Лунницы — кроме своего обрядово-семантического аспекта — НАСТОЯЩИЕ ШЕДЕВРЫ Ювелирно-обережного искусства Древней Руси! Поговорим об этом чуде подробнее.

Амулет-Лунница: общая характеристика

Лунницы — украшения-обереги, выполненные из цветного или драгоценного металла технологией литья (расплавленный металл «лили», то есть заливали в заранее созданную форму). Чаще всего древние мастера изготавливали лунницы из бронзы или жесеребра (реже золота), а также и из стекла.

Имеют вид (или исполнены в виде) «полумесяца» или «рогов», различные размеры (встречаются и «детские») и индивидуальную декоративную отделку. Встречаются практически повсеместно на территории бытования древнерусских племенных союзов и объединений, позднее княжеств.

Лунница: к вопросу семантики амулета

Сама конструкция и название оберега отражает и обнаруживает устойчивое, закрепившееся в веках существование культа луны у ряда народов (финно-угров например, вятичей и др.), что является прямым следствием наличия культа плодородия и обожествления плодородных сил природы, земли (и Вселенной, если угодно).

Подтверждением данному служит существование и по сей день ЛУННОГО КАЛЕНДАРЯ в сфере посадки растений и агрономии. Кроме того по лунному календарю женщины планировали и планируют сроки беременности, а в самой речи еще используют «луну» для обозначения сроков времени: «… идти на Восток в количестве 2-х лун пути» и так далее.

Так же, ряд исследователей предполагают (наиболее известный из которых академик Борис Александрович Рыбаков),что форма амулета: «рожки» сdязана с культом языческого бога Велеса , покровителя всего домашнего скота, скотоводов и земледелов — того, что и являлось, по сути, одними из основных видов хозяйственно-бытовой деятельности народов, определяло их жизненный уклад.

117
Лунницы,относящиеся к типологии узкорогих

Как носили лунницы

Женщина в уборе с гроздевидными наушницами, и ожерельем,увенчанном крупным Амулетом-Лунницей.

Датируется: IX — начало XI вв.По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском.

118
Женщина в уборе с гроздевидными наушницами, и ожерельем,увенчанном крупным Амулетом-Лунницей. Датируется: IX — начало XI вв. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском

Лунницы обычно носили в составе ожерелья. Делали серьги, височные украшения — колты, нагрудные подвески и др. Просуществовали лунницы вплоть до XIII века; в течение периода усиления христианства эта традиция была утрачена,- так как шла повсеместная борьба «с остатками язычества», и институт византийской церкви начинал плотно пускать корни в новоприобретённые земли, и, конечно, в коллективное сознание народов данных земель. Основными инструментариями этого стали введение и восхваление новых религиозных канонов параллельно с порицанием старых, пропаганды «подвигов» и «житий» христианских»святых», активная роль церкви в управлении государством — всё это, и это далеко не всё — способствовать забвению уникальных знаний и умений, в том числе и в ювелирном искусстве.

119
Различные типологии лунниц, с 7 по 12 века

Украшения в виде лунницы сохраняются и по сей день в составе национального костюма у некоторых народов Индии.

Следует запомнить

Данные амулеты являются принадлежностью языческого культа народностей, населявших территории княжеств Древней Руси и до периода оформления этих земель в состав княжеств (начиная с VII века, особенно финно-угорская культура!). С активной христианизацией Руси христианскими миссионерами начиная с X века религиозно-общественные течения стали соперничать, начала происходить замена одной системы — другой в том числе и на уровне символов, особенно культовых символов. В состав композиции обрега стали входить христианские символы: крест.

120
Лунницы, относящиеся к типологии крестовключенных

И так же шло взаимопроникновение символики: см фото 2

Это часовня в Москве. рядом с метро Свиблово, фото на телефон.

На уровне амулетов ЛУННИЦ стали появляться «смеси»: например, поздние крестовключенные ЛУННИЦЫ.

121
Храм-часовня Священномученика Владимира Митрополита Киевского и Галицкого

Лично меня, автора данного материала, с данным типом Амулета соединяет вот что: Лунница — моя первая, самая-самая первая Археологическая Находка.

Она была из стекла, но значительно изысканнее приведённой на фото стеклянной Лунницы зелёновато-жёлтого цвета (в центре нижнего ряда амулетов, представленных на фото).

Я нашёл её в 2011 году, в первый же день участия в раскопках Городища Старая Рязань в составе Старорязанской Археологической (ИА РАН).

Где находка сейчас -не знаю, в музейном хранилище-запаснике скорее всего…

Так как в составе экспозиции #РИАМЗ (Рязанский Историко-Архитектурный музей-заповедник — в оперативном управлении музея и находится Городище Старая Рязань, в его фонды поступают находки на хранение) я её не встречал, остаётся предположить, что она в хранилище.

А ты, уважаемый читатель, вглядевшись в эти лунницы, возможно поймешь, что не такими были «дикими», «сирыми и убогими» наши далёкие предки, каковыми порой их рисуют различные, и при этом слабо осведомлённые в этом вопросе, лица.

Благодарю за прочтение!

122
Серебряная Лунница, украшенная зернью. IX-X (9-10)века

Вниманию интересующихся Историей и культурой Древней Руси в спектре народной и культурной традиций рекомендую к прочтению книги (качнуть бесплатно по ссылкам)

1) Рыбаков Б.А. «Язычество Древней Руси»
2) Рыбаков Б.А. «Искусство Древней Руси»
3) Рыбаков Б.А. «Рождение Руси»: скачать
5) Любор Нидерле «Славянские Древности»: скачать
6) Б.А. Рыбаков «Ремесло Древней Руси» : скачать
7) Б.А. Рыбаков «Язычество Древних Славян»: скачать
8) ИЗ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ (Б.А. Рыбаков): скачать
9) ЯЗЫЧЕСТВО и ДРЕВНЯЯ РУСЬ (Е.В. Аничков, СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1914. — 426 с.) : скачать

Поиск

Журнал Родноверие