Фанталов Алексей Николаевич родился в Ленинграде, в 1966 году. С 1981 года учился в Ленинградском Художественном Училище имени В.А.Серова, на живописно-педагогическом отделении, которое окончил в 1985 году. После этого работал в восьмой художественной школе города Санкт-Петербурга, где преподавал живопись, композицию и рисунок. С 1993 по 1998 года проходил обучение в Российском Государственном Педагогическом Училище имени А.И.Герцена, на факультете изобразительного искусства.

Скандинавские предания, эти “запоздалые цветы северного язычества” представляют редкий пример мощной политеистической системы, развивавшейся в Европе одновременно с христианством. Оба эти мировоззрения не только боролись между собой, но и взаимодействовали, что отражалось в литературе и искусстве. От искусства интересующей нас эпохи (Век викингов – конец 8 – нач. 12 вв. н. э.) лучше всего сохранились изображения, высеченные на камне.

Таблица мифологических прототипов героев "Властелина колец" Д. Толкиена.

Происхождение древнегреческих племен уходит во глубину веков. Во втором тысячелетии до нашей эры они заселили южную часть Балканского полуострова, которая отныне стала называться Грецией или Элладой. Там они создали высочайшую культуру. Наследие древних греков восприняли римляне и передали другим народам Европы (среди которых были и славяне). Сотни лет в монастырях и замках хранились рукописи, переписанные с греческих оригиналов, а в средневековых университетах изучали труды греческих философов. А 14 — 16 веках нашей эры интерес к культуре Древней Греции вспыхнул как яркая звезда. Эта эпоха так и называется — Возрождение (“возрождение греческой культуры”). И прежде всего великих европейских художников и скульпторов, преклонявшихся перед греческим искусством интересовали мифы и легенды этой, казалось бы ушедшей культуры. Это не случайно — ведь именно историям о богах и героях было посвящено удивительное греческое искусство, которое великие европейские художники и скульпторы и старались возродить. Что же такое греческая мифология?

Это карта структуры индоевропейских пантеонов (среди народов Европы), согласно моей концепции. Круг означает тип Бога Ясного Неба. Квадрат означает тип Великой Богини. Верхний треугольник означает Бога Грома, нижний – Бога Земных Сил. Ромб означает Культурного Героя. Одноконечная стрелочка означает происхождение одного божества от другого. Стрелочка с двумя концами подразумевает сходство или родство между божествами. Двойная линия символизирует брачные отношения.

Скандинавская мифологическая традиция, зафиксированная в 13 веке, дает нам довольно полный перечень богов, хорошо отождествляющихся с аналогичными образами параллельных мифологических традиций. Вместе с тем, специфика данной мифологии проявляется в чрезвычайном разрастании образа Героя и несколько "новеллистическим" подходом к изложению многих мифов.

648 picture big
Валькирия — древнескандинавская дева-воительница. (худ. Говард Дэвид Джонсон)

Знакомство с природой, историей, образом жизни древних скандинавов позволяет лучше понять, как на скудной северной почве могло вырасти такое великолепное древо преданий. На его причудливую форму, безусловно, повлиял "перерыв в постепенном развитии".

На основании анализа многочисленных памятников архаического искусства и мифологических текстов автор статьи предполагает существование таких изначальных типов индоевропейских богов, как: "Бог Грома" (индийский Индра, скандинавский Тор, кельтский Таранис, славянский Перун, балтский Перкунас); "Бог Ясного Неба" (греческий Зевс, скандинавский Тюр, индийский Дьяус, балтский Диевас, славянский Дий); "Великая Богиня" (греческая Гера, индийская Приттхиви, скандинавская Ерд, славянская Макошь, балтская Земес Мате, ирландская Дану); "Божественные Близнецы" (греческие Диоскуры, индийские Ашвины, балтские сыновья Диеваса); "Бог Земных Сил" (греческий Дионис, Индийский Рудра, скандинавский Фрейр, славянский Велес, балтский Велс, кельтский Цернунн); "Культурный Герой" (греческие Гермес и Геракл, скандинавский Один, славянский Геровит, ирландский Луг).

Поиск

Журнал Родноверие