Сразу хочу подчеркнуть, что данная статья не является инструкцией о том, как следует и как не следует одеваться на языческих церемониях. В Чехии существует несколько языческих обществ (как "официально" зарегистрированных государством, так и нет), и правила одежды на церемониях и ритуалах у них сильно различаются. И это вовсе не неправильно — конечно, каждая группа имеет полное право устанавливать их по-своему. Одни требуют обязательного наличия специальной церемониальной одежды, другие не требуют ее вовсе. И в мире это ничем не отличается.

Начнем с мира, а именно с Греции. Там группа современных язычников ΟΦΙΩΝ — Ιεροπρακτικός Κύκλος, судя по фотографиям, сделала обязательным для участников своих церемоний ношение церемониальных одежд, вдохновленных античностью. И, надо сказать, выглядит это очень красиво.

Мы останемся в Греции, смотрите следующие фотографии. Язычники Ύπατο Συμβούλιο των Ελλήνων Εθνικών на своих церемониях и ритуалах также носят специально предназначенные для них одежды — точнее, аксессуары к своей обычной гражданской одежде. См. покрывало (или как его еще назвать). Лично мне это очень нравится, и я бы сказал, что это своего рода золотая середина.

02

Если посмотреть на других современных греческих язычников из ΥΣΕΕ Ρόδου-Τελχινίς Ρόδιοι Εθνικοί, то и здесь создается впечатление, что в обязанность участников их религиозных церемоний входит ношение специальной белой одежды, предназначенной для этой цели. И снова — выглядит очень хорошо.

03

Теперь мы переходим к Польше. У Gromada Białożar, похоже, так заведено (и опять же я не могу не похвалить их выбор), что кто хочет, тот надевает на ритуалы специальную церемониальную одежду — а другие там "служат", например, в джинсах или камуфляже. Словом, против вкуса не попрешь.

04

Вероятно, так же считают и польские единоверцы из Коломира — Родзима-Виара-Варминско-Мазурского: Это хорошо видно на фотографии — здесь и классический славянский белый "саван", но и родители с детьми в совершенно обычной одежде. И я уверен, что она подходит этим детям, но попробуйте одеть ребенка в то, что он не хочет носить. Если вы заставите отпрыска стоять вокруг ритуального костра в "гарантированно исторической копии исконной славянской льняной и шерстяной одежды", вы вызовете у малышей только отвращение и будете абсолютно уверены, что ваши дети не захотят иметь ничего общего с язычеством во взрослой жизни.

05

И третье из Польши: Gromada Jawor — опять же можно увидеть смесь обычной одежды и одежды, навеянной славянской историей. Просто, кто хочет быть на церемонии в "гражданской одежде", тот ее имеет, кто хочет "вдохновиться историей", тот ее имеет. Похоже, что и здесь нет никаких правил в отношении церемониальной одежды.

06

Следует, наверное, подчеркнуть, что я пишу о людях и группах, исповедующих современное язычество как свою веру и религию, — они не занимаются "живой историей", т.е. не пытаются реконструировать историческую эпоху для аудитории. Как это выглядит, когда энтузиасты пытаются (и весьма успешно) показать современную жизнь викингов, можно увидеть, например, здесь, у ребят из Музея викингов Лофотр. Если посмотреть на фотографию, то можно заметить, что посетители музея пытаются воссоздать ритуал эпохи викингов, а одеты они совершенно в гражданскую одежду. Так что полезно помнить, что ЛГ и современное язычество — это совсем не одно и то же! Конечно, некоторые реконструкторы (люди, для которых ЛГ является хобби) — язычники, но, конечно, не все. Поэтому говорить, что современное язычество и ЛГ — это одно и то же, нехорошо.

07

Теперь остановимся на Италии, на современных римских язычниках: у Communitas Populi Romani все опять очень "цивильно" и, похоже, вообще не требуется церемониальной одежды для участников ритуала. Здесь я должен признаться, что мне не очень (на самом деле совсем не) нравится их "парковый образ". В конце концов, религиозная церемония должна иметь определенный вид, и не стоит таращиться на проходящих мимо собачников, выгуливающих своих четвероногих питомцев в парке.

08

Кстати, о "парковке" — уже лет пятнадцать в Интернете циркулирует совершенно ужасающая фотография (якобы из США). На ней якобы изображены "американские язычники Асатру" во время своей церемонии в парке. Это просто ужасно. Где хоть какое-то достоинство? Где хоть какая-то духовность или сакральность? Это больше похоже на анонимного тучного человека, сидящего в парке в Богемии. Не так, друзья. Это худшая "реклама" язычества.

09

А как же мы, члены Языческого Круга? Ну, здесь нет и не будет обязательной церемониальной одежды. На наших ритуалах мы носим то, что нам идет — кто-то надевает "славянские плащаницы" и камуфляж, кто-то приходит в джинсах. Мы проводим обряды под открытым небом, поэтому никто не приходит в пиджаке. Хотя, если бы хотели, конечно, могли бы. На фотографии видно мое маленькое тело, так как на ритуалах ПК я обычно ношу воротник. Этот наряд мне очень идет, потому что самой церемонии предшествует сбор дров для костра. И согласитесь, что карманные квадраты и фланель очень практичны для этого. Но вообще-то у нас есть одно правило, касающееся одежды для наших церемоний: Никаких людей в трениках. Взрослый белый мужчина просто обязан иметь хоть какое-то достоинство — а треники действительно недостойны белых мужчин и женщин трудоспособного возраста, как и этот брутальный байкерский гидрокостюм.

10

Итак, подведем итог: у всех языческих групп в мире и у нас правила в отношении церемониальной одежды разные. И это действительно зависит от каждой группы, как они это устанавливают.

Поиск

Журнал Родноверие