«Чтобы избегнуть сглаза, женщине и девушке нужно, погладив рукой себя по заду, потом погладить той же рукой по лицу, говоря: “Как ты у меня неглазливая, так и я бы неглазливая была!”».

Самая простая защита от любой детской «порчи» – это избегание контакта с чужаками вообще, а особенно с теми из посетителей дома, после контакта с которыми у младенца уже проявлялась «порча»: таких людей не пускают в дом, а если пускают, то дитя выносят в соседнюю комнату, либо кладут в колыбель или детскую коляску и закрывают материнской юбкой.

Беременная резко ограничена в своих социальных функциях как лицо, опасное для окружающих (по причине двоедушия), но также как лицо, беззащитное перед нечистой силой.

Как следует из «Определителей высших растений» по Беларуси и Украине, на территории Полесья можно встретить мак снотворный (Papaver somniferum L.), разводимый в садах и огородах и способный дичать, мак самосейку (Papaver rhoeas L.), мак полевой (Papaver argemone L.), мак сомнительный (Papaver dubium L.), на территории Украины – мак восточный (Papaver orientale L.). Наиболее часто упоминается, что в качестве апотропея используется преимущественно дикорастущий мак, мак-самосейка, который получил в народе множество наименований из-за различных своих свойств.

Как указывал А. Топорков, в народных представлениях славян «соль — символ, используемый самостоятельно и в сочетании с хлебом главным образом в качестве оберега. С солью, которая растворилась в пище, связана ее невидимая, но чрезвычайно значимая для вкусовых ощущений часть, как бы смысл, суть пищи — ее «соль» в переносном значении.

У русских Ангаро — Ленского бассейна известен обычай закапывать голову медведя в воротах двора из соображения, что это предотвращает падеж скота. Голову и кости медведя складываются в том порядке, «как было, в живом», и хоронят в направлении к солнцу. «Добыли здесь мужики медведя, их же помногу добывали, я попросила принести. И вот эту голову в воротах закопала в сторону, где солнце падат, и скот перестал падать. А то как год, то телок пал, то корова…». «Хозяева, у которых не стоял скот, закапывали медвежью голову в воротах, чтобы скот не падал».

Колокольчик— это ритуальный предмет, звук которого использовался для отгона потусторонних сил, неблагоприятных явлений, для отпугивания хищных и изгнания вредных животных, а также для коммуникации в обрядовых ситуациях, когда человеческая речь была запрещена.

В народной медицине и профилактической магии известны амулеты из воска. На Украине восковые шарики из свечи, освященной в Страстной четверг, носили как ожерелье от лихорадки. У белорусов существовали амулеты из воска в виде тех частей тела, которые предполагалось защитить от болезни. Восковые изображения частей человеческого тела и животных приносили в храм, чтобы показать, об исцелении какого органа молятся.

"Между образом Касьяна и Ветра возникает еще одна связка — общеславянская ассоциация воздуха и ветра с душами мертвых. Считалось, что с ветром летают души больших грешников; сильный Ветер означает чью-то насильственную смерть. По польским и словацким поверьям, в завывающем ветре слышны стоны висельника. Белорусы полагают, что холодный ветер дует с той стороны, где утонул человек. Ветер в день поминовения умерших у кашубов означает плач души. По украинским верованиям, появление «ходячих» покойников сопровождается порывами ветра".

Вадим Карнач:

"Повесть временных лет" разных списков:
«постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна… и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь».

Поиск

Журнал Родноверие