Фанталов Алексей Николаевич родился в Ленинграде, в 1966 году. С 1981 года учился в Ленинградском Художественном Училище имени В.А.Серова, на живописно-педагогическом отделении, которое окончил в 1985 году. После этого работал в восьмой художественной школе города Санкт-Петербурга, где преподавал живопись, композицию и рисунок. С 1993 по 1998 года проходил обучение в Российском Государственном Педагогическом Училище имени А.И.Герцена, на факультете изобразительного искусства.

Историческая судьба Месопотамии ("Междуречье", "Двуречье") была иной, нежели у Египта. Египетская цивилизация сложилась в долине одной великой реки — Нила; месопотамская в долине Тигра и Евфрата. В этом уже есть некоторое усложнение, так сказать в "меридиональном направлении".

В "широтном" же отношении регион четко делится на южный Шумер и северный Аккад. Первый древнее, он возник в четвертом тысячелетии до н.э., фактически это первая известная на земле цивилизация. Изначально здесь сложилось множество мелких городов-государств: Урук, Ур и т.д. Письменность шумеров расшифрована, но их трудно отнести к какой-либо современной языковой семье.

Интересно рассмотреть вопрос о проблеме Астарты/Кибелы и ее супруга. Откровенно садомазохистский аспект культа семитической богини чрезвычайно перекликается с некоторыми чертами современной атлантической цивилизации.

В индоевропейских мифологиях распространен сюжет борьбы Бога Грома и Мирового Змея. Причем, между ними обычно происходит два поединка, в первом из которых Громовержец терпит поражение.

Согласно шумерскому варианту космогонического мифа, первичной стихией мира являлся водный хаос, кишевший чудовищами. В его недрах зародилась твердь в виде огромной горы, вершиной которой был бог неба Ан (Ану), изображаемый с рогатой тиарой на голове. Плоское дискообразное основание же тверди мыслилось богиней земли Ки.

Гипотезы возникновения славян можно разделить на два основных потока, которые допустимо назвать “московский” и “петербургский”. Представители первого выводят происхождение славян из глубин бронзового века (подобно аналогичным версиям образования иллирийцев, фракийцев, балтов и т. д.). Слабым местом этого течения является отсутствие каких бы то ни было письменных упоминаний о славянах до первых веков нашей эры. Ученые, представляющие второй поток, утверждают что славяне возникли в первые века нашей эры на пространстве между Днестром, Припятью и Верхней Вислой. Здесь они подвергались различным культурным воздействиям: балтскому, скифо-иранскому, дако-фракийскому. Под давлением готов и других германских племен славяне были втянуты в Великое переселение народов. Одни из них двинулись на запад и распространились вплоть до Эльбы, другие направились на юг, наводнив Балканский полуостров, третьи осваивали Причерноморье и днепровские земли.

Предполагаемый курс "Основные типы богов: Западная Азия, Средиземноморье, Варварская Европа должен быть продолжением моего спецкурса "Мифологии мира, который посвящен описанию основных мифологических и эпических образов и сюжетов. Выбор материала обусловлен важностью индоевропейских культурных источников для современных политических и культурных процессов. Кроме того, искусство и идеология Индоевропы была тесно связана с искусством и идеологией древней Западной Азии. Это видно на примере греческой, этрусской, скифской, фракийской и других культур.

Работа выполнена на кафедре художественной культуры Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Актуальность исследования обусловлена растущим интересом к мифологии в целом и к мифологическому наследию Варварской Европы, как в России, так и в ряде других стран (Франции, США, Ирландии, Скандинавии, странах Балтии, Румынии и некоторых других), где данное наследие зачастую используется как материал для создания различных идеологических и культурологических конструкций. При этом, непроясненность многих образов и сюжетов, способна приводить к различным спекулятивным построениям. Предотвратить опасность такого рода идеологических спекуляций способно лучшее понимание базовой мифологической структуры.

Содержание

Введение.

Глава 1. Варварская Европа и проблема типологизации мифологических образов

1.1. Варварская Европа, и ее культурные миры.

1.2. Структурное ядро в мифологиях народов Варварской Европы и социо-культурные детерминанты основных мифологических типов.

1.2. Структурное ядро в мифологиях народов Варварской Европы и социо-культурные детерминанты основных мифологических типов. (Окончание)

Это карта структуры индоевропейских пантеонов (среди народов Европы), согласно моей концепции. Круг означает тип Бога Ясного Неба. Квадрат означает тип Великой Богини. Верхний треугольник означает Бога Грома, нижний – Бога Земных Сил. Ромб означает Культурного Героя. Одноконечная стрелочка означает происхождение одного божества от другого. Стрелочка с двумя концами подразумевает сходство или родство между божествами. Двойная линия символизирует брачные отношения.

Ничто не проходит бесследно. Бывает, идеи дремлют столетиями, а затем прорастают и дают неожиданные всходы в самых разных областях бытия. Таким временем культурного пробуждения для народов окружающих Балтийское море стали вторая половина 19 — начало 20 веков. Некогда здесь существовало целостное культурно-историческое сообщество со свойственным только ему типом города, в котором ведущую роль играло международное сословие варягов. Таковы наши Новгород, Старая Ладога, западнославянские Аркона, Ретра, датский Хедебю, шведская Бирка и др. Уклад жизни, искусство, религиозно-мифологические взгляды их обитателей эволюционировали в сходном направлении.

Поиск

Журнал Родноверие