/Труд сей содержит дополнения и истолкования касаемо того, како вершитьобряды с-Правные по Покону Старому, по Искону Русскому — Богам Родным да всемуРоду Небесному во славу, а сородичам честным да всему Роду Земному — во благо!/

1. Слово наступное

О родноверческих обрядах целокупно следует сказать,что обряды оные подразделяются на три большие группы: кологодные, возрастные и окказиональные.

АЗ) Кологодные обрядыявляют собой отображение Природных ритмов Всемирья на человеческом уровне. Этосмена фаз Солнца и Луны, смена времён Кологода, плюс приуроченные копределённым точкам Кологода аграрные события — начало посева, сбор урожая ит.д. Таковые обряды творятся из года в год примерно в одно и тоже время, смотряпо Природе.

Кологодные обряды являют собой не токмо наиболееважную, в сравнении с другими, группу обрядов, но и одну из наиболее значимых инеотъемлемых составляющих родноверческой Традиции в целом. И вот почему.Вестимо, что само Родноверие, как Духовная система, приняло свои традиционныеформы путём осмысления нашими предками окружающего мира, путём следованияПриродной Стезе (которое начинается с малого — с умения распознаватьестественные знаки Природы, иже суть знаки Богов Родных, кои сопровождают насво всех окружающих явлениях). Потому именно кологодные обряды, опирающиеся наПриродные ритмы, и являются первичными, основополагающими во всём разнообразномобрядовом комплексе родноверческой Традиции.

БОГОВ) Возрастныеобряды обозначают собой время перехода человека из одной стадии Кола жизниземной в другую и, говоря целокупно, изменение общественного положения человекакак части рода земного. О том же подробнее. Ведают ведающие, что Коло жизниземной повторяет Коло года: весна — детство и юность, лето — зрелость, осень —старость, зима — конец Кола жизни земной и подготовка к следующему Колу жизни(следующему воплощению в Явном мире). Точки перехода из одной стадии в другую иотмечаются особыми обрядами. К возрастным обрядам можно отнести тако же исвадьбы, и похороны. Бо и то и другое суть действа, сопровождающие возрастныеизменения человека, и оба они обозначают изменение положения человека вобществе.

Возрастные обряды являют собой связующее звенопромежду кологодными и окказиональными обрядами, бо они могут творится и какприуроченные к кологодным праздникам, и окказионально.

ВЕДАЮ) Окказиональныеобряды творятся по мере надобности и делятся на величальные и обережные.

Величальные обряды заключаются в воздаянии РоднымБогам до́лжных почестей и творятся, главным образом, с целью либоположительно повлиять на ход событий (в начале какого-либо дела), либо возблагодаритьБогов, даровавших долю, за благополучный исход (в конце какого-либо дела).

Смысл обережных обрядов вполне объясняется самим ихназванием. Цель их — отвесть недолю, беды лихие да напасти злые.

Тако же к окказиональным обрядам следует отнести ивсевозможные личные Духовные радения, творимые как на Природе, тако же и в дому— во Красном куту.

Основное же, что надлежит помнить всякому, дерзающемуво славу Богов Родных жречествовать, это то, что всякий обряд, совершаемый безосознания его Духовного смысла, — не обряд, но лишь нелепое подражание оному.Всякую книгу, всякую мудрость, запечатлённую в форме строк рукописных, можнозаучить бездумно, а можно и осознать, пропустить ЧЕРЕЗ СЕБЯ, взглянув на онуюне сиюминутным взглядом очей телесных, но прозрев саму суть её Оком Духовным.Всякий обряд же вершится главным образом не посредством исполнения определённогонабора действ, но единением собственного Духа — с Духом Родовым. Се — основа иопора всякого жреческого деяния, будь то общинный обряд или самоличное Духовноерадение. И помнить о том завсегда надобно!

2. Толкование на УрядПотворный

На [1], [2] и [3]:

Множество составляющих частей непосредственно обряда,описанных в разделе «Уряд Обрядный», имеют своим истоком те действа, коисвершаются в ходе потворы, и забывать о том — негоже!

Потому потвора не есть сугубо бытовое, хозяйственноедейство (как о том ошибочно мыслят иные). Потвора — это неотъемлемая частьсамого обряда, коя во многом определяет его дальнейший ход. Коли в ходеподготовки к обряду люди слаженность действий своих проявили — так, почитай,уже точно можно сказать, что обрядиво сие во добро станет.

Ведают ведающие: како наверху, тако же и внизу. Потомусами действа, свершаемые в ходе потворы, суть земные, человеческие отражения Небесного.Приводя в надлежащий вид Капищное пространство, заготавливая дрова и, пачетого, складывая обрядовое кострище, мы тем самым воссоздаём на земном уровневеликие действа Первотворения, подготавливая к последующему ПРОЯВЛЕНИЮ всёсущее.

Древние сказы гласят, что всякая твердь, иже на беломсвете есть, произошла от Первотверди — Алатыря-камня. Потому и само действопотворное начинать не худо с утверждения в надлежащем месте земного отображенияАлатыря-камня (ежели такового на месте нет); если же камень сей присутствует,волхвы либо жрецы, поклонившись Чурам Родных Богов, должны возложить длани накамень сей, Правь тако утверждая и в Сердце своём, и промеж сородичей. И толькопосле сего надобно приступать к свершению необходимых действий потворных.

Тако же сказать подробнее надлежит о ряде действий,кои творить надобно не абы как, но осмысленно и с должным вниманием. Оные суть:первоначальное очищение пространства на Капище от ненужного сора надлежитпроизводить непременно до устранения Природных препятствий (таких какобкашивание травы летом или утаптывание снега зимой), но не после и неединовременно с ними. Обкашивание травы и утаптывание снега, кои суть прообразыпоследующего оберега места, надлежит творить непременно посолонь. Тако жепосолонь следует восстанавливать ограду и подновлять борозды.

На [4]:

Ведающие ведают, что для истого родновера весь мирЯвный, вся Природа есть Святилище, истое Капище Богово, в коем «Божественное»не след отделять от «не Божественного», — Божественно ВСЁ, бо во ВСЁМприсутствует Всесущий Дух Родов, единящий Собой Всемирье. Однако завсегдапомнить надобно, что есть и таковые места, к коим относиться следует с до́лжнымпочтением. Оные суть: Красный кут, иже во дому у каждого родновера утверждён;Капища Природные (почитаемые святые места у рек, камни, рощи, курганы, озёра) иКапища рукотворные, о коих и речёт волхв Велеслав.

Тако же следует сказать и об Огне: всякий Огоньсвященен для родновера, бо он есть дар Богов Родных. Однако не след путатьОгонь хозяйственный, на коем пищу земную себе готовим, с Огнём обрядовым, накоий требы Родным Богам воскладаем, желания да чаянья свои в Горний мирнаправляем. Бо первый Огонь потребен для телесной пищи, второй же — для Духовной.

Тако же добавить следует, что на обрядах, на коихТёмные Боги величаются, Огонь разводить должно не на земле, но в особо вырытомдля того случая углублении. Бо Огонь, на Кощных обрядах возгнетаемый, естьотображение Огня Подземного (Пекельного), но не Небесного (иже на всех прочихобрядах возжигается). Само кострище на дне углубления должно быть малым и Крадоювыложенным.

На [6]:

Обрядовая рубаха нужна, конечно же, не для того, чтобывышивкой лепой да кроем ладным пред другими людьми побахвалиться. Рубахаславянская, равно как и любая другая обрядовая одежда, являет собой в точноститакой же предмет силы, коим является,к примеру, волховской посох, — наличием рубахи и любой другой обрядовой одеждымы помогаем сами себе ОБРЯ́ДИТЬСЯ, то бишь ДУХОВНО встать в Единый Ряд сТеми-Кто-Был-До-Нас — с предками нашими славными, а чрез них — с Родными Богамии с Самим Родом Всетворцом, помогая посредством внешнего ощутить Внутреннее,глубинное Единство, от веку в нас сущее, да не всеми ощущаемое.

Тако же добавить следует, что само по себе отсутствиеили наличие славянской рубахи ещё ни о чём не говорит. Однако, не сумев сберечьмалое, сбережём ли большее? Потому и здесь — человек, не следующий СтаромуПокону в малом (иже проявляется здесь конкретно наличием славянской рубахи)вряд ли будет следовать ему и в великом.

3. Толкование на УрядОбрядный

На [1]:

К Велеславову толкованию сути всякого обряда нужноприсовокупить следующее. Во времена нынешние должно различать понятия праздник и обряд. Не всякий обряд является праздником, равно как и не всякийпраздник — обрядом.

Различия между оными понятиями состоят в следующем:праздник — действо мирское, обряд — Духовное; праздник единит промеж себя впервую очередь сородичей, обряд — Богов и людей, верх и низ, Небо и Земь.Праздник являет собой частный случай СОХРАНЕНИЯ Традиции, обряд способствуетПРИОБРЕТЕНИЮ нового Духовного опыта, РАЗВИВАЯ и каждого человека по отдельности,и тем самым всё Родноверие в целом.

Тако же сказать надлежит, что, по сути, всякий обрядесть ни что иное, как символическое возвращение к Началу Времён, восстановлениеПервотворения, свершаемое на человеческом уровне. И вот почему: единя в СЕБЕсмертное со Несмертным, человеческое с Боговым, земное с Небесным, каждыйродновер стремится осознать себя вместилищем Перво-Теми (изначального Ничто,проявляясь из коего Род Всесущий сотворил ВСЁ), уподобиться Всебогу Роду,изначально вмещавшему в Себя всё сущее в непроявленном состоянии. Потомунебесное и земное смешивается ВНУТРИ человека, образуя малое подобие ВеликойПерво-Теми. Тако обновляется Дух. После чего начинается проявление его изнепроявленного состояния — ИЗНУТРИ человека — НАРУЖУ, что тако же подобноВеликому Деланию Родову из Себя Одного (Непроявленного) — Себя Другого(Воплощённого во Всемирьи). Тако же скажем, что соединение в СЕБЕ Неба и Земисоответствует процессу «сворачивания» Всемирья (Вдоху Родову), процесс жепроявления силы, полученной на обряде, соответствует Выдоху Рода.

На [4]:

Здесь надобно сказать об устроении Капища истановлении и пространственной ориентации Чуров Богов Родных, како предки нашио том ведали, како же и нам заповедали.

Во «Уряднике...» писано Велеславом, что каждому УделуКологодному свой Лик Всебожья Родова соответствует. Истинно так. Потому Кологода отображается в Круге дня, иже суть: утро — весна, день — лето, вечер —осень, ночь — зима. Тако Всемирье от Начала Времён Родом Всесущим устроено,тако Богами Родными от веку утверждаемо. Однако к оному добавить следует, чточетыре Удела Кологодных соответствуют ещё и четырём сторонам света. Оные суть:

1) Восток — Ярило Младой и Леля-Дева — весна, утрогода;

2) Юг — Даждьбог Трисветлый и Лада-Матушка — лето,день года;

3) Запад — Велес Мудрый и Макошь Осенина — осень,вечер года;

4) Север — Кощный Бог (либо Велес Сивый-Зимний) иМара-Морена — зима, ночь года.

Ведают мудрые: како наверху, тако же и внизу. ПосемуКапище родноверческое тако же являет собой земной образ Небесного, отображаяНепреходящее в преходящем, Бесконечное в конечном. Из сего следуя, скажем, чтои Чуры Богов Родных в пространстве располагать надобно не абы как, но осмысленно.Чуры и Свята вешним Богам утверждать следует тако, чтобы люди, к онымобращающиеся, ликом своим на восход становились. Чуры светлым летним Богамутверждаются тако, чтобы люди на полдень (юг) лицом обращались. Чуры осеннимБогам — тако, чтобы люди на закат обращались. Зимних Тёмных Богов величают,оборотясь лицом на полуночь (север), потому и Чуры им следует с учётом тогоутверждать. (Здесь скажем особо, что север от веку почитается Землёю Предков, —как гласят древние сказы, именно там, за Морем Полуночи, находятся Вельи[1] Луга —Обитель ушедших во Ино...)

Кострищ на Капище должно быть тако же четыре — у каждогоЧура Богова свой особливый, камней Алатырных — тако же. В центре же Капищанадлежит утвердить пятый камень — великий зело, на коий особливыми людьми пиво,меды либо молоко на обрядах возливаться будут.

Коль помянуты выше Тёмные Боги были, скажем тако же ио том, како следует Капища Им утверждать. Таковые обустраивать должно у водыстоячей либо у трясин болотных, либо во низинах тёмных средь дерев особых —елей либо осин. Особо надобно озаботится обережной оградой вкруг ЧернобожьегоКапища. Оная может представлять собою и обычный забор, и черепки битые, иуголья да золу рассыпанные, и прутья по кругу воткнутые. На колья, из коихзабор состоит, тако же надобно насадить черепки битые да костья. Ежли на Капищеутверждается Чур Кому-либо из Тёмных Богов, то оный становить должно сзакрытыми либо с завязанными очами — дабы собственноручно да нарочно Навь сЯвью не смешивать. У Чура Чернобога утверждается камень цветом чёрен, у образаМары заместо камня Алатырного в землю вкапываются заострённые колья («навьи кости»),на кои во время обрядов, Ей посвящённых, треба насаживаться будет.

На [7]:

И в коло, и в полуколо становиться не худо. В первомслучае коло обрядовое, из средины коего волхв либо жрец славы Богам возносит,купным Духом всех присутствующих Велесовым Свитенем (Спиралью) к Небу Вышнемувозносит, Род Земной (сородичей) да Род Небесный (Богов и предков) с РодомВсевышним (Всебогом) тако единя. В случае же, егда сородичи пред Ликами БоговРодных в полуколо становятся, единится полуколо Богов Родных, коих зримыеобразы в виде Чуров на Капище утверждены с полукругом сородичей — потомковБоговых. Единится и на зримом уровне, и на Духовном, единое Коло тако образуя,в коем и мы, и предки наши славные, и Боги Родные с Родом Всетворцом купнопребываем.

На [10]:

Оберег места и инако твориться может: два жрецастановятся один противу другого тако, что Огонь обрядовый промеж нихоказывается. Первый жрец стаёт, ликом своим на закат обратившись, второй женапротив него — тако, чтобы его лик к Ликам Родных Богов обращён был — навосход. Первый, воздевая длани к Огню, речёт заговор-оберег, призванныйотворотить от места священного вредных да шалопутных духов:

ЧУР-ЧУРИЛОСТАР-ПРЕСТАР

ТЫ СИДИ-СИДИПОСИЖИВАЙ

ТЫ ХОДИ-ХОДИПОХАЖИВАЙ

ТЫГЛЯДИ-ГЛЯДИ-ПОГЛЯДЫВАЙ

ТЫ ВОДИ-ВОДИПОВАЖИВАЙ

ВСЯКО ЗЛО ОТ НЫОТВАЖИВАЙ!

ГОЙ!

Второй жрец, тако же длани к Огню простирая, речётслово заговорное не на отворот, но на призывание в коло обрядовое Силы Боговой:

ЧУР-ЧУРИЛОСТАР-ПРЕСТАР

СТАР-ПРЕСТАРЧУРИЛО-ЧУР

ТЫ ХОДИ-ХОДИ О-КОЛО

ХОДИ ГОРЕ ХОДИ ДОЛУ

В ОБЕРЕЖЕ ЧУРЕ СТАНИ

СИЛА БОЖСКА БУДИ СНАМИ!

ГОЙ!

После чего жрецы совершают ход посолонь и вновь стаютодин противу другого — лик первого на полночь (север) обращён, иже есть ЗемляПредков, лик второго — на полдень (юг), иже есть Чертоги Светлые БоговНебесных. Заговоры рекутся в точности тако, как описано выше было: первый жрецпросит оберечь место сие, второй призывает Силу Богову.

Тако же не худо, коли непосредственно во время действасего либо девы-обавницы по кругу ходили бы, либо человек сведущий по внешнейстороне обход-топоромах свершал.

В довершение сего следует сказать, что таковоеобережное действо, как обход — имеет множество проявлений в Исконе Русско-славянском.Суть всякого обрядового движения по кругу (обхода, опахивания, обсыпаниязерном, обмахивания ветвями дерев, смоченных в наговорённой воде) в созданииволошебной (волховской, священной) ограды («тына от земли до неба»). Таковыедейства творятся и Кологодно (приуроченно к каким-либо праздникам Годового круга),и окказионально (по мере надобности). Обходят скот, в хлеву стоящий (как наВелесов день) либо на поле ходящий (как на Ярилины дни по весне), держа в рукахкакие-либо колющие, режущие или рубящие предметы — нож, серп, косу, топор ит.д., дабы уберечь скотину от зверя лютого, от смерти до-срочной, да от беды какой да напасти лихой. Тако же по веснеобходят поля с шумом-гамом — в колокольцы-позвонцы звеня, в бубны бия, да песнишумные-весёлые воспевая — дабы Мать Сыру-Землю ото сна зимнего пробудить, даполе охранить. То же самое предназначение имеет и опахивание, и очерчиваниекругом, и обсыпание зерном, и спрыскивание водой, и обтыкание по кругу мечами,копьями да стрелами, и разбрасывание по кругу кусков хлеба и зерна. Ту же самуюприроду имеет и опоясывание поясом, и повязывание тесёмки на чело.

На [12]:

Огонь возгнетать следует не абы кому, но жрецам либосведущим людям, особливо и загодя к делу сему приставленным. Бо жрец либонарочитый человек, Огонь священный возгнетающий, уподобляется, ни много нимало, Сварогу — Диду Богову, Коий Сам есть Всевышний Огонь, возожжённый вНачале Времён Духом Родовым, Коий Сам есть Первопричина сотворения Огня Небесного— Солнца красного, Огня Перунова — молоний, единящих да связующих Небо и Земь,Огня земного, людям Сварогом подаренного, а тако же и Огня Духовного,Внутреннего, иже возожжён Богами Родными во Сердце каждого родовича, СтезёюПравой идущего. Потому Огонь священный есть наиглавнейшая составляющая всякогообрядового действа, и помнить о том завсегда надобно. Бо коли человек, Огоньвозгнетающий, Сердцем своим нечист, то и треба, на Огонь приносимая, не водобро станет, но прахом пойдёт.

На [15]:

Следует сказать, что требою в широком смысленазывается не токмо хлеб обрядовый либо ещё что из даров, но и словесноеобращение к Кому-либо из Богов Родных. Се есть и славления, и колославы, исвященные слоги.

Ошибочно считают многие, будто Богам наша треба самапо себе надобна. Боги, хотя и Дарами всемногими нас наделяют, — Сами от того неоскудевают. Тако было, тако есть и тако будет.

Треба же в обрядовом смысле есть знак нашей готовностик взаимодействию, символ нашей открытости Всебожью да Всемирью. Принося требу,мы тем самым вступаем во взаимодействие с Теми Силами, Кои мы именуем РоднымиБогами.

Особо скажем, что требы Светлым Небесным Богамприносятся на Огонь (бо Огонь ко небу устремляется); требы предкам, на ВельихЛугах сущим — на воду либо на земь (бо вода вниз стремится, твердь же земная аждо Удела Кощного простирается); требы Тёмным Богам приносятся на стоячую воду,покладаются на образ Кощного Огня (Краду, разложенную в особливом углублении вземле) либо насаживаются на колья («Навьи кости»). Тако же не худо требу Ярилена особый «Ярилин гой» возлить, не худо Велесу требу на укрытый волохатой шкуроюкамень — образ земной Алатыря-камня Небесного — возложить, не худо Перуну втребу бычье сердце секирой разрубить.

Частные же требы обычно приносятся тако, как о томСердце велит да насколь разумения хватает.

К сему прибавим тако же об искупительной жертве. Сеесть, как во «Уряднике...» сказано, особливое подношение, приносимое в техслучаях, егда основная треба была отвергнута Богами («прахом пошла»).

На [21]:

Тот момент, егда сородичи промеж себя вторую частьтребы Боговой вкруг пускают, есть один из важнейших моментов в любом обряде, ботако хлеб обрядный промеж нами и Богами Родными разделяется, Род наш тем единя —одна часть его, на Огонь принесённая, к Роду Небесному отправляется, другаяпромеж Рода Земного делится. Тако единимся мы с Богами Родными, ОДИН хлеб с Нимивкушая. И помнить о том завсегда надобно!

4. Довершение: о посохе

Вместо довершения скажем о посохе волховском(жреческом), бо предмет сей нередко во обрядах с-Правных используется.

Посох есть малый образ Оста Мира, образ МировогоДрева.

Посему посох есть символ опоры — не только материальной,но, главным образом, Духовной.

Тако же посох есть зримое отображение незримого СтолпаСилы, иже от круга обрядового ко Богам Родным устремляется, а от Них ко намвозвращается. Потому посох тако же есть символ Пути. Пути направлением от низудо верху (посему негоже во время обряда посох наземь плашмя класть, но токмолишь прислонять к чему-либо, — бо Ост Мирового Древа вертикален, но никак уж негоризонтален!). Здесь добавить следует, что на Руси было известно немалообычаев, связанных с использованием посоха, например, во время Велесовых Святокдевы выходили из дому на улицу и кидали посох наземь[2]: кудаего конец указует, с той стороны и суженного ждать надобно.

Тако же посох есть символ Духовной, волховской силы. Кпримеру, на Руси пред началом сезона выгона скота пастухи непременнозаговаривали посохи у вещих людей — дабы стадо зверь не угрыз и мор не свалил.

5. Заключение

Велик Родовой Искон Русско-славянский, от НачалаВремён сквозь тьму веков предками нашими по вервям родов земных нам переданный.Велик и многообразен, так что и не обскажешь, не поведаешь обо всём враз.

Всякий ищущий же завсегда по мере своей осмыслить егосможет — не токмо разумом, но и, что много важнее, Сердцем своим.

Всякий ищущий же на всяк вопрос и САМ ответить сможет —ответ отыскав не где-либо, но в Родовой Памяти своей...

Тако ведаю!

Слава Роду!

[2004]



[1] Велесовы. — Здесьи далее прим. жр. Родомира.

[2] Здесь речь идёт не оволховском посохе.

Поиск

Журнал Родноверие