У русских Ангаро — Ленского бассейна известен обычай закапывать голову медведя в воротах двора из соображения, что это предотвращает падеж скота. Голову и кости медведя складываются в том порядке, «как было, в живом», и хоронят в направлении к солнцу. «Добыли здесь мужики медведя, их же помногу добывали, я попросила принести. И вот эту голову в воротах закопала в сторону, где солнце падат, и скот перестал падать. А то как год, то телок пал, то корова…». «Хозяева, у которых не стоял скот, закапывали медвежью голову в воротах, чтобы скот не падал».

Аналогичные сведения содержит русский лечебник 1660 года: «Аще хощеши, чтобы скотина у тебя велас, и ты вноси во двор медвежью голову, и вкопай в землю среди двора». Эти же сведения приводит и М. Забылин. В некоторых местах в Иванов день до восхода солнца хозяин нес медвежью голову на скотный двор, проходил с ней между скотом и закапывал ее посреди двора. Это делалось для того, чтобы велся скот.

Медвежью голову включали в обрядовый комплекс опахивания (во время падежа скота). Сведения об использовании медвежьей головы в обряде опахивания селения отмечены Д.К.Зелениным.

Следующим по степени распространенности является обычай вывешивать голову медведя на скотном дворе – от домового. «Медвежью голову, а можно и козлину – оне от домового и чтоб хозяин скот любил». Такие же данные приводит И. Сахаров: русские в конюшне вешали медвежью голову, чтобы не допустить к скоту чужого, «лихого домового».

Череп медведя вместе с когтями и шерстью вывешивали в стайке, конюшне, “чтобы не оззевали”. Это имело и другую мотивировку: чтобы скот был здоров и плодился. Медвежий череп помещают в пчельнике для оберега пчел от сглаза.

Источник

Медведева Г.В. Охота на медведя в Сибири. Структура и семантика ритуала (по материалам народной прозы 1980-2011 гг.) // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 5

Поиск

Журнал Родноверие