стороны — Нави, коий также, как и Световид, препятствует смешению Миров и вершит Ряд Всемирья, от веку Родом положенный…

27) О Даждьбоге и Морене

Согласно Древним Сказам, порою осени златолистой Светлая Супруга Даждьбога – Жива — похищается из Этого Мира Кощеем (коий есть из ипостасей Самого Чернобога) и нисходит с Ним в Кощное Царство, где оборачивается темноокой Марой – Волостительницей Смерти.

Мара ожидает в Нижнем Мире мужа Своего – Трисветлого Солнце-Князя – Даждьбога. И пересаживается Даждьбог со Своей Солнечной Колесницы в Золотую Ладью, и плывёт по Забыть-Реке встречь Своей Суженной…

В Явном Мире же поводья Солнечной Колесницы подхватывает брат Даждьбога Хорс – олицетворение Хладного Зимнего Солнца. И правит Он той Колесницей всё время, отведённое Родом для царствования на Белом Свете Навьих Богов.

И каждый день выправляет Он Путь Солнечной Колесницы по Небесной Тверди, и зрит и охраняет Он рождение Нового Младого Солнца во Неведомых Чертогах Ро́довых, кое происходит в конце месяца стуженя-декабря.

И приходит весною красной в Явный Мир Младое Вешнее Солнце – златокудрый Ярило об руку с Лелей-Девой. И разгоняют Они хладные чары Кощных Богов, и оборачивается оттого Мара Луноликая во Живу светловласую, и просыпается Даждьбог в Кощных Чертогах…

Ярило же, отдав всю Свою Живительную Силу, всю Ярь Земле обращается в седобородого Старца и уходит в Иной Мир.

И встречают сородичи, на Белом Свете животы свои длящие, Даждьбога Солнцеликого да Живу Светлую в конце месяца кресеня-июня…

И вертится тако Коло Сварожье от веку и до веку. Дни сменяются ночами, Лето Светлых Богов – Зимою Чернобога, проносятся годы и века, движется-вертится неустанно Коловрат Всебожья Родова. И мы – его ЧАСТЬ

28) Сказ о Волчьем Пастухе

Сказывают, было так: ехал как-то один огнищанин лесом. Ехал себе, ехал, думы разные думал, песни всякие себе под нос напевал. И вдруг видит: едва не у морды его коня волк из лесу выбежал и прямо на овцу кинулся, коя невесть откуда во лесу том оказалась. Ну, огнищанин на волка конём наехал, отбил овцу. Убежал серый в лесную чащу. Огнищанин же привязал овцу верёвкою ко седлу коня своего, да и поехал себе довольный дальше. Что довольный — оно и немудрено – всякий ли день Доля выпадает лишнюю овцу заиметь? Долго ли ехал, коротко ли, а и сам того не заметил, как прямо в седле задремал. Очнулся от воя волчьего, по сторонам глядь – тьма окрест непроглядная, хоть глаз выколи! Он диву дался – неужто, думает, до того долго я в седле продремал, что ажно день ночью сменится успел? Ну, делать нечего – ехать-то дальше надо. А куда ехать, коли едва дальше носа видно, темень и более ничего?
Вдруг видит – огонёк вдали замерцал. Обрадовался огнищанин.
– А, – думает, – Вещий сподобил. Это, видать, охотники. Подъеду, да у них дорогу и спрошу.
Подъезжает и видит, ни дать, ни взять, а Чудо Чудное, самое что ни на есть Дивное Диво – Огнь на поляне возожжен, вкруг него волки сидят и с ними Сам Ярило Удалой, Пастух Волчий. И лишь один волк не в кругу сидит, но в стороне да зубами с голоду щёлкает.

Сколько не щипал себя огнищанин за разные места, в надежде проснутся, ничего у него не выходило…

А, — думает, — будь что будет. Подойду да у Самого Ярилы про дорогу и спрошу. К тому же, Ярилины Дни я завсегда справлял, посему мыслю, что Младой Окрутник на меня не в обиде. Да и вообще — всякий ли раз так вот с глазу на глаз можно с кем-либо из Богов Родных разговор завесть?!
Подумав так, подъехал огнищанин ближе, с коня слез, Яриле в пояс поклонился, да и говорит: так и так, мол, заплутал я совсем, не знаю, где дорогу найти.

Ярило же в ответ бровью повёл, очи нахмурил, да и говорит:
– Зачем, мол, у волка овцу отнял?
– Да она сама ко мне бросилась. Мне её жаль стало, вот я серого в лес и отогнал...
– А чем же мои волки-то кормиться будут? Вот эти, видишь, сытые лежат, а тот голодный, зубами щёлкает. Пришли они ныне ко мне — все довольны, один только и жалуется.

Отдай ему овцу, тогда дорогу и укажу.

Стоит огнищанин, что делать – не ведает.

Видит Ярило, что весь в сомненьях огнищанин. Вдругорядь речёт:

- что животину тебе жаль – то добро. Однако ж эта овца как раз этому волку и была послана. Оттого и блуждала одна по лесу.

Помыслил-помыслил огнищанин, да и сделал всё по слову Ярилиному. И как только отдал он овцу, тотчас стал окрест ясный день, огнищанин как и прежде по дороге едет, ни поляны, ни Огня, ни овцы, ни волков с Ярилою рядом нет…

Так и не смог уразуметь огнищанин – въяве ли се произошло, или во дрёме причудилось.

Мы же ведаем лишь то, что всякая животина домашняя, волком угрызенная, почитается Требою Яриле. За что Волчий Пастух всяко хозяина животины таковой прочим Добром одарит!..

29) О Перуне и нежити беспутной

…гремит во Небе высоком грозен Бог – Перун. Гонит Он Молоньями Своими с Земи нежить беспутную. Куда-б не пыталась схоронится хмарь, везде Он её настигает…

Но, как рекут в народе, есть всё же на Земле таковое место, где хмарь нечистая завсегда укрыться может. И вот какое: при вспахивании поля пласты земли обычно на правую сторону отваливаются. Но иногда так бывает, что часть земли может отвалится и на левую сторону. Вот как раз под такими пластами нежить от Перуновых Молоний завсегда укрыться может…

30) О Перуновом Коне

Вестимо, что после Перунова Дня вода в реках холодеет. И рекут в народе, что происходит се оттого, что егда Перун скачет по Небесной Тверди, его Конь теряет одну подкову, коя падает в реку и охлаждает воду…

31) О Громе

Рекут, что гром во Небе гремит оттого, что Перун-Батюшка с Небесной Дружиной из Чертогов Своих выезжает. Такоже рекут, что гром во Небе гремит тогда, когда Перун-Батюшка Небесные Жернова[1] вращать начинает…

32) О Радуге

Рекут в народе: «Радуга концами пьёт воду из рек и озёр и поднимает её на небо для дождя»; «Веселка (Радуга) завсигды одним кинцем стоить на земли и набирае воду»; «Радуга – труба, которой Перун берёт воду из рек и озёр».

Такоже рекут, что Радуга – это коромысло, на котором Додола-Перуница, Перунова супружница, носит воду в Сваргу…

33) О Сполохах

Рекут, что сполохи (також именуемые «Сухой» или «Глухой» (беззвучной) Молоньей) появляются во Небе оттого, что Боги изредка приоткрывают Врата Сварги Небесной…

34) Об Огне

Ведающие ведают таковое Родство Огня: Огнь Все-Вышний – Сам Сварог. Огнь Небесный – Даждьбог. Огнь Небо и Земь Связующий – Молоньи Перуновы, Огнь Земной – Агуня (Огонешек). Мудрый же добавит, что есть ещё Подземный (Кощный) Огнь, коий древнее Самого Огня-Сварога и наш собственный Внутренний, Духовный Огнь, коий у одних горит, у других еле теплится, а у третьих уж и уголья остывать начали. Оттого и происходит тако, что Огнь одних и сородичей воспламеняет, Огня других еле на самого себя хватает, а иные и вовсе не горят, но лишь дымом дымят, Небо коптят…

35) О Почитании Огня (Быличка о двух Огнях)

Как то разговорились промеж собою два Огня:

- Ух, брате, и погуляю ж поярюсь я на сей неделе! — речёт один из них.

- Отчего удумал тако?

- Да больно уж хозяева худые: печь растапливают – худые словеса рекут, лучины затепливают – худые словеса рекут, Священный Огнь в Красном Куту возгнетают – и там ругаются!..

- Коли так, то и поярись. Токмо колеса тележного не тронь моих хозяев, кое на твоём дворе лежит. Бо мои то хозяева – добрые: и печь растопляют – надлежащее Слово возрекут, и лучины возжигают – добро говорят. А про Кутный Огнь и говорить нечего – хозяин завсегда Вещее Слово скажет.

Как было сказано, так и приключилось: дом да двор худых хозяев сгорел подчистую, и только лишь чужое колесо тележное осталось как есть – нетронутым…

36) О Звёздах

Рекут, что три звезды, иже подле Велесовой Дороги (Млечного Пути) светят – есть три проклятые Богами девицы-сестры, коим суждено вечно гореть зорями…

37) О Чигирь-Звезде

О Чигирь-Звезде знающие люди рекут тако: «Сия бо звезда едина именем Чигирь есть, меж всеми звездами 10 мест по всякому имеет, а по трижды приходит на всякое место коегождо месяца. Сие есть великая мудрость. Аще кто добр горазд и разумеет месячному нарождению, той видит и кий круг ведает сия звезда Чигирь. Аще кому ехати, или идти куда, или селится, смотри, на которую сторону та звезда стоит, аще она станет противу, и ты противу ея не иеди ни куды…»

38) О Русалках

Рекут, русалками становятся красны девицы, умершие незадолго до свадьбы. Потому они не попадают в Ино, но, становясь Духами Природы, тем не менее памятуют о женихе и в особливые ночи заманивают добрых молодцев к себе…

Ещё рекут, что русалками такоже становятся девицы, умершие на Русальной Неделе…

39) Ведогонь

Ведогонем у наших Предков проименовывался бесплотный и незримый Дух, коий всю жизнь сопровождает человека. По поверьям, во время бодрствования Ведогонь сливался в одно с Внутренней Сутью человека – Духом и Душой. Во время сна Ведогонь отлетал от тела и отправлялся в странствия. Рекут, будто то, что Ведогонь видел во время странствия, и кажется человеку его собственным сном.

Также рекут, что Ведогонь есть ни что иное, как Удача человека…

40) О Днях Недели

А се — толци о днях недели, аще у кого в какой из дней оных дитя народится — то кому из Богов Родных требы о благости надобно класти.

Вестимо мудрому, что всякому дню недели есть своё буквенное соответствие. Такоже вестимо, что во всяком дне недели сильность и Воля кого-либо из Богов Родных особо проявлена. Се разумея, можно загодя сведать, какова сущность да Стезя ребёнка в его жизни на Белом Свете будет, каковые умения да разумения в него Самими Богами от роду вложены.

1) Неделя (воскресенье) – буквица «Аз». День Даждьбога (В еллинах рекут – День Солнца).

Суть: Огнь, Земля, Ветер, Вода, Светлость, Володычество в людях, Мудрость Духовная и Душевная.

2) Трудень (понедельник) – буквица «Веди». День Мары (В еллинах рекут — День Луны).

Суть: Богатство и Нужда, Добро и Зло в людях, Милость и Злосердие, Прокорм и Голод, Краса и Чернота. Бо Мара суть – всякий Конец и всякое Начало единовременно.

3) Вторник – буквица «Глаголь». День Ярилы (В еллинах рекут — День Марса[2]). Суть: Сила, Ярость, Уряд, Ратоборство, Гнев, Ревность, Злоба. 4) Третинник (среда) – буквица «Добро». День Велеса (В еллинах рекут — День Меркурия). Суть: Учение, Мудрость, Лечба (лечение), Гудьба, Походы, Достаток, Светлость. 5) Четверток (четверг) – буквица «Есть». День Перуна (В еллинах рекут — день Юпитера). Суть: Закон, Мир, Величие, Княжий Престол, Имение. 6) Пятница (пяток) – буквица «Зело». День Макоши (В еллинах рекут — день Венеры). Суть: Радость, Милость, Умножение всякого Плода, Жито. 7) Шесток (суббота) – буквица «Земля». День Сварога (В еллинах рекут — день Сатурна). Суть: Правда, Претерпевание лиха за Правду, Отречение от скверных дел, Жизнь и Смерть во Правде, Слава.

41) О женских волосах

Рекут, женские волосы суть вместилище сил не Явленных, но Иных. Потому, распростав волосы, творят девы да жёны, в сём деле сведущие, всякую волшбу, но берегут силу свою в Миру, волосы при людях платом прикрыв – Врата во Ино оберегами тайными затворив.

Ещё рекут, что в грозовой день Перун простоволосую жену запросто Молоньей сгубить может, бо нечисть иная, Перунова Грома страшась, ищет убежища в женских волосах. Оттого же и Предки наши запрещали жёнам своим Огнь в избе затепливать и корову доить с непокрытою главой…

42) О Восколее

Восколеем именуется особый способ гадания, творимый в период Велесовых Святок. Деется сие тако: ближе к середине ночи охочие до гадания люди растапливают воск, сопровождая сие действо чтением особых Заговоров ко Вещему Богу с испрошением дозволить зреть грядущее. После чего растопленный воск выливают в чашу с водою и сведущие люди истолковывают грядущее по тем фигурам, иже отлились в воске. Вот основные толкования оных: дом – хозяйство, деревья и растения – ежели прямые – то благо, склонившиеся – худо, человечья фигура прямая – друг, склонившаяся – ворог.

А насколь верны сии гадания и насколь точно сбываются оные – о том судите сами…

43) О Мороке

Морок – один из Богов Чернобоговой Верви, Бог-покровитель всякого обмана, всякого неверного представления о ком/чём-либо, Бог, создающий преграды на пути к Истому Веданью.

В народе рассказывают такую быличку о Мороке: Как то ночью приехал некий муж на коне к бабке-повитухе, и попросил принять роды у его жены. Бабка та добрая была, потому отказывать не стала, согласилась. Села на коня вместе с тем мужем, переехала через реку (рекут, что при сём подумалось ей, что больно странно сие, бо река-то в тех местах была в другой стороне… Однако поди там, в ночи да впотьмах разбери…) Вот приняла она роды, муж же тот ей и речёт: «Хорошо, мол, ты роды принимала. За то отплачу тебе». И со словами таковыми насыпал ей в фартук злата, посадил на своего коня, да повёз обратно. И только он её через реку перевёз, тотчас на неё сон неодолимый напал…

Поутру нашла ту бабку у кромки леса односельчанка её, что за хворостом ходила. «Ты чего это, бабуля, разлеглась тут?» — «Да вот, говорит в ответ бабка, — ночью у какого-то роды принимала, так тот муж мне за это золота насыпал». С этими словами развернула она фартук – глядь, а там не злато, а зола чёрная…

44) О Морениной Требе

Рекут: Всё истинно, что явно. Одни скажут: воистину так!

Ведающие скажут: се верно лишь для Зрящего. Худо же в том, что люди зачастую зрят не то, что ЕСТЬ, но то, что они ХОТЯТ увидеть. Искажённый пеленою иллюзий взгляд на Явное УБИВАЕТ его, УБИВАЕТ Явное, заменяя его Пеленою Морока.

Явное, но искажённое, УБИТОЕ пеленою иллюзий – Моренина Треба.

Ведающему достаточно…

45) О Месяце и Луне

Рекут в народе: Кто светит, да не греет? Кто в Ночи ходит, а днём спит? Кто без главы, а с рогами? Кто двенадцать раз в Году с рогами родится, а потом их теряет?

46) О приметах на Марин День

День Марены Зимней отмечается не позднее 21 – 22 груденя-ноября: «С Морены Зимней зима встаёт на ноги, а морозы прилетают от Железных Гор». О сём дне рекут в народе, что облачная и снежная погода в оный предвещает ненастный месяц травень (май), ежли иней в сей день – к морозам и доброму урожаю овса, ежли туман – к грядущим оттепелям, ежли дождь – к урожаю пшеницы. Ещё рекут о сём дне: «Каков иней на деревьях, таков и цвет на хлебе».

47) О «гнилых днях»

Тако ведомо ведающим о Луне – Щите Мары: есть новец (растущая Луна) и есть ущерб (убывающая Луна), есть Полнолуние и есть Новолуние, егда ночь темным-темна, и Луна в Небе николиж не видна. Таковое время и называют «гнилыми днями». Худо время сие, о том же и в народе рекут, что в оное аще какой человек болеть станет – николиж от хвори не встанет, а коли и встанет – здравия не достанет; какая жена начнёт рожати – дитя ей не видати, с ложа не восстати; кто в дни сии свадьбу начнёт – у того венец с главы спадёт, кто в путь пойдёт – дороги не найдёт, за порогом умрёт, кто рубаху шить станет – на плечи её не натянет, кто купит хомут – у того и лошадь уведут!

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Светом очей – от Света Самосиянного, словом речей – от Имени Несказанного, плотью своей – от Плоти Всемирья, Собью Нетленной – от Духа Всебожья, Сердцем Вещим – от Средоточия Мира, Кровью-Рудою – от Родства Божеска, – КТО ТЫ ЕСИ, ЧЕЛОВЕЧЕ?

Волею Сварожьей изволен, Силою Перуновой поставлен, Мудростью Велесовой вразумлен, – КТО ТЫ ЕСИ, ЧЕЛОВЕЧЕ?

Слава Роду!

Обретено и записано Ставром на Родной Земле
в лето 4412-4414 от

Основания Словенска Великого (2003-2005 А. D.)
Родным Богам во Славу!

/Низкий поклон волхву Велеславу за довершение/

© Родноверческая Община «РОДОСЛАВИЕ»

© Содружество Общин «ВЕЛЕСОВ КРУГ»



[1] Сей этнографический сюжет с упоминанием Небесных Жерновов, записанный на Славянских Землях, явственно пересекается с одним из древнейших Арийских Мифов Творения, коий гласит, что Индра – Бог-Громовержец разделил Своей Волей Небо и Земь, надев их на вертикальный Ост Мира, подобно двум жерновам. Поистине, безмерна глубина Родовой Памяти!..

[2] Особо надобно сказать, что наименования планет, частично совпадающие с Именами Греко-римских Богов, отнюдь не подразумевают прямого их отождествления со Славянскими Богами.

Поиск

Журнал Родноверие