Волхв Велеслав (V. L. S. L. V, Илья Черкасов) — верховода Русско-Славянской Родноверческой Общины «Родолюбие» (основана в 1998 году), один из основателей Содружества Общин Славянской Родной Веры «Велесов Круг» (основан в 1999 году). Писатель, художник, поэт, учитель и лектор. Его ранние работы легли в основу славянского родноверческого движения и реконструкции славянского язычества. Велеслав — автор ряда книг по русской и славянской традиции, в том числе «Учение волхвов: Белая книга» (2007, 2-е изд. 2010); «Чёрная книга Мары»(2008); «Живые Веды Руси: Откровения Родных Богов» (2008); «Книга Велесовых Сказов» (2005, 2-е изд. 2009), «Книга великой Нави» (2011) и многие другие. Он также внес свой вклад в первый журнал для родноверов "Родноверие».

В 1760 г. был арестован 73-летний крестьянин Артемий Лаврентьев сын Сакалов, житель деревни Малой Кармацкой (Мыльниковой) Белоярской слободы. «При аресте Артемия у него была обнаружена „бумашка на осмушке листа“ с текстом <...> заговора. Плохо разбиравшийся в предмете барнаульский духовный заказчик определил тему этой „бумашки“ кратко и парадоксально: „О жидовском еретике Перуне“ (л. 1). Сам Артемий записал в своей исповеди, что он „вихорем молилса“ в „присушных“ целях („думая на каковую-либо девицу, чтоб с ней блут сотворить“, — эта формулировка на совести чиновников просвещеннейшего Ф.И. Соймонова); признавался он и в том, что „Коледу кликал“, сны толковал. Все эти действия всегда категорически осуждались церковью как нехристианские.

1. В славянской традиции, согласно многочисленным фольклорным источникам, имеются устойчивые представления о трёх мирах: «Верхнем» небесном мире (Небе), «Срединном» мире земном (Земле) и «Нижнем» мире, или преисподней (Подземьи). По свидетельству «Жития Оттона, епископа Бамбергского», написанного Эббоном в XII в., о трёх мирах говорили жрецы Триглава у полабских славян:

«Как объясняют жрецы идолов, главный бог имеет три головы, потому что надзирает за тремя царствами, то есть небом, землей и преисподней»

(цит. по изд.: Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон / Предисл., словарные статьи, глоссарий и коммент. Д. Дудко. М., 2002. С. 397).

Как в действительности называли эти три мира древние славяне — мы сейчас точно не знаем. Можно предположить, что «Верхний» мир в архаической картине мира у славян назывался просто Небом (или Небесами, среди которых, возможно, на определённом этапе развития религиозных представлений особое место стал занимать «рай» — Ирий/Ирей); «Срединный» мир мог носить сохранившееся до нашего времени название — Белый Свет; а «Нижний» мир, связанный с представлениями о душах умерших, мог называться — Навь (именно этот термин, применительно к «миру мёртвых», сохранился, например, у чехов).

Древних источников, в которых упоминается Стрибог (Стрибогъ), сохранилось не много. Во-первых, это «Повесть временных лет», в которой описывается «языческая реформа» князя Владимира и водружение им «на холму внѣ двора теремнаго», помимо прочих, культового изваяния Стрибога. Во-вторых, это «Слово о полку Игореве», благодаря которому мы имеем возможность связывать Стрибога с ветрами и, возможно, с воздушным пространством вообще (или же, как осторожно выражаются некоторые исследователи, обнаруживать его связь с «атмосферными функциями»). И в-третьих, ряд относительно поздних церковных «поучений» против язычества, в которых Стрибог фигурирует среди других славянских Божеств, однако о его функциях или особенностях культа переписчики этих текстов уже не могут сообщить ничего определённого.

j7yoqmutqgk
«Заклички Весны» в изображении современного художника Максима Сухарева

О многих современных родноверческих общинах Заклички Весны (вторые, после Громницы) совершаются 9 березозола/марта или примерно в это время — уже после начала календарной весны, но непременно до празднования Весеннего Равноденствия.

Недавно я уже вывешивал небольшой текст о Луперкалиях, в связи с культом волка. Некоторые исследователи справедливо указывают на определённую преемственность между древними языческими Луперкалиями и христианским Сретением. Однако есть и другая гипотеза.

wshwxrbao7o
Óдин (Othin), Тор (Thor) и Фригг (Frigge) по Т. Арнкиелю [Arnkiel 1702. Гравюра перед стр. 57]

ВÓДА (ВОДАН). — Вероятно, происходит от имени германо-скандинавского Бога Водана/Вотана (прагерм. *Wōđanaz или *Wōđinaz; др.-сканд. Óðinn).

Недавно на сайте «Славянская традиция» была вывешена интересная и остроумная, с юмором написанная статья Н.К. Козловой «„Дракон обыкновенный“, или О том, почему не состоялась одна „научная“ сенсация», впервые опубликованная в Омске несколько лет назад [Козлова 2014]. Статья, как сказано в аннотации,

«представляет собой критику псевдонаучных реконструкций в области славянской мифологии. В ней, в частности, опровергается одно из новейших сенсационных заявлений, что прообразом славянской Мокоши был похожий на летающую змею птерозавр, память о котором дошла до наших дней в быличках Тверской области. Такие „научные открытия“ базируются всецело на субъективной фантазии автора, не затрудняющего себя поисками и сравнительным анализом обширного балто-славянского материала о змеях и их функциях, не принимающего во внимание специфику синкретической мифологической образности»

5j6y6 sanac
Роберт Сеймур, «Старое Рождество верхом на святочном козле» (1836)

Первоначально карело-финский «Дед Мороз», известный под немного необычным для русского уха именем Йоулупукки (Joulupukki), — это, конечно, никакой не «рождественский дед» и уж тем более не современный американизированный Санта-Клаус, а издревле известный у германо-скандинавских и других северных народов Йольский Козёл (ср. швед. Julbock, норв. Julebukk и др.) — важнейший языческий символ Йоля (фин. Joulu, швед. Jol), праздника середины зимы, после прихода христианства практически слившегося с Рождеством.

Написать эту небольшую заметку меня побудила публикация статьи известного российского фольклориста, литературоведа и этнографа, профессора А.Л. Топоркова «Веда Заговóров волхва Велеслава (Этюд о заговорно-поэтическом творчестве современных неоязычников)» [Топорков 2022].

Итак, книга, — возможно, главный труд моей жизни, — наконец, в печати.

Увеличенный формат, твёрдый переплёт, цветная печать, почти 1200 страниц текста.

Если Боги дадут, выйдет в свет уже в октябре.

Поиск

Журнал Родноверие