В древности считалось что человек — это совокупность тела, души, совести и духа. Любая болезнь считалась злым духом, пробравшимся в тело человека, чтобы там найти его (заболевшего) дух и выгнать прочь, тем самым обретя власть над телом и душой. Совесть же понималась как этическая составляющая, которая была лишь проявлением родовой силы — голосом Пращуров.

Так вот эти злые духи звались Хворями. Хворый человек — человек потерявший свой дух.

Существовали и методы возврата духа. На удивление, и сегодня эти методы зачатую прекрасно работают. У нас в Алтайских горах, где я жил, такие обряды использовали как киржаки — староверы, так и язычники — русские, телеуты и уйгуры. Мой любимый ритуал я вам сейчас и опишу.

За час до обряда нужно обязательно очистить тело и своё и больного. Если есть жар, баню не топят и протирают человека мокрыми тряпками, а колдун идёт мыться в реку. Если жара нет, то в баню сначала заходит колдун и моется, следом моется больной. Иногда там же проводят и "Выгон Хворобки", но тут место играет уже скорее практичную роль, чем магическую. Я проводил обряды строго в доме больного и он лежал на кровати. Всё прекрасно получалось.

Сам обряд состоит из трёх этапов:

1.Очищение тела (баня или помывка)

2. Очищение души и выгон Хворобки

3. Призыв родового духа обратно в тело.

О первом этапе я уже всё сказал. Никаких ритуальных танцев и песен там нет. Просто санитарные условия и психологическая подготовка к процессу. Добавлю только, что пока больной моется, в его комнате, где будет обряд, женщины затевают уборку и моют полы.

Второй этап делается ночью, обычно как стихает природа. Точное время не важно. Зажигается свеча у изголовья больного, ещё две ставят возле его ног. Свечи должны быть новыми.
Колдун взывает к своим вышним или нижним покровителям, накрывает новым белым полотенцем грудину пациента, читает Зачин и достает смесь из соли, перца и чабреца (сухого), насыпает жмень в район солнечного сплетения (на ткань) и капает сверху семь капель (можно двенадцать, если болезнь сложная и тяжелая) воска от изголовной свечи. Считается что Хвороба вылезет чтобы понюхать чабрец и отведать соли с перцем, но потом воск её запечатывает. (Стоит отметить что вместо чабреца многие используют полынь или чертополох. А православные колдуньи-киржачки вообще добавляли четверговую соль). Когда воск затвердеет, колдун нашёптывает на него слова:

"Хворь-лихоманка
Боль-худобранка
Не знали тя и не знати
Не бали тебя и не бати
Не рекли и не нареча
Не влекли и не повлеча
Поди гуляти! Пой, пляши!
Да из (имрек) поспеши!
Путь назад забуди!
Не возвернися, не прибуди!
Слова реку — хлебу пеку.
Хлеб кладу в сундук
Сундук на замок!
Ключ в реку
Век по веку!
Гой!"

Далее с заранее испечённого каравая срезается верхушка и вынимается мякоть. Получается что-то вроде гроба. В этот гроб кладут полотенце с смесью и восковыми каплями. Накрывают крышкой и символически забивают или чаше просто втыкают четыре кованных гвоздя по сторонам. Этот каравай-гроб хоронят под хвойным деревом, в идеале под елью или под лиственницей. Во время траурной процессии (где может собраться много людей — соседи, родня. А иногда колдун вообще может быть один) пока несут до могилы "колоду хлебну", поют поминальные песни и плачут навзрыд, но вместо имени человека употребляют имя Хвороба или Хворья.

Например:

Хворья-девья!
Баба-бедна!
Была да помёрла!
Гуляла да упала!
Не пила, не ела!
Нас отоставила!
Во небо полетела!
Лети не воротися!
Соколицей ввыся!
Гой тя! Гой тя!

Далее идут к больному и начинают третий этап.

Опять возжигают те-же свечи в тех же местах.

Грудину намазывают топлёным маслом и мёдом.

Колдун берёт свеже-срезанную веточку ивы (можно прутик любого похожего дерева, растущего у реки) и несильно похлёстывая по грудной клетке больного начинает призывать Дух Родовой:

"Стук постук! Скок поскок!
Днесь вернись в родной чертог!
Во крепи воздымися!
Во суставы проберися!
До хребта донеся,
До чела возвыся!
Окрепни возныщи
До щуров не спеши!
Во тело возвернись!
Во очах проявись!
Во словах, во думах
Во делах отзовись!
Зову тя до дому!
Спираю засовы
Спираю ворота
Прибуди до та!"

И здесь колдун последний раз ударяет прутом по груди, после чего вкладывает этот прут в левую руку больного и просит далее повторять стучать, теперь уже себе по груди. И проговаривает заговор ещё два раза. А иногда и до девяти раз, если Хворь тяжелая.

После окончания процесса, прут кладут под кровать, а больной должен встать и выйти на улицу, где колдун смотрит ему в глаза и определяет ушла хворь или не ушла. Если результат отрицательный, но процедуру повторяли через три дня, семь дней или через две недели.

Вот такой не хитрый способ изогнать мелкого беса из человека.)

Поиск

Журнал Родноверие