В прошлом году начал писать про это, но не успел. Поэтому — продолжаю ровно год спустя.

Прошу освежить в памяти начало и начнем с немного неожиданных фактов.

Год назад я еще этого не знал (хотя, так-то в древнерусских источниках "русалии" — они не только "о Иванове дни" но и "в навечерии Рождества Христова и Крещения"), а тут узнал, что

Зимние Святки = Время Русалок:

"В русском святочном ряженье «русалка» – это страшная баба, «горбатая, обвешанная тряпьем, с удлиненными “руками”, иногда на ходулях или помеле» (там же: 68). В Шацком р-не Рязанской обл. имя русалка странным образом стало выступать в роли собирательного термина для всех типов ряженья (как календарного, так и свадебного). Во многих селах этого р-на единственной ассоциацией при упоминании слова русалка было представление о ряженом....

Святочные персонажи с этим же именем (русалки) могли выглядеть как «старик» и «старуха», оба в белых льняных рубахах, подпоясанные красным кушаком; либо как «нищие» в лаптях и рванье; либо термином русалка обозначались все ряженые подряд: «Убирались “русалкыми” пад Новый год <…>. Убяруцца Бог знаить на чяво!»; «Выворачивали шубы только зимой, тожы “русалки” наряжаюцца и ходять»; «Нонь, – гаварять, – святки, можыть какии “русалки” пайдуть!» (там же: 347)." [Виноградова]

Можно списать это чисто на местную специфику восприятия нечистой силы, но если задуматься...

А ведь святочные демоны, которых мы знаем — это как раз демоны воды. Нам, живущим в северной Евразии, сложно понять такое из-за скованных льдом водоемов...
Хотя — о чем это я? Это ведь — какое-то шаблонное восприятие "русской зимы" горожанами. Даже у меня в Сибири тот же Байкал, например, покрывается льдом только к февралю, а Ангара так вообще не замерзает всю зиму. В Европе — о скованных льдом водоемах тем более говорить не приходится.

В общем, святочные демоны выходят из воды в начале Святок и уходят в воду при их окончании. То есть их "родная стихия" — вода. Южные Караконджалы (их порою прямо называют "водяными демонами") и северные Шуликуны (которые "толкутся возле прорубей") — все они выходят из своей родной стихии — воды на Святки (и все Святки занимаются тем, что заманивают людей в воду).

Ну и чем они сущностно отличаются от наших "летних" русалок?

Те точно также пребывают в воде, но на Русальной неделе/"Зеленых Святках" выходят из воды на сушу (правда там они уходят в рожь, заставляя её цвести, а тут просто по улицам носятся, но не суть). Если вспомнить о том, что Зеленые Святки примыкают к летнему солнцестоянию, то у нас получается

полный параллелизм зимнего и летнего солнцеворота: и там и там на определенный (праздничный) период времени духи, пребывающие в воде, выходят из неё в мир живых и остаются на земле среди людей до окончания праздничного периода, после чего возвращаются обратно в воду.

Мы просто привыкли, что "русалки" — это длинноволосые девицы в венках, а "шуликуны" — мелкие остроголовые парни в шубах и с кочергой в руке, но по факту-то — одно и то же.

Поиск

Журнал Родноверие