В администрации города состоялась большая конференция, посвященная неоязычеству. В регионе есть ряд подобных общин, которые ведут активную работу. В прошлом году члены общины хотели установить языческого идола рядом с крестом…

Тема конференции «Вызов неоязычества – угроза национальной безопасности», была выбрана не зря. Открывая встречу, помощник и.о. мэра Валерий Астраханцев отметил, что тема эта не новая, но сейчас особенно актуальная. Слова Астраханцева, а затем и отца Алексея Морозова, руководителя Миссионерского отдела Переславской Епархии, и священника Георгия Максимова, религиоведа, подтвердил Евгений Мухтаров, Член Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции РФ по Ярославской области, который привел совершенно конкретные факты существования таких общин в регионе.

10525 1

Более того, неоязычники облюбовали и Переславль — прошлым летом во время работы Молодежного форума «Александрова гора» правоохранительными органами и казаками были задержаны люди, пытающиеся установить языческий идол рядом с православным крестом. Сам крест эти люди хотели сбросить с Александровой горы. После этого казаки установили на этом месте палатку и охраняли символ христианской веры…

Что такое неоязычество и откуда оно взялось?

Неоязычники поклоняются древним славянским богам — Велесу, Перуну, Сварогу и другим. Русалки и лешие тоже в чести

Под собирательным термином «неоязычество» понимается движение по воссозданию этнических верований, которые предшествовали принятию христианства или иных мировых религий. При этом неоязычники питали растущую агрессию к вытеснившим «первоначальную веру» мировым религиям – в первую очередь, к христианству. В России первые неоязыческие общины появились в конце 80-х, когда создавались реконструкции «язычества», нередко противоречащие друг другу. Для этого различными качествами наделялись такие славянские боги, как Перун, Велес, Сварог, Ярило, Дажьбог, Семаргл, Троян, Мокошь, Лада, а также «низшие духи» — домовые, водяные, полевые, берегини, русалки и т.п.
Сами славянские неоязычники себя этим термином никогда не называли и до сих пор чаще всего представляются как «родноверы» — то есть сторонники «родной», дохристианской веры. Общины почти всегда действуют без регистрации, а создатели объединений автоматически становятся жрецами. Как правило, новый член общины получает ритуальное «славянское» имя, принимает на себя обязанности по выполнению обрядов, соблюдению пищевых и иных табу. Иногда все заходит настолько далеко, что в некоторых общинах верующих понуждают даже к разрушению семей в случаях, если другие члены семьи отказываются принять неоязычество. Есть также объединения, в которых сознательно практикуется «свободная любовь» в противопоставление институту крепкой семьи. Это притягивает в неоязычество не только «ищущих духовную истину», но и людей с отклонениями психики.

Что делают неоязычники?

10525 2
Праздник в общине

Все славянские неоязычники традиционно отмечают дни зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия. Кроме того, в конкретных объединениях приняты и собственные календарные праздники. Для отправления культа неоязычники используют так называемые капища в лесных массивах. На территории капища устанавливаются деревянные идолы, у подножия которых располагают «жертвенные» камни, а в центре площадки отводят место под костер. Отправление культа проводится жрецом и заключается в своеобразном «причащении» присутствующих водой из ритуального сосуда (украшенного обычно свастичным орнаментом), коллективных молитвах «богам», принесения им жертв в виде продуктов питания, трупов птиц и животных, иногда – в «славянских играх» путем прыганья через костер, ночных «совместных купаниях» мужчин и женщин. В Переславле неоязчников очень привлекает Синий камень и Александрова гора (Ярилина гора или Ярилина плешь, как называют ее неоязычники). Несколько лет назад на склоне горы они вырыли себе небольшие ямки, куда укладывались с песнопениями, чтобы «встретить солнце», а уж Синий камень и вовсе считается местом силы.

10525 3
Синий камень издревле почитался язычниками как место силы

Сами славянские неоязычники, конечно, утверждают, что пропагандируют патриотизм. Однако общепринятое представление о Родине у них отсутствует: последователь «веры предков» не видит «своей» страну, в которой проживают люди другой веры и национальности. Патриотизм неоязычника ограничен защитой интересов его собственной семьи (рода), и, в лучшем случае, общины единоверцев. По этой же причине неоязычники не воспринимают и сам институт государства, которое считают «механизмом принуждения свободных людей». В 2004 году, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии очередного Архиерейского Собора назвал распространение неоязычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с терроризмом.

Деструктивный характер набирающего вес неоязычества был замечен, разумеется, и теми силами, которые стремятся расшатать стабильность в России и подтолкнуть население к «цветным революциям». Так, уже более десятилетия существуют устойчивые связи отечественных неоязычников с украинскими единомышенниками из общины «РУН-Вера» – в том числе и с теми, которые состоят сейчас в «добровольческих батальонах» профашистского толка. Однако из-за внимания правоохранительных органов «родноверы» изменили характер вербовки новых последователей. Для привлечения мужчин широко используется такой предлог, как пропаганда здорового образа жизни – в первую очередь, через организацию т.н. «Русских пробежек» и секций «славяно-горицкой борьбы». Для привлечения женщин с той же целью организуются кружки изготовления «обережных кукол», курсы пошива «древнеславянской одежды», лекции по «естественному родительству». Пропагандируют неоязыческих идей и через организацию туристических групп по так называемым «местам Силы» — объектам, где, по мнению последователей «родной веры», можно пообщаться со «славянскими богами», получить от них особую «энергетику». Для примера – Синий камень.

Какие общины существуют в регионе?

И сейчас "родноверы" любят собираться в лесу

На территории Ярославской области неоязычники представлены существующей с 2005 года общиной «Чертог С`Ивера».

Руководителем объединения является человек, имеющий ритуальные имена Таргитай и Тарх. Он уже неоднократно попадал в поле зрения полиции за публикацию в Интернете возбуждающих религиозную рознь стихов собственного сочинения, размещение на сайте своей общины электронной версии внесенной в Федеральный список экстремистских материалов книги Владимира Истархова «Удар русских богов». Члены общины осуществляют выезды на Александрову гору и к Синему Камню. Есть информация, что у членов общины есть связь с единоверцами из украинского «Правого сектора», такие широкие контакты привели к тому, что актив общины перешел к ношению на мероприятиях камуфляжной формы, «учебным стрельбам» из пневматического оружия, демонстративному отданию участниками нацистского приветствия. В итоге в феврале 2014 года полиция провела проверку одного мероприятия общины, где выявили 19 взрослых, а также несколько детей, оказавшихся здесь без разрешения родителей. При досмотре у многих нашли ножи и пневматическую винтовку. У членов общины также изъяли неоязыческую литературу. Сейчас община стала более закрытой и перестало размещать о себе информацию в социальных сетях. С 2015 года существует также неоязыческая община «Дивье урочище», которой руководит уроженец Ярославля, его ритуальные имена Рьян и Держиврат. Она значительно уступает по размерам «Чертогу С`Ивера» и менее радикальна.

Весьма значительным влиянием в Ярославской области обладала неоязыческая община «Тропа Трояна» с руководящим центром в г. Иваново. Позже она прошла регистрацию как АНО «Музей-Заповедник народного быта». Основатель организации расширил свою деятельность в регионе, где выступил учредителем и руководителем негосударственного образовательного учреждения «Училище русской народной культуры» (не путать с областным ГОУ СПО «Училище культуры»), на базе которого устраивал семинары по пропаганде неоязычества. В 2015 году в отношении этого человека было возбуждено уголовное дело по факту жестокого избиения одной из участниц общины. После этого «Училище русской народной культуры» самоликвидировалось, однако в Ярославле и крупных райцентрах продолжают действовать последователи.

Но есть и те, кто не создают объединений, а пропагандируют «веру славян» без вхождения в какие-либо общины – в основном, через социальные интернет-сети. Так, в ноябре 2016 года и в марте 2017 года центр по противодействию экстремизму УМВД по Ярославской области провел сбор материалов в отношении двух жителей региона, которым инкриминировалось нарушение ст. 148 УК РФ (оскорбление чувств верующих). Сейчас данные материалы переданы в Следственное управление СКП по Ярославской области. В целом на сегодняшний день в регионе насчитывается около 200 приверженцев неоязычества.

Поиск

Журнал Родноверие