Когда речь идёт о народном костюме, нужно, на мой взгляд, избегать такого обобщающего понятие как «русский костюм», «украинский костюм», потому что это не говорит ровным счётом ни о чём.
В каждом регионе (да что там регионе, чуть ли не в каждой деревне!) жители носили совершенно уникальные элементы одежды, какие, подчас, нельзя было встретить нигде больше. Поэтому я стремлюсь к географической точности при изображении костюмов и стараюсь, для начала, хотя бы выяснить этнографический регион, губернию или район. А ещё хочу показать, как многообразно и богато наше ( и не только наше) наследие, какого мастерства достигли в своё время наши предки.
Нет, ну правда, разве можно сравнивать подлинный народный строй с тем недоразумением,что нам выдают, скажем,за «русский» костюм во всяких низкопробных самодеятельностях? Марсианский кокошник да аляповатый сарафан — вот тебе и весь наряд! А ведь многие считают,что на этом женский русский костюм и заканчивается…
«А как же было на самом деле?»
Не берусь бороться с засильем марсианской клюквы, но вот как оно было — постараюсь изобразить :) не без ошибок, возможно, но буду стремиться к тому, чтобы быть как можно точнее.
А теперь к делу:
- Русский костюм старообрядцев «поляков» Алтая, Курской губернии, Вологодской губернии.
Три региона России, географически совсем далёкие
Первая девушка на рисунке одета в костюм старообрядцев «поляков» южного Алтая.
«Поляки» — это потомки русских старообрядцев, жители Орла,Калуги, Воронежа,Ярославля, Новгорода и многих других городов, которые когда-то бежали от религиозных преследований в конце XVII – начале XVIII вв. за тогдашний польский рубеж, в основном на территорию современной Беларуси. После вступления на престол Екатерины II старообрядцы могли вернуться на Родину: они стали заселять (зачастую, принудительно) территории Сибири, в частности, Алтай.
Особенность костюма в том, что он совмещает элементы костюмов как Южной России, так и Русского Севера.
Вы только посмотрите, какая богатая и сложная вышивка на её нарукавнике! Какой необычный тюрбаноподобный головной убор!
Фото взяты из группы: «Клуб ПАРАСКЕВА: ткачество, традиционный костюм»
Вторая девушка одета в праздничный костюм Курской губернии. Такой венок — изюминка Курского костюма. Ещё один обязательный атрибут — это фартук (завеска).
Фото взяты из группы: «Курский клуб народного костюма русская традиция»
И третья девушка — жительница Вологодчины, одета в праздничный костюм молодицы (так называли замужних женщин до рождения первого ребёнка). Тут вам и кокошник, и душегрея — широко известные предметы русского костюма. Не скажу, что это такое «золотое» на её шее. Вероятно, некое шейное украшение, нашиваемое на воротник.
Фото из группы: «Русский традиционный костюм»
2. Украинский костюм Волынского Полесья, Гуцульщины и Среднего Поднепровья
Первая девушка — жительница Волынского Полесья, к которому относятся некоторые районы Волынской и Ровненской областей; регион граничит с Польшей и Беларусью. На моём рисунке девушка из Ровненской области.
Поверх сорочки женщины носили пёструю безрукавку «камизельку»; замужние женщины волосы убирали под чепец, поверх которого завязывали платок «хустку» особым образом — два выпущенных конца повязывали на макушке.
Фото взято из видеоролика проекта «Спадок» и с сайта «Кровець»
А вот и моя любимая Гуцульщина! Находится в Карпатах, до Румынии рукой подать, а включает этот регион некоторые районы Ивано-Франковской, Черновицкой и Закарпатской областей. Обычно я рисую замужних гуцулок, но на сей раз решила продемонстрировать девичий головной убор «уплитку». Ну и как же без знаменитого гуцульского «кептаря», жилетки ? Прекрасная ювелирная вышивка и многообразие узоров и цветов кептаря делают его одним из известнейших элементов костюма гуцулов! Ещё одна характерная черта гуцулок — множество нитей бус-жемчужин «пацьорок», а также шейное бисерное украшение — гердан.
Первое фото — кадр из фильма «Тени забытых предков», второе — с сайта «Кровець»
Третья девушка одета так, как одевались жители среднего Поднепровья: некоторых районов Житомирщины, Киевщины, Черкасчины и др. На ней, по традиции, венок с лентами, вышитая сорочка и безрукавка «керсетка». На шее у нее, помимо кораллового мониста, дукач — это своего рода медальон в виде монеты,украшенный камнями и подвязанный на бант.
Фото 2,3 взяты с сайта «Кровець»
3. Белорусский костюм: Слуцкий, Калинковичский, Малоритский строй
Белорусский костюм стал для меня откровением. Меня поразила гармония цветов, богатство вышивки и изящество женского наряда.
Первая девушка из Слуцка — города в Минской области. И вновь, как и у старообрядцев-поляков, мы видим тюрбаноподобный головной убор — платок, повязанный особым способом. Также девушки носили безрукавку «гарсэт» с глубоким вырезом почти до талии. Заполнялся вырез вертикальной вышивкой сорочки «кашулі» и бусами.
Первое фото — из группы «Беларускі народны строй»
Вторая девушка - представительница Калинковичей,что в Гомельской области. Калинковичская безрукавка «гарсэт» — одна из вершин мастерства белорусского костюма. Цвета яркие, насыщенные, но в то же время они гармонично сочетаются между собой. Также интересен необычный воротник на женской рубашке, который, как и рукава, украшали вышивкой сакрального значения.
Фото из группы «Беларускі народны строй» и белорусской Википедии
И, наконец, третья женщина — жительница города Малориты, Брестская область. Замужние женщины носили достаточно распространённый для Беларуси и Украины головной убор — «намiтку», но малоритская намiтка богато украшена вышивкой красного цвета: узорчатой каймой и звёздами.
Фото из группы «Беларускі народны строй» и белорусской Википедии
На этом всё! Надеюсь, вам понравилось!