22 мая посетил уникальное место — Славянское святилище. Оно находится на юге Екатеринбурга в Уктусском лесопарке. Забрел туда случайно. Планировал просто погулять по лесопарку, но затем увидел на карте место с названием "Славянское святилище" и пошел туда. Я ведь религиовед, как такое можно пропустить?

До святилища добраться просто, оно расположено на возвышенности, место симпатичное. Там увидел небольшую территорию с большим количеством разукрашенных валунов. Там же стоит металлический истукан в форме стрелы (фотография выше).

Стрела — это древнегерманская руна, или "тиваз". Известно, что неоязычники в странах СНГ используют не только древнеславянские символы, но и древнегерманские.

Сначала у меня сложилось впечатление, что элементы святилища разбросаны хаотично. В святилище увидел примерно 15 валунов. Рядом с двумя соснами располагались 5 основных камней, указывающих в разные стороны света: север, юг, восток, запад.

a 2
Славянское святилище. Слева 5 камней, справа истукан "стрела". Стрела является руной роста.

Все камни покрашены в красный, золотой и серый цвета. На них изображены узоры в форме неоязыческих рун.

a 3
На камне крест — символ Стрибога, бога воздуха. Двусторонняя стрела — символ Яровита, бога войны.

На центральном камне лежал разрезанный каравай и что-то похожее на молоко с творогом.

a 4
Центральный камень с караваем

После того, как я сделал серию фотографий и снял короткое видео святилища (его можно увидеть в моем телеграм-канале), мне посчастливилось увидеть двух мужчин, которые что-то копали на склоне холма в глубине рощи. Я подошел к ним и спросил, имеют ли они отношение к святилищу. Они сказали, что имеют, и отправили к главному.

Я пошел к нему дальше по тропе и увидел еще один интересный объект — идол бога Перуна.

a 5

Пока я фотографировал истукан, ко мне подошел мужчина по имени Владимир Ориевич Серга. Я хотел узнать у него, как появилось данное святилище. Но он ответил не сразу, а стал расспрашивать меня: кто я такой, что мне нужно, зачем я пришел, кто мои предки.

Разговор был довольно напряженным. В итоге он понял цель моего вопроса и сказал, что святилище построено в 2010 году. В 2009 году их объединение соорудили деревянное святилище в парке "Оленьи ручьи", что на юге Свердловской области.

Мы общались примерно полчаса, потому что Владимир хотел проверить, есть ли смысл со мной общаться. По его словам, он имеет плохой опыт беседы с журналистами, отсюда такое отношение к публичным людям (я сказал ему, что являюсь блогером-религиоведом).

Владимир Серга известен как радарь уральского отделения неоязыческого движения "Схорон еж словен" (или "Схорон еж славен"). Радарь в их понимании — это славянский жрец крупного города. Важно уточнить, что неоязычество в России не едино и разнообразно. Многие из неоязыческих направлений критикуют "Схорон еж словен", далее я расскажу почему.

a 6
Слева в синем — Велеслав Ориевич (он копал землю, имеет статус "дьяка Уральской Руси"), справа — радарь Владимир Серга.

Последователи "Схорон еж словен" также называют свое направление "славянским обычаем", а сами себя — славянами.

В процессе разговора Владимир часто испытывал несогласие с тем, какие термины я применяю, поэтому он поправлял меня. Вместо слова "религия" рекомендовал мне говорить "мировоззрение" и "богопонимание", потому что религия, по их мнению, является замкнутой системой.

Вместо слова "история" нужно говорить "летопись", потому что история — это "из Торы я". То есть "торическое знание, записанное иудеями". Сами себя они не считают неоязычниками. С их точки зрения, они являются продолжателями древнеславянской традиции.

Владимир демонстрировал много интересных словообразований. Академические лингвисты называют данный подход любительской лингвистикой или народной этимологией. Этот подход часто демонстрировал в своих выступлениях комик Михаил Задорнов. Однако последователи "Схорон еж словен" не признают исследования университетских лингвистов.

Некоторые направления славянского неоязыческого часто критикуют "Схорон еж словен" за данный подход в словообразовании. Несогласные с "Схорон еж словен" считают, что они фальсифицируют историю и придумывают традиции, которые не принадлежали древним славянам.

"Схорон еж слован" основан в 1991 году Владимиром Голяковым, который известен в объединении как Богумил Второй Голяк. Он родился в 1968 году в Ленинграде. Его не стало буквально недавно — 6 апреля 2021 года.

a 7
Богумил Второй Голяк

Если интересно, то можете посмотреть их фотоархив в группе ВКонтакте "Славянский Обычай. Уральская Русь. Схорон еж Славен". Еще у них есть множество сайтов, один из которых называется slav-pravda.ru, там подробно описано их мировоззрение (или если говорить академическим языком — вероучение).

Владимир Серга сказал мне, что их славянское святилище посвящено богу Перуну Световиду. Сразу отметил, что не стоит понимать Перуна как простого бога грома, ибо все значительно сложнее и многие знания о древнеславянской вере утрачены.

Каравай на центральном камне святилища — это жертва Перуну Световиду, принесенная в процессе требы, которая, как мне сообщил Владимир, проведена "согласно правил и порядка установленных и дошедших до нас славянских обычаев".

Беседовать с Владимиром я долго не мог, поэтому он и Велеслав пригласили меня в парк "Оленьи ручьи" на празднование Купалы. Думаю поехать, тем более само место красивое и живописное. Поэтому в скором времени может появиться продолжение моего маленького полевого исследования.

Мне повезло встретиться с последователями "Схорон еж слован", они проводят мероприятия на капище в полпервого каждую субботу. Если кто из Екатеринбурга, советую посетить данное место.

Поиск

Журнал Родноверие