Хотя в древние времена река звалась Плесковой, а здешний город, соответственно — Плесковым, мужество жителей нарекло ему другое имя. В самом названии города на реке Пскове, впадающей здесь в другую реку с гордым именем Великая, слышится твердость, отвергающая любые попытки недооценить свое значение в деле обороны русских рубежей.


Вид на Пскову и Гремячую башню

Через Псковщину проходили торговые пути из Северной и Западной Европы в Азию. Понятно, возник торг, а значит, и поселение местных жителей, которым он давал работу. Отсюда и необходимость в их защите за надежными крепостными стенами.

По принятой версии, сам город основан в 903 г. повелением княгини Ольги, происходившей из этих мест. Ее отцу, не самому бедному в округе человеку, принадлежала переправа неподалеку, в Выбутах. Там и пленился красотой и сдержанным достоинством псковитянки юный князь Игорь Рюрикович — и не захотел себе другой жены.

Однажды, стоя на берегу Великой, Ольга вдруг увидела, как неожиданно три солнечных луча, скользнув из-под облаков, сошлись в одной точке на противоположном берегу. «Быть здесь храму святой Троицы», — решила княгиня, и поднялся над прохладными водами собор, ставший главным символом древнего русского города.


Великая башня

Псковский Кром

Крепость на высоком берегу у слияния рек Великой и Псковы издревле называли Кромом. Отсюда и слово «укромное» происходит — укрыться, защитить себя от опасности извне. Сами по себе обрывистые берега — хорошая защита, для усиления которой были насыпаны земляные валы с деревянным частоколом и стрельницами.

Археологи датируют эти укрепления VIII – IX веками, когда на берегах Великой поселились первые славяне-кривичи, постепенно ассимилировав местные чудские племена. С трех сторон защищала город речная преграда, а с четвертой — непроходимые болота. Однако военное искусство не стояло на месте, а потому к началу XII в. появилась первая каменная стена Крома.

Окруженный кремлевской стеной Троицкий собор защищают четыре башни, которые псковичи называли кострами — появились они позже и не раз перестраивались: Кутекрома, Довмонтова (до реставрации XIX в. — Смердья), Средняя и Великая.


Захаб на входе в Кром

За воротами проездных башен начинался захаб — изогнутый проезд, с высоких каменных стен которого на прорвавшихся врагов падали стрелы, камни, копья, лилась смола — и мало кто возвращался из него живым. «Коридорами смерти» называли враги псковские захабы.

Мощная Кутекрома — почти у слияния Великой и Псковы, в северном углу Кремля. Ее перестроили в камне в 1400 г. Усеченный конус башни накрыт высоким шатром. Старинное слово «кут» означает угол. Коническую форму имела раньше и Смердья башня, от которой также начинался захаб, ведущий на вечевую площадь.


Входные ворота под Великой башней

Сейчас туристы попадают в другой захаб, проходя в Кром через Великую (или Троицкую) башню под иконой святой Троицы. А четвертую башню Крома называли не только Средней, но и Снетной. Немало снетков вылавливали в реках псковские рыбаки, а в башне хранились запасы продовольствия на случай осады, еда для сторожевых псов, оружие.

С изгнанием князей новгородцами Псков попал в орбиту влияния вечевой республики — и сам до начала XVI в. управлялся вечевым собранием. Но отношения с Господином Великим Новгородом не всегда складывались ровно, и младший брат порой проявлял строптивость — в 1137 г. он принял на княжение отставленного новгородцами князя Всеволода.

Это был первый князь, избранный псковичами самостоятельно. Он правил здесь недолго, зато успел заложить в Кроме на месте деревянного каменный Троицкий собор, и вообще оставил о себе хорошую память, а впоследствии был причислен к лику святых.


Граница Кремля и Довмонтова города

Новгород отстаивал право на северо-западные земли в бесконечных войнах то с Литвой, то — со шведами, то — с немецкими рыцарями. А в первую очередь под удары с севера и запада попадали Псков и другие города Псковщины — Изборск, Гдов, Остров, Порхов… В результате предательства одного из псковских бояр город в 1240 г. был сдан немецким рыцарям.

Освобождал его Александр Невский, после чего вывел своих ратников на лед Чудского озера, где и произошло решающее сражение с орденом. В нескольких километрах от города недавно установлен памятник князю и его дружине — героям Ледового побоища.


Довмонтова башня

В результате междоусобицы в Литве убежище в Пскове нашел со своей дружиной князь Довмонт. Псковичи с уважением приняли изгнанника, после чего он крестился с именем Тимофея и на 30 с лишним лет стал псковским князем, сильной рукой обороняя ставшую ему родной землю.

Довмонт Псковский нанес захватчикам ряд чувствительных поражений. При этом он ничем не запятнал свое имя, был верным слову и чтил православные святыни. Последний свой бой Довмонт принял в 1299 г., отбросив от города силами всего лишь малой дружины осадивших его немцев.

Через несколько месяцев князь скончался, став жертвой эпидемии, и под плач горожан был погребен в Троицком соборе. Он тоже стал русским православным святым, и, наряду с княгиней Ольгой и князем Всеволодом — небесным покровителем Пскова.

Неприступные псковские стены

К XIII в. Псков разросся и разбогател. Князь Довмонт приступил к строительству второго пояса оборонительных сооружений, получившего позже название «Довмонтов город». Новая стена охватила посад и соединилась с Кромом.

Внутри Довмонтова города разместились княжеские палаты и появилось множество храмов, построенных благочестивым князем в благодарность православным святым, в дни празднования памяти которых он одерживал победы. Эти небольшие постройки к нашим дням не сохранились, но фундаменты их обнаружены археологами и законсервированы.


Приказная палата, Перси и фундаменты строений Довмонтова города

Стены Довмонтова города прикрывают две четырехгранные башни — Власьевская, с запада, у реки Великой, и Рыбницкая — на востоке, со спуском к Пскове. В конце XVIII в. Рыбницкую башню разобрали. Она была восстановлена в 1972 г., хотя и немного смещена от прежнего места.

Спустя десять лет после кончины Довмонта городским посадником Борисом было предпринято строительство новой стены от Петропавловского храма до берега реки Великой, что увеличило площадь защищенной части города в несколько раз. В 1323 г. осадившие Псков немцы долго били по его стенам и башням из осадных орудий — но город устоял, а благодаря подошедшей помощи из Изборска и — на этот раз — из Литвы, не ладившей с орденом — враг был отброшен.


Власьевская башня

При этом ни Новгород, ни далекая Москва подмоги не прислали — возможно, это также повлияло на провозглашение Псковом в 1348 г. независимости от старшего брата. В Пскове утвердилась вечевая республика: избирались посадники, приглашали и отправляли восвояси князей, а в реальности дела вершили крупные боярские группировки.

Строительство укреплений продолжалось. Перестроили и надстроили южную стену Крома, именуемую Перси — грудью готовую встретить врага. (По мнению некоторых исследователей, псковские перси — это сохранившиеся, более старые и низкие стены, принимаемые за основания при возведении новых, более высоких стен и башен-костров).


Перси

Восстановили обрушившийся Троицкий собор. Появилось несколько монастырей с весьма крепкими строениями. А во времена правления Дмитрия Донского началось (1373 — 1395) возведение стен Среднего города: каменные укрепления заменили на земляных валах дубовые, были построены несколько башен, а толщина старых каменных стен, сложенных из плитняка — увеличена до 4-6 метров, чтобы противостоять применению камнеметов и пушек.

Ранее эта часть Пскова именовалась Застеньем, а Средним городом стала называться с появлением в конце XV в. пятого оборонительного кольца, окружившего Полонище (уже застроенное домами поле) — стен Окольного города. Застенье помогло псковичам выдержать осаду рати «старшего брата» — в 1394 г. город осадили новгородцы, но взять приступом не смогли и отступились.


Покровская башня с проездными воротами

А новые городские стены сумели сдержать и натиск немецкого войска в 1480 г., когда Великому князю Ивану III было не до северных рубежей, и многие последующие штурмы, вплоть до приступивших к Пскову войск Стефана Батория и, позже, армии шведского короля Густава-Адольфа.

После включения города в 1510 г. в состав Московского государства вече ликвидировали, вечевой колокол сняли и увезли, а часть наиболее подозрительных псковичей с семьями переселили поближе к Москве. Зато вопросы строительства и содержания городских оборонительных сооружений взял на себя Великий князь.

Чтобы обезопасить город с воды в верхнем течении Псковы были построены деревянные (затем перестроены в камне) Верхние решетки, а потом, в устье реки — Нижние. К ним от Кутекромы вела крепостная стена, завершаясь массивной Плоской башней, а в продолжение Нижних решеток встала Высокая, или Воскресенская башня. Сейчас здесь идет реконструкция.


Покровская башня

Число псковских крепостных башен увеличилось до сорока. Одна из них, расположенная в юго-восточном углу Окольного города, Покровская, стала самой мощной в Европе — ее периметр достигал 90 метров при 42-метровой высоте (с шатром). Считается, что башня имеет округлую форму, но в действительности она несколько «сплющена», и это придает ей больше выразительности.

У Верхних решеток возвели Гремячью башню, ранее называвшуюся Козьмодемьянской — рядом располагался одноименный монастырь, от которого до наших дней дошел лишь храм Косьмы и Дамиана на Гремячей горке. С этой башней связывают несколько мистических преданий. Например, якобы здесь спит завороженная княжна. И разбудить ее можно… нет, не поцелуем, а чтением псалмов 12 ночей подряд. Тогда она проснется, а герой получит бочку золотых, что невидимо гремят в башне по ночам.


Гремячая башня над рекой Псковой

Другая легенда гласит, что осадившие город враги замучили в башне псковского князя. Но он и тогда не смирился, а в решающий момент боя призраком явился тевтонцам, и те в ужасе бежали. А в башне и поныне в ночь его гибели слышен звон цепей.

По третьей легенде, что рассказывают псковичи, некий загулявший ремесленник, возвращаясь в полночь домой, неожиданно встретил друзей, затащивших его в кабак. На всякий случай усомнившийся мастеровой перекрестился — и в тот же миг «друзья» пропали, а он вдруг очутился на самом верху башни, откуда чуть не свалился.

Последнее предание напоминает чем-то кельтское сказание о башне старого Пака, что неудивительно — торговый город Псков поддерживал отношения со многими странами Ганзейского союза и вообще Западной Европой, а устное народное творчество не знает границ.

Защитники России

Героическая оборона Пскова от войск Стефана Батория во многом помогла Ивану Грозному завершить многолетнюю войну с Западом на относительно почетных условиях. Стотысячная армия польского короля 26 августа 1581 г. подступила к городу и начала осаду по всем правилам военного искусства. Ей противостоял псковский гарнизон, насчитывавший шесть тысяч дворян, казаков и стрельцов, а также 10-тысячное городское ополчение.

В сентябре, сосредоточившись на юго-восточном участке укреплений, поляки смогли пробить брешь в стене, с тех пор именуемую Баториевым проломом, и захватили было две башни — Покровскую и Свиную (Свинузскую). Поляки врывались в город, завязалась рукопашная схватка.


Баториев пролом

По преданию, в этот страшный для города момент произошло явление Богородицы слепому старцу Дорофею. Из Троицкого собора к месту сечи двинулся крестный ход. Псковичи несли иконы, звучали церковные песнопения. Ободренные этим русские воины отбросили захватчиков, сумели освободить Покровскую башню и взорвать Свиную, похоронив вместе с ней не только сотни уже готовых праздновать победу неприятелей, но и все надежды Батория на скорое взятие города.

Всего же защитники Пскова под руководством Ивана Шуйского отбили 31 приступ и совершили свыше 40 вылазок, атакуя врага, а потом и выдержа блокаду. Другие источники говорят, что и вылазок, и отбитых приступов было много больше. Осада длилась пять месяцев, до февраля следующего года.


Монумент «Ледовое побоище» на горе Соколихе

Пади к ногам шляхтичей Псков — и оборонять Россию до самой Москвы было бы некому: Новгород и Тверь не так давно были обескровлены после известного похода Ивана Грозного, решившего покарать эти города за измену. Псков от царского правежа спас городской юродивый Николай Саллос, сумевший остановить карающую длань государя.

Останки этого божьего человека до сих пор покоятся в Троицком соборе вместе с мощами князей Всеволода, Довмонта и игумена Снетогорского монастыря преподобного Иоасафа, убитого вместе с монахами тевтонцами еще в 1299 г.

Вскоре был заключен мир. Да, выход к Балтике и Смоленск сохранить не удалось, но Псков и Новгород не отдали, и враг ушел. А потом было Смутное время, и в Пскове разразилась чуть ли не гражданская война.


Кафе на крепостной стене

Город поддержал второго самозванца, а затем и еще одного — и все из-за попытки царя Василия Шуйского вступить в союз со шведами, а потом призвания московскими боярами на русский трон польского королевича. Город не сдался ни Литовскому, ни шведскому королю.

В Северную войну Псков стал военной базой петровских войск. Сюда Петр отступил после поражения под Нарвой. Тогда в городе были возведены дополнительные земляные укрепления, а на стенах появились десятки новых пушек. Но война завершилась поражением неприятеля, российские границы отодвинулись на запад, и про оборонительное значение псковской крепости забыли.

Она, конечно, сильно пострадала в Великую Отечественную. За три года оккупации были уничтожены промышленные и сельскохозяйственные предприятия Псковщины, нанесен огромный урон культурному наследию, а от полуторамиллионного населения области осталась только треть. Свыше ста тысяч советских военнопленных погибли в двух концлагерях, устроенных оккупантами в Пскове и рядом с ним.


На день освобождения, 23 июля 1944 г., в городе оставалось не более 10 тысяч жителей. Отступая, враги заминировали многие здания, оставили смертоносные ловушки на улицах и площадях. Пришлось потрудиться советским саперам. Трое из них погибли при разминировании Троицкого собора. Но Псков отстроился, вновь заработали заводы и фабрики. И многие памятники старины в городе удалось восстановить.

Сегодня этот северный суровый город можно считать музеем под открытым небом. В целом реставрация, идущая с первых послевоенных лет, вернула нам исторический облик Псковского Кремля. Можно видеть укрепления Крома, фундаменты построек Довмонтова города, посетить Троицкий собор, уникальные псковские храмы, Мирожский и Снетогорский монастыри.


Стена Окольного города

Стены Среднего и Окольного городов частично восстановлены, а остатки их, как и возвышающиеся земляные укрепления, то тут, то там предстают глазам путешественников. Конечно, не все башни псковской крепости дожили до наших дней. Но реставрационные работы продолжаются.

Подземные ходы засыпаны во избежание несчастий, а псковичи рассказывают туристам, как, мальчишками, они забирались в подвалы Гремячей башни или находили в огородах старинные монеты. С гостями города здесь очень приветливы, и историей своей гордятся. Недаром — только трижды за всю более чем 1000-летнюю историю враг смог войти в город — и то ненадолго.


Петровская башня. От нее защитники города в 1581 г. вели контрминные галереи

Семьсот лет русской истории — от Александра Невского до Первой мировой — Псков вообще оставался неприступным, устояв в сотне войн и нашествий. Исстари псковичи — от дружинников в кольчугах и шеломах до псковских десантников — заступали путь врагу и одерживали победы, часто в неравных боях. Так что почетное наименование города воинской славы Псков носит более чем заслуженно.

Поиск

Журнал Родноверие