По материалам просветительской беседы,проведённой волхвом Велимиром,верховодой общины «Коляда Вятичей», 18 марта 2007 г. в Доме Учёных г.Троицка Московской области.

Примерно с середины 80-х гг. XX в. в европейской части СССР наблюдается всплескинтереса к язычеству как русской этнической традиции. Этот всплеск непрерывнопродолжается по сей день и только лишь нарастает. Скорость этого роста пока незначительна.Если в 1985 г.количество сознательных русских язычников, очень приблизительно, было порядка100 человек, то к 2007 г.это количество можно со значительно большей уверенностью оценить в 10.000человек. Уверенность эта основана на том, что язычники в значительной степенинашли друг друга. Проблема поиска единомышленников вставала перед каждойязыческой группой и отдельными язычниками. Само по себе: как в большой страненаходили друг друга эти отдельные люди — могло бы стать темой для лекции. Такиевстречи воспринимались как чудо, как предначертания свыше. Сейчас, в основномчерез Интернет, между язычниками идёт активный обмен информацией.

Поступательный рост интереса к язычеству сегодня лучшевсего просматривается в названиях частных фирм и обществ. Этот интерес носитхарактер естественного социального процесса, никак не стимулированного извне, новызванного изнутри объективными, субъективными, а возможно и мистическимипричинами. Рациональная составляющая этих причин будет здесь раскрыта.

Что же находят сегодня люди для себя в язычестве, ипочему оно оказывается актуальным для сегодняшней жизни? Ответы даются ниже.

Сразу оговоримся, что под словом язычество будемпонимать исконную Родовую веру, которая досталась нам, русским, в наследство отпредков, от родителей и от родственных народов, вошедших в русский этнос (этносбудем определять по Гумилёву).

Язычество — это исконно русское слово, построенное позаконам русского языка. Для обозначения коренных Родовых верований народовдругих этносов правильнее пользоваться интернациональным латинским словом «paganism».В русских летописях до 1650 г.слова «язычник» и «язычество» ни разу не использовались. Вместо них церковьюиспользовались слова, произошедшие от интернационального «паганизм»: «поганые»и «поганство» (см. этимологический словарь на слово «язычество»).

Слово «поганый» сразу приобрело в народе негативныйоттенок, так как оно было ему подано уже заранее определённым. В Киевской иЗалесской Руси языческий — не крещёный народ — сам себя к «поганым» не относил.

Слова «язычники» и «язычество», по-видимому, бытовалиустно. Они вошли в литературный оборот в связи с ростом самосознания русскогоэтноса и сознательного обращения именно к своим родным языческим началам. Врезультате в XVIII-XIX вв. слово «язычник» вытесняет слово «поганый». Этотлингвистический и литературный феномен исследователи обходят стороной. Никакогодругого объяснения, кроме приведённого тут, он не имеет. Сегодня язычествочасто называют Родноверием.

II

Язычество кажется не удобным государству иофициальному общественному мнению уже целое тысячелетие. В связи с этим онорепрессивно уничтожалось. Сегодня на него нанесено очень много негативныхэмоций и неправды.

Сегодняшние язычники видят язычество толькокомплексно, как Духовную ценность, которая объединяет в себе:

1) Древнейшие мистические и религиозные представления;

2) Законы (правила) Родовой и общественной жизни;

3) Традиционное народное наследие, заключающееся вматериальной культуре и в языковых формах.

Невежественные люди и сегодня ещё пишут в книгах истатьях, что язычество — это всего лишь кровожадный культ и неумение управлятьсвоими страстями, и этот культ напрочь исчез с привнесением христианства.Однако русские язычники независимо друг от друга знают, что обвинение вкровопролитии и несдержанности — это поклёп, а само язычество — это не толькорелигия, но единство указанных трёх пунктов.

Действительно, если мы попытаемся расставить религиимира согласно числу умерщвлённых из религиозных соображений людей, то русскоеязычество окажется в числе самых гуманных религий мира. В то же время в числесамых кровавых религий окажется как раз основной оппонент язычества —христианство.

Русские язычники убеждены, что исчезновение, гибельрусского язычества может произойти только с исчезновением русского народа, сутратой его самосознания и исторической памяти. Соответственно, язычество никогдаи не умирало. Но сама такая опасность его погибели существует, и это рассматриваетсякак одна из причин того, почему наше язычество вдруг начало переходить в нас изподсознания на сознательный уровень.

В чем же сохранилось наше язычество?

1) Языческая религиозная обрядность сохранилась всистеме русских календарных праздников. Это Купала, день Перуна (в эпохудвоеверия Илии), праздники урожая, Таусень (встреча Осени), Коляда, Среча(встреча богинь Зимы и Весны), Велесов день (в эпоху двоеверия Власий), Масленица,Зелёные Святки, Ярилин день и другие. В значительной степени эти языческиепраздники были переделаны церковью под христианские. Однако все народныепраздники сохранили в себе языческую обрядность до наших дней.

2) Наша языческая мифология сохранилась в нашихволшебных сказках. Одним из важных открытий академика Б.А. Рыбакова былооткрытие свойства народной памяти. Научно доказано, что традиционная народнаяпамять помнит верования, которым многие тысячи лет. И мифы различныхисторических эпох не уничтожают друг друга, но накладываются друг на друга,образуя как бы слоёный пирог (так было до явления христианства, и оно с этим«пирогом» ничего не смогло сделать). Методами этнографии этот «пирог» можнорасслоить. И вычленить смысловые фрагменты мифов. При этом могут потеряться(смениться) имена героев, но мифологическое содержание, суть мифов — останетсянеизменной.

3) Сохранилась наша языческая символика. Сохранилисьпредставления об устройстве Капищ. Русская хороводная культура и ряд детскихигр имеют ярко выраженную языческую сущность. Сохранилась традиционная одежда сзаклинательной символикой, сохранились загадки русского народа с мифологическимсодержанием.

4) Сохранился славянский фольклор. Этнографическидоказано, что языческие верования славян родственны. Имена языческих Богов вомногом сохранились в фольклоре славянских народов.

Почти всё это вскрылось лишь к концу XIX в. До этого учёные полагали, что немногие следырусского язычества сохранились лишь в летописях и некоторых археологическихэкспонатах.

Разумеется, все этнографические материалы,подтверждающие языческую основу нашей народной культуры, существовали и в XVII, и в XVI вв., иранее. Но осознание этого — сдвиг общественного сознания в сторону пониманиясвоей же культуры — произошёл только в начале XIX в. До этого учёные пребывали в ложном виденииреальности и всячески старались истолковать народную традицию неверно понятойБиблией либо перенятой у иностранцев культурой. Примером такого навязчиво-ошибочноготолкования традиции являются книги И.М. Снегирёва «Русские простонародныепраздники и суеверные обычаи» (в 4-х тт., изд. Московского Университета,1837-1839 гг.). Позднее эта же мысль звучит у И.П. Сахарова в «Сказаниях русскогонарода». Он просто объявляет, что предаёт забвению некоторые народные сказанияпотому, что находит их диким суеверием, не совмещающимся с официальным образомрусского народа.

В томах Снегирёва мы можем прочесть, например, что нашнарод красит яйца на Пасху потому, что однажды Мария Магдалина поднесла Тибериюокрашенное красной краской яйцо, так предъявляя ему символ крови Христа.Доказать, что смешивать это христианское сочинение с народной традицией никакнельзя, академику Снегирёву было бы невозможно потому, что этому препятствовалакультура дворянства. В действительности, яйца весной красили (и красят по сейдень) даже на Чукотке, и делали это те, кто о Христе и слыхом не слыхал.Крашенное яйцо весной — это символ рождающегося Мира. На яйце так и рисовали:миры Небесный, Земной и Подземный. Этой традиции тысячи лет.

Такое же ложное понимание русского народа мы можемвидеть и в картине Брюллова «Осада Пскова Стефаном Баторием» (Третьяковскаягалерея). На огромном полотне полуодетые, обезумевшие от христианской религиилюди, безо всякого строя, с хоругвями и крестами, бросаются на идущих в боевомпорядке, закованных в броню польских воинов и побеждают их. Нереальность этойсцены не понималась современниками Брюллова. Таково было общественноевоспитание.

Открытие того, что народная культура имеет языческуюоснову, никак не умещалось в официальную доктрину триединства «самодержавия, православияи народности». Всё же к XIX в., наконец,открылось, что народ столетиями жил своей личной жизнью и игнорировал официоз.По этой причине с конца XIX в. многиепросвещённые русские люди заинтересовались язычеством. Этнографы, проявивнаучный, а не политизированный интерес к народной традиции, стали находитьбесчисленное множество свидетельств того, что русский народ — в основной своеймассе крестьянство — все века жил языческой традицией. Энтузиастами былозаписано огромное множество волшебных сказок, собраны коллекции вышивок,записаны народные обряды и праздники, и осознанно их значение.

Чтобы почувствовать сознательную и бессознательнуюжизнь язычества в течение тысячелетия, воспользуемся дошедшим до насфактическим материалом. При этом будем помнить, что все исторические следыподобны верхушке айсберга, большая часть которого скрывается во мраке.

Одно из первых летописных упоминаний о волхвах связанос крещением Новгорода. Тогда волхвы организовали открытое выступление противкняжеской дружины. Это самый ранний факт, подтверждающий, что на Руси в первомтысячелетии существовала не зависящая от князей, развитая языческая религия,носители которой обладали реальной властью и авторитетом. Летописи упоминают опоявлении волхвов в различных городах в течение трех столетий от официальногокрещения Руси и до монгольского нашествия.

Домонгольская христианская церковь была слаба и немогла противостоять языческой оппозиции. Ситуация заметно изменилась снашествием татар. По-видимому, в первое же Батыево нашествие погибли многиеносители языческого знания, в традиционную задачу которых входило отстаиватькультурную и политическую независимость своего народа. Они просто выходили набой и погибали.

С монгольским нашествием погибло и выродилосьжреческое сословие Руси. Исчезли просвещённые и сознательные носителиязыческого знания — те, кто осознанно поддерживал культ и хранил память о Богахи мифах. Языческая каменная резьба Владимирских храмов, свидетельствующая овыраженном двоеверии, более нигде на Руси не повторялась. Утратиласьцелостность языческого видения мира.

Археология свидетельствует, что на раскопках древних Капищможно найти вещи конца XIII в. Вещей жеXIV в. уже не обнаруживается, хотя в писании XIV в. (Слово св. Григория о том, «како первые поганисуцие языци кланялись идолам, и требы им клали, то и ныне творят») указывается,что язычество продолжает тайно жить, а имена Богов не забыты.

Но в это время (XIV-XV вв.) народпод волхвами начинает понимать уже не людей, способных говорить с Богами ипочти повелевающих миром, а просто колдунов. Утрачивается вера в то, что заволхвами стоят Великие Боги — творцы Мира, что волхвы владеют истинным знанием,что волхвы имеют право на власть и суд, и могут стоять выше княжеской власти.Мысль, что выше волхва только Боги, трансформируется в мысль, что выше царятолько христианский Бог.

Волхвами начинают звать всех, кто занимается магическойпрактикой, разговаривает с духами, ворожит, лечит снадобьями. Этих волхвовпытают и казнят не как идеологических противников христианской религии, а какнаправляемых бесами вредителей. Церковь уже не видит в них соперников, и онисами не мыслят себя таковыми.

В это же время философская религиозная мысль оставляетязычество и начинает жить разбором образов христианства. Бессознательная памятьо язычестве начинает в обязательном порядке увязываться с христианством. Этовремя отмечено появлением первой русской ереси (ереси стригольников).Стригольники имели смешанные религиозные представления. Они почитали Белый Светкак проявление Божества, каялись Матери-Земле и утверждали, что исповедоватьсяпопам — грешно. По этой причине они стали ходить каяться в «святую землю».

В новгородской земле ещё в XV в. умерших хоронили в курганах. Под Псковом в XVII в. стояли каменные идолы, и были известны их имена(данные летописца Стефана Батория). На Русском Севере былины и сказки сязыческим содержанием дожили до начала XX в. До этого времени дожили и русские магическиеобряды, и некоторые почитаемые предметы (например, идолы домовых).

Судя по вопросам Ивана Грозного к Стоглавому собору(1551 г.), царь догадывался, что представляет собой язычество, но не говорилэтого открыто. Видимо, в его эпоху были и другие грамотные люди, понимавшиеязычество как древнюю религию, но молчавшие. В России приговоры по делам,связанным с волхованием, выносились ещё в конце XVIII в. XVI-XVII вв. — эпоха наиболее полной утраты сознательногопонимания языческой веры.

Возрождение сознательной мысли о русском язычественачалось в XVIII в. Фактически оно началось сэпохи Петра I, который ввёл в светский оборот эстетические представления оБогах античности. После этого русским дворянам было достаточно лишь провестинекоторые аналогии между мифами древней Греции и тем, что делали их крепостныепо праздникам, и получить выводы.

Поэтому нет ничего удивительного, что возрождениеязычества началось в XVIII в. в форменаучных изысканий историков, научно-популярной фантастики Чулкова.

В самом начале XIX в. А. Кайсаров создаёт свою «Славянскую и российскуюмифологию». Одновременно Г. Глинка пишет «Древнюю религию славян». В серединевека А. Афанасьев собирает волшебные сказки и относится к ним как к русскимязыческим мифам, пишет свои «Поэтические воззрения славян на природу». Все этитруды, хотя и носят характер как бы бесстрастного взгляда на предметисследования, в действительности несут мощный патриотический заряд. Весь XIX в. проходит в эстетизации и поэтизации язычества.

Начало XX в. сопрягаетсяс откровенным переходом от эстетизма к потребности быть язычником и житьязыческой идеей. Подогреваемый этим феноменом христианин Н. Гальковскийсобирает все, с его точки зрения, документальные факты и в своём строгомисследовании делает вывод о невозможности восстановления древнерусскогоязычества. Ему вторит профессор Аничков. Но в это же время масса исследователейраскапывают курганы — ищут «подземную Русь». Н. Рерих пишет языческий циклкартин. А. Блок создаёт программный текст «Поэзия заговоров и заклинаний», гдеговорится, что мы должны вернуться к изначальному Духовному пониманию Природы.

Интеллигенция и простой народ хранили язычествопо-разному. В 20-х гг. годах XX в. при засухекрестьянки не хотели развивать мотыгами комья земли: «От того Матери-Землебольно!» В 1930 г. на Терском берегу Белого моря в рыболовецких колхозах ещёсомневались, брать или не брать в лодку на море колдуна, чтобы улов был лучшим.Многие следы языческого наследия бессознательно живут в народе и ныне.

Советская эпоха лишь задержала процесс осознанияязычества. В эмиграции волхв по призванию Ю. Миролюбов создаёт «Велесову книгу»и через Сергея Лесного объявляет её написанной в IX в. Он прилагает массу усилий, чтобы через других людейдонести её до России. Замысел удаётся. «Велесова книга», осуждаемая всемиспециалистами как подделка, находит массовую поддержку у рядовых граждан иобретает подлинность просто в силу своего существования. Множатся её «переводы».Независимо от этого в различных городах России возникают языческие общины,которые ставят перед собой цель восстановления веры предков во всей её полнотеи соответствии нынешнему пониманию. Пишутся религиозные языческие книги,создаются художественные произведения.

Так во времени и пространстве шествует языческая идея.

В советское время в язычестве усматривали учение,позволяющее ввести в социальный оборот такие понятия, без которых здороваяжизнь общества невозможна с одной стороны, и которые раньше были в ведениихристианства — с другой. Это так было по сути. Официально, как программа, это«оязычивание» общественных отношений никак общественности не формулировалось.

Не называя вещи своими именами, социализм частичнореконструировал язычество как государственный культ. На заре советской властихудожники и писатели прибегали к языческим и античным образам для выраженияидей Духовного порядка. Сталинский архитектурный ампир, в стиле котороговыполнены барельефы метро и зданий Москвы, прямо указывает на преемственностьтрадиции империи языческого Рима. Образ Родины-Матери на Мамаевом кургане и наплакате «Родина-Мать зовёт» — это уже прямое обращение к Родовому языческомусознанию, к языческой Богине Русской Земли и народа. Это совершеннонеприкрытый, самый древний матриархат, всегда присутствующий в нашей народнойтрадиции. Слова о ней — о нашей «общей матери», оплакивающей русский народ, мынаходим в самой ранней из сохранившихся редакций «Повести о МеркурииСмоленском» (XIII в.).

Вернёмся к тайному язычеству социализма. Священнаявойна — священная потому, что на чаше весов лежат земля и жизнь народа.Священный огонь на кургане, культ героев, пионерские костры и призывы: «Памятипавших будьте достойны!» — всё это в чистом виде Родовая языческая традиция,сегодня близкая и родная для всех, кто прожил первую часть жизни присоциализме.

Мы не отдаём отчёта, когда наши народные песниобращают нас к языческим образам. Например, Степан Разин бросает в Волгуперсидскую княжну и объясняет свои действия: «Волга, Волга — мать родная, <...>не видала ты подарка от донского казака». Не топя, а просто сбрасывая княжну вводу (то есть оставляя за Богами право выбора — принять или отвергнуть егожертву), Разин мотивирует свой поступок прямым обращением к языческимархетипам. Иначе он не будет понят. Другая народная песня: «Ой, мороз, мороз! Неморозь меня. Не морозь меня, моего коня...» — содержит прямое обращение к духумороза. Открытый с морозом разговор кажется нам совершенно естественным. Этоведь поэзия! Она не осознаётся как магия, хотя это и есть самая прямаяязыческая магия — заговаривание мороза. Все мы знаем, что когда человекуприходится всерьёз мёрзнуть, он вдруг запросто начинает говорить с морозом идалеко не всегда как поэт.

Все перечисленное множество этнографических фактов икомментариев потребовалось для того, чтобы дать разъяснение. Наше язычество нампонятно и доступно. Не заявляя о себе открыто, оно живёт вместе с нашимичувствами и воспоминаниями ежедневно. Оно — наш современник. И то, что мы можемне понимать этого, как не понимали в советское время, или как этого не понималив XIX в. те же Брюллов, Снегирёв и Сахаров — это не меняетситуации. Язычество объективно живёт с нами и передаётся нам через сказки,через поучения родителей, образ традиционной жизни и систему её приоритетов.

III

Почему сознательное обращение к язычеству стало такактуально? Оглядываясь назад, мы находим, что к язычеству обращались всякийраз, когда общество приближалось к критическим точкам своей истории. Нашенынешнее обращение к язычеству, как было уже показано, фактически совпало собъявленной Горбачёвым Перестройкой. При этом объявлять его явлением Перестройкибыло бы упрощением. Лично я, как свидетель этого начала, знаю, что это было нетак. Сама мысль познать глубинные корни национальной традиции у меня возниклаещё в 1983 г.Тогда это внутреннее движение проявилось как желание познакомиться с древнейархитектурой и литературой. И только осенью 1984 г. стало ясно, что всеофициально записанные представления об истории и культуре России и русскогонарода страдают заметной недостаточностью. Их неполнота упирается в языческуюрелигию, культуру и традицию, которые сознательно и бессознательно не выводятсявсей официальной русской культурой на действительный уровень их социальногозначения.

В этом же направлении мыслили многие другие люди.Часть из них остановились на углубленном изучении христианского «православия»,другие пришли к самостоятельным мистическим представлениям, но некоторая частьизначально затронутых этим первоначальным импульсом людей пришла к языческойидее. (По гипотезе Гумилева, импульс пассионарности приходит из космоса. Он невытекает логически из истории самого общества.)

Какая бы причина не побудила людей более двадцати летназад искать язычество и начать решать проблем Духовного характера, сегодня намясно, что это было предвосхищено тем социальным кризисом, который разразился вСССР и продолжается в России нынче. В этом смысле сама идея Перестройки стоит водном ряду с языческими исканиями 80-х гг. XX в. Ибо Перестройка была так же попыткой решенияпроблемы кризиса, только лишь в масштабах государства. При этом государственнаявласть так же не видела масштаба и характера надвигающегося кризиса, как ирядовые люди. Социальная же проблема кризиса оказалась много глубже материальной,вроде финансового кризиса времён конца социализма или отсутствия в магазинахкачественных джинсов и жвачки.

Что же стало двигателем кризиса? Двигателем кризисастало то, что Советское государство отобрало у граждан навыки самостоятельнойжизни. Решая за человека его семейные проблемы, социально его страхуя ипозволяя через это процветать безответственности и паразитизму, государствовырастило нежизнеспособный народ. Здесь уместно обратиться к статье И.Шафаревича «Два пути к одному обрыву». На исторических примерах он показывает,что в обществах, где все поступки регламентировались, где запрещалась какаялибо инициатива, а решение проблем организации быта и семейной жизни брало насебя государство — люди в четвёртом поколении обязательно вымирали.

В СССР, у русского народа, таковыми оказались трипоколения. По исследованию Шафаревича, взрослому человеку оказывается биологическинеобходимо иметь возможность жизненного выбора для проявления инициативы, изнать, что никто, кроме Богов, не назначен опекать и подстраховывать его вжизни. Если он будет пьянствовать или скверно работать, то никто не обязантрудоустраивать его в другом месте, и он будет голодать.

За пропитание и обустройство себя и своих детей — человекотвечает сам перед своим Родом. Как это сделать — иногда надо подумать, принятьоригинальное решение. Социализм, сохраняя язычество на государственном уровне,подавил его на уровне семьи и родственных отношений в первую очередь у русскогонарода. Этим он разрушил основу народной жизни. В 80-х гг. прошлого века входящиево взрослую жизнь люди оказывались по психологии безынициативными иждивенцами,не способными привнести свой труд, но рассчитывающими и готовыми жить за счетобщества.

Именно такая ситуация привела к краху социализма. Крахсоциализма в начале 90-х гг. XX в. сегодня рассматривается как победа Запада вхолодной войне. Дескать, разложили русских благами западной цивилизации,раздразнили их, вот они и поддались на обман — разрушили всё своё государстводо основания. Внешне всё так и выглядело. Сегодня Россия выглядит государством,потерпевшим поражение, которое вынужденно приняло нормы культуры, политическихи социальных отношений от победителей. Действительной же причиной победы СШАявляются не затраченные миллиарды долларов, а развившееся внутри советскогонарода безынициативность и слабость, которые появились бы и без существованиямировой капиталистической системы. Возможно, капитализм даже поддерживал силу иволю советских людей самим фактом своего существования. Если мысленно убрать вэпохе Брежневского социализма ядерную угрозу и внешнего врага — системукапитализма, то ослабление и разложение Советского общества пошло бы скорее. Всилу этого нельзя исключать, что брошенные США на холодную войну миллиардыдолларов — выброшены впустую. Соответственно, едва ли в такой ситуации можногордиться и победой.

Именно бессознательное предчувствие порождения вобществе душевной слабости, предчувствие потери в народе коренных смысловыхпонятий и норм жизни — привели к возрождению язычества. Социализм в СССР далнароду права и социальные гарантии. Это бесспорное благо и достижение. Этотфакт неприлично забывать или шельмовать как-то. Историческая память должна бытьтвёрдой. Но социализм совершил величайшую биологическую ошибку: забрал у людейих личную ответственность и лишил их возможности проявления инициативы. Опустилв этом взрослых людей до детского уровня. Это и оказалось гибельным.

IV

Сегодня у нас на фоне продолжения бессознательнойжизни народной традиции утвердилась система западных отношений и ценностей. Этопротиворечие болезненно. Ситуация усугубляется тем, что Запад в своейидеологической составляющей находит существование России как самобытного исильного государства недопустимым. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратитьсяк книге Збигнева Бжезинского «Великая шахматная доска». Бжезинский в данномвопросе не случайный человек. В 1972г. Дэвид Рокфеллер попросил Бжезинского создать клубмиллионеров именно для того, чтобы управлять миром. Бжезинский в то время былдиректором института исследования коммунизма при Колумбийском университете.Сегодня он официальный идеолог глобализма — политики транснациональныхкорпораций, в цель которых входит стирание этнических особенностей всех народовчеловечества для утверждения империи США и продвижения её экономической властиво все страны мира. При этом особым пунктом мировой глобализм замыслил подавитьсамобытность русского народа и России как государства. Буквально лишить народпамяти, заставить забыть наше великое прошлое. Суть проблемы в том, что умирового масонства (и у Бжезинского) есть пунктик: «Кто владеет Евразией, тотвладеет миром». Ну, а Евразией владеет в наибольшей степени именно Россия.Поэтому именно она в своей этнической геополитической составляющей и выглядитосновным препятствием для осуществления идеи мирового господства США иидеологии глобализма.

Запад, в основном США, разработали методы подавленияэтнического сознания русского народа. Государство Российское делает вид, что непонимает этого. Во всяком случае, в СССР давление со стороны США всегдарассматривали с классовых позиций, а в новоявленной России как политическое.Между тем, президент Трумэн, получив в свой арсенал атомную бомбу, заявил:«Наконец-то у меня есть дубина против этих русских парней». Через тридесятилетия, другой президент Никсон так же заявил известную фразу: «Мы вполнев состоянии пустить русских по миру с голым задом». Это буквально былоисполнено к концу 80-х гг. XX в.

Американские лидеры нам всегда однозначно указывали,что США рассматривает отношения с СССР как отношения с русскими. Советские(российские) руководители всегда переводили это на язык политических иэкономических отношений и игнорировали этническую сторону, которая буквальносквозит в каждой фразе. Однако если отбросить эти шоры и понимать всё как есть,то мы легко увидим, что рождающаяся империя США рассматривает русских какэтнического противника. Как людей, которые не так думают, не так живут, ипотому должны быть уничтожены или в этническом, или в биологическом смысле. И этоне навет на СЩА, и в этом нет ничего удивительного. Достаточно вспомнитьдвухвековую историю отношений властей США с индейцами, которые жилиродоплеменным строем, и где этническая составляющая отношений была важнейшей.

В согласии с этим, мы имеем книгу «Геноцид» С. Глазьева,львиная доля которой, правда, уделена экономическим бедствиям страны.Официальной критики этой книги не представлено. Да и сама неизбежная гибельрусской традиции и культуры, происходящая в результате описанных Глазьевымэкономических потрясений, пока не оценена, не имеет объективного описания. Тем неменее, она остро чувствуется, и в первую очередь — язычниками.

Специфика Российского геноцида состоит в том, что онзашёл в затяжную фазу и производится руками российской элиты. Эта элитаполучила материальную поддержку и должную стажировку в США, но её все равночислят российской. Эта ситуация, когда якобы русские устраивают геноцид саминад собой — призвана создавать особо гнетущую атмосферу и чувство безвыходностиситуации.

Глобализм стремится заставить все народы одинаковоработать, одинаково и предсказуемо мыслить, одинаково и предсказуемо потреблятьпродукт производства, одинаково позитивно реагировать на рекламу, одинаковобыть лишёнными возможности выйти из этой системы тотального подчинения.

Совершенно понятно, что это предполагает смертьэтносов. А за смертью этносов неизбежно произойдёт биологическое вымираниенаселения, над которым взята такая всесторонняя опека. Все это мы уже проходилив советское время. Говоря о двух путях к одному обрыву, И. Шафаревич указалименно на это. Доведённое до своего предела развитие и социализма, икапитализма — равно ведёт к биологическому исчезновению человеческого вида.

 На этом фонеязычники начинают осознавать свою роль в России. Жизненно, биологическинеобходимо противостоять геноциду культуры, геноциду русского этноса. Но как?Здесь мнения расходятся, поскольку нет ответа на другой вопрос: каков статусязычников в современном обществе?

V

Установившаяся в мире схема демократического обществасодержит в себе систему «сдержек и противовесов». Например, развитые пороки и стимулируемыерекламой соблазны должны уравновешиваться думами о покаянии в рамках христианского«православия». Это вполне официально.

Что же уравновешивают язычники? Официальная легендауводит нас в этом вопросе в сторону. Якобы, язычники основной целью имеютпротивопоставление себя церкви. Ну, а раз церковь борется с грехами исоблазнами, то, стало быть, среди них находится и язычество. Оно есть грех исоблазн, выдумка Диавола.

На самом деле это лишь идеологическая провокация. Уязычников за века действительно накопилось много претензий к РПЦ. Их нельзязабывать или списывать за давностью лет. Но смысл существования язычества вовсене в обсуждении этих претензий. Есть такие сферы народной жизни, которые безязычества просто немыслимы. Они интимны и просты. Например, заболел ребёнок.Каково при этом поведение матери? Вполне языческое, независимо от того, в какуюисторическую эпоху она живёт. В народной традиции ставших матерями женщинспециально учили магии «крови» — гипнотическому лечебному воздействию и тойнародной медицине, без которой у нас вымерла бы половина народу, хоть при этомзаполни врачами все больницы.

У язычества, коль скоро оно существовало все века,остаётся и своё пространство обращения, которое существовало и существуетпараллельно и независимо от деятельности церкви. На этом сходятся все этнографы— исследователи феномена русского двоеверия.

В чём же сегодня истинное предназначение язычества,что оно призвано уравновесить? Язычество призвано уравновесить геноцид! Оноуравновешивает имеющее место сегодня целенаправленное разрушение«идеалистической составляющей» русского народа.

Демократическое общество не признаёт наличие внутрисебя геноцида, игнорируя и Глазьева, и массу других свидетелей. Поэтомуофициально язычество не востребовано, и для него остаются одни лишь «сдержки».Иначе говоря, язычество шельмуется в прессе и подавляется изящными методами.Например, посредством отказа издания книг, неожиданного запрета лекций илиранее оговорённых мероприятий, не предоставления возможности собраний в клубах,отказа чиновников в регистрации языческих групп, травлей милицией язычников вовремя обрядов на Капищах, посредством трудоёмкого уничтожения языческих Капищ ссожжением идолов, вырезанием на них христианских крестов (как, например, этоделалось на Капище в Царицино) и т.д. Административного лица, издающего такиепостановления — никогда нельзя установить. Но его тайное волеизъявлениеслучается быстро и в обязательном порядке.

Одна из самых расхожих неправд о язычестве состоит втом, что язычники — фашисты. Глядя на сложившуюся ситуацию с русской этническойтрадицией, испытывая от этого душевную боль и терпя описанное выше отношение ксебе, иные язычники становятся готовы на радикальные действия. Тут легкоуказать на иных и заявить: «русский фашизм пострашнее немецкого», или поставитьязычников в один ряд с террористами. И таким образом свести в глазахобщественности язычество к политизированной секте.

Этим приёмом пользуется пресса. На самом деле, русскоеязычество — это океан вариаций народной традиции и возможностей приложения сил.Из русских язычников невозможно создать какие-то силовые подрывные организации,полки и батальоны с единым командованием. Очевидно, когда в начале 80-х гг.Боги начали нас просвещать и побуждать к осознанию традиции, Их Замысел был нев создании единоначалия и построении какого-то Ордена. Скорее всего, по логикевысшего начала, появление язычников предполагает открытый творческий поиск основтрадиции, и этот поиск у всех хоть немножко, да разный. Язычество иединоначалие не совместимы.

С позиции язычества как этнической Родовой веры итрадиции, фашизм не выражает традицию какого-то народа, а носитинтернациональный характер. Он в корне одинаков везде, независимо от этническойпринадлежности. Уже в силу этого он не может явиться для язычников инструментомвозрождения этнического сознания. Вдобавок, фашизм выпивает пассионарностьнарода, среди которого поселяется. Свойственная фашизму мобилизация,непрерывная организация масс в состоянии повышенной готовности к действию —ведёт впоследствии к десятилетиям релаксации и расслабления этноса. Этопоследствие фашизма следует из этногенеза Гумилева, оно заметно в Европе, ноего исследование всерьёз не проводилось. Искусственные выплески пассионарности(вызывает ли их фашизм или коммунизм — не суть важно) не проходят для этносадаром.

Сегодня в России есть язычники, преследующиеполитические идеи. Так, языческая организация Союз Славянских Общин СлавянскойРодной Веры (ССО СРВ) тяготеет к идее панславянизма и высказыванию идейпатриотического характера. Она стоит на позиции, которая в целом может бытьоценена как политическая борьба с явлениями глобализации в России.Регламентируя языческую религию, ССО примыкает к движению, которое принятоназывать в России патриотическим. Это оппозиционное движение не стоит внезакона, но его сторонится всякое официальное лицо, так что оно выталкивается вмаргинальную зону.

Сама идея языческой политической организации насегодня утопична. Суть утопии в том, что десять тысяч нищих язычников объявляютсвоим противником систему мирового глобализма, за которым стоит треть ресурсовпланеты, сосредоточенных в руках бессовестных дельцов. Со стороны такаяситуация не вызывает ничего, кроме гомерического смеха. Зато изнутри, состороны этих десяти тысяч, можно говорить о высокой цели и предназначенииязычников для спасения человечества. Можно говорить об отваге осмелившихсявыступить против системы глобализма. Можно объявлять себя великим лидером,вокруг которого собираются праведники, и так далее. Т.е., используя вполнеобъективное положение вещей и натягивая больной нерв, можно заработатьнекоторый политический капитал. Это создает для некоторых вождей ощущениесмысла жизни, но это никак не препятствует разрушению этнической традициирусского народа.

Десяток лет сознательной деятельности в этомнаправлении — как ССО, так и других языческих групп — показывает, что они никемне поддерживаются материально и хорошо блокируется извне. В целом, этот лобовойпуть оказывается топтанием на месте.

VI

Строго говоря, борьба с глобализмом — это борьба спороком цивилизации. Никто не знает, где в глобализме проявляется воля злыхмасонов из «мирового правительства», а где проявляет себя естественный ходразвития цивилизации, который обусловлен объективными причинами. Еслипродолжить разбор вопроса, что же нужно язычникам, то станет ясно, чтополитическая деятельность — не цель, а средство. Язычникам, в конечном итоге,требуется полнокровная жизнь этнической традиции. Условия, которые для этогоесть — это уже второй вопрос. Одержать победу над глобализмом при имеющемсясоотношении сил не представляется возможным. Не ясно даже, в какой именно сферееё нужно одерживать. Ясно лишь то, что такая победа означает изменениехарактера всей культуры общества.

При этом можно попытаться приспособить этническуютрадицию, создать условия для её жизни в нынешнем обществе и не поддаватьсяразложению. Чего-то особенно нового в этом нет. Этническая традиция всехнародов во все века истории человечества приспосабливала себя к экономическимизменениям. Очевидно, нужно пытаться пройти этим путём и в этот раз, несмотряна то, что враждебность мировой экономики к этническим традициям сформулированакак принцип и объективно возрастает.

Так был поставлен вопрос в Круге Языческой Традиции(КЯТ), который существует с 2002г. Документы этой организации (Битцевский договор,Коломенское обращение) можно найти в Интернете. Эта организация стремитсяпластичнее вписать себя в общество. Круг не ведёт какой-либо политическойборьбы и чурается резких заявлений. Круг стремится осуществлять свои действияна религиозном и этническом уровнях, не допуская искажений и девальвациитрадиционных понятий. Лидеры Круга пишут книги, ведут просветительскуюдеятельность: объясняют значение язычества, возрождают русскую этническуютрадицию. Целью деятельности Круга является наращивание русского этническогопространства, характерного тем, что в нём этнические ценности не разрушаютсяпод влиянием современной цивилизации, но взаимно поддерживают друг друга и такустойчиво существуют.

Этническое пространство — опять же новый, не известныйв научных кругах языческий термин. Для ясности понимания представим себе, чтоэтнические представления и предметы этнической культуры — это брёвна, доски. Всегодняшней ситуации они лежат брошенными, их мочит непогода, и они сгнивают.Но если из них правильно сложить избу, то в такой целостности они смогут житьочень долго, несмотря на непогоду.

Чтобы сложить избу, надо не только уметь это делать ине лениться работать. Нужно ещё иметь достаточное количество материала. Чтобысложить устойчивое к разрушительным воздействиям этническое пространство нужнои желание созидать, и навык традиционной жизни, и должный объём этническихзнаний, и полноценный мир этнических предметов. Всё это сегодня нарабатываетсяязычниками. Есть надежда, что язычникам удастся сложить из этого такойэтнический дом, жизнь в котором будет привлекательнее потребительскихпредложений нашей современности.

***

Высказываемая выше оценка деятельности таких современных Родноверческих организаций, как Союз Славянских Общин СлавянскойРодной Веры (ССО СРВ) и Круг Языческой Традиции (КЯТ) — во многом отражает личный взгляд автора и может не разделяться многими родноверами. На наш взгляд (общины «Родолюбие»), эти организации в своей деятельности могут органически дополнять друг друга, выражая собой разные течения в одном общем Движении. — Прим. влх. Велеслава.

Слава Роду!

Поиск

Журнал Родноверие