В двух русских заговорах («Молитва на свадбу ехати» и «Молитва, тем же молитвам замок свадебный») из рукописи, датируемой XVII в. (Великий Устюг), появляется любопытный образ царя Трояна: «Здыни же, Боже, ветри за святое море Окиян ко царю ко Трояну по тридевять ключев морских», «Здуни же, Боже, с небесь ветри своим Святым Духом за святое море Окиян, ко царю ко Трояну, по те по тридевят ключей морских святаго моря Окияна и царя Отрояна, и емли ту тридевят ключев святаго моря Окияна и царя Трояна» (ОЧР, С. 220, 222)
В данном научном исследовании собраны сведения о божестве ветра у индоевропейских народов и подытожен существенный фольклорно-исторический материал, связанный со славянским божеством ветра (Вихрем Вихоровичем / Стрибогом). На основании имеющихся данных значительно расширено представление о функциях Стрибога в представлениях наших языческих предков. В общих чертах реконструирована его иконография, связанные с ним ритуалы и прочие элементы культа. Отдельно разбираются мифы с участием Ветра-Стрибога.
Нашёл силы и добил второй толстый том глупостей богохульника Дворкина (могу позволить себе его так называть, ознакомившись с "творчеством"). Дать оценку опусу с глупостями — трудно, так как пришлось бы разбирать каждую страницу чуши, им сочинённой. Поэтому — выборочные заметки.
Само собой в Аду — адские температуры. Причем, необязательно высокие. Герой со товарищи отодвигает валун и обнаруживает там нору. Первый рискнувший опуститься в нее, вскоре требует тянуть его обратно: «Там такой холод начался, что я не стерпел!»; второй тоже попытался, добрался чуть глубже, но и он не сдюжил: «Там такой холод начался, я стерпел, а потом жар пошел такой, что я не стерпел!». Только третьему из них удается пройти все слои (Моск, № 24). Герой (Иван Васильевич, кстати) спускается под землю, где встречает старичка (волшебный помощник), который предупреждает его: «Ой /…/ пропадешь ты в этом государстве. /…/ тебя мороз заморозит или жар запечет» (РГСС, № 29). Украинская сказка, повествуя о похождениях москаля в Пекле, описывает случай, когда ему удается выманить чертей из их дома и закрыться внутри. В итоге, замезли даже коренные обитатели данной местности: «чорти змерзли, та так кричать – плачуть» (Рудченко, № 38). В народной легенде, солдат попадает в Ад и получает от черта два ключа: «Что это за ключи?» — «Один от котла, другой от холодной горницы». — «А там что?» — «В котле кипят грешные души, а в холодной горнице мерзнут…» (Легенды, С. 106). В духовном стихе та же картина:
Мразы им будут лютые…
Котлы им будут медные…
(Федотов, С. 109)
Как-то так сложилось в современном родноверии, да и в представлении обычного человека, имеющего хотя бы общие представления о славянском язычестве, что наши языческие предки не знали понятий Ада и Рая, равно как и связанных с ними представлений о посмертном воздаянии за земные дела. При этом нередко ссылаются на греческую или скандинавскую мифологии, где образ потустороннего мира вроде бы не имеет четкого деления на две противоположные друг другу части. При такой точке зрения адские муки (в наиболее ёмком их образе как жарки на сковороде) трактуются как позднейшее христианское влияние, и воспринимаются с улыбкой, как чужое суеверие. Этакий удел ветхих старух. С этим согласиться совершенно не возможно.
1.1. В двух русских заговорах [Молитва на свадбу ехати и Молитва, тем же молитвам замок свадебный] из рукописи, датируемой XVII в. [Великий Устюг], появляется любопытный образ царя Трояна:
«Здыни же, Боже, ветри за святое море Окиян, ко царю ко Трояну, по тридевять ключев морских», «Здуни же, Боже, с небось ветри своим Святым Духом за святое море Окиян, ко царю ко Трояну, по те по тридевят ключей морских святаго моря Окияна и царя Трояна»
[ОЧР, С. 220, 222]
Представление о божестве, мечущем на землю молнии в виде стрел, сохранившееся в славянской традиционной культуре, является наследием индоевропейской древности, когда таким же образом изображались действия бога-Громовержца. В разных традициях Громовержец получал различные имена (Зевс, Юпитер, Индра, Тор, Перун), но неизменным оставалась его отличительная черта – небесное разящее оружие.
Одна из самых больших ошибок — считать, что западные, восточные и южные славяне принципиально отличались друг от друга в плане духовной культуры. Это заблуждение, которого может избежать человек, умеющий мыслить логически и не пренебрегающий фактами. Про невеж речь не идёт: их не переучить, так что пусть пребывают во мраке собственной глупости.
В связи с Масленицей расскажу я вам об одном преступлении.
Мы просим Богов о помощи в разных жизненных случаях, но не всегда эту помощь получаем. Почему так? Ведь просьбы мы сопровождаем дарами, а Боги слышат не только прямо обращённые к ним слова, но даже малые мысли. Однако в чём-то они идут нам навстречу, а в чём-то нет...