ДЬЯКОВО: В бывшей деревеньке Дьяково — существует большой овраг, прозываемый Голосовым, который некоторые считаются местом «таинственным» и «аномальным». Внизу два огромных камня — «Девий камень» и «Гусь камень». В 60-х годах этот овраг стал частью Москвы, однако никто ничего здесь особо не строил. (скорее всего из-за рельефа местности или слабых грунтов). Данное место объявили лесопарком, включив в состав музея-заповедника “Коломенское” (на реке Москва, в юж. части Москвы).

ГОЛОСОВОЙ ОВРАГ: Расположен строго с запада на восток. По дну оврага течет ручей, образованный родниками (Температура ручья круглый год около +4. Зимой она не замерзает даже в самые морозные ночи). Предание рассказывает, что родники эти – следы коня Георгия-Победоносца. Овраг условно разделяет Коломенское на две почти равные части. Одна из них – цивилизованная. Здесь сосредоточены музеи, кафе и смотровая площадка. Другая часть – «дикая». Это заросшие травой холмы, небольшие рощицы и старый фруктовый сад. В древности Голосовой овраг, возможно, называли “Волосов” — в честь древнего божества Волоса или Beлеса, властителя подземного мира, покровителя домашних животных и торговли, сказителей и людей знаний — Волхвов, а также связанного с земледелием и урожаем.

«Волосов» — происходит от “волохатый”, то есть мохнатый, как ведмедь, также как и имя «Волхв», связанно с мифами о чародее – оборотне Вольге, созвучно и былинным богатырями — великанами — «Волотами». (Если «Голосов» овраг ранее назывался «Волосов», это может указывать на местонахождения где-то на данной территории древнеславянского святилища).

КАМНИ: Один гладкий и называется Девий, а другой — пупырчатый, будто бы покрытый «гусиной кожей» — именуется Гусем. По преданиям, именно рядом с Гусь-камнем провалился во времени отряд татар Девлет — Гирея.

Вес «Гусь-камня» — около пяти тонн каждый. Причем основная масса находятся в земле. На поверхность выходят небольшие вершины. Один из камней лежит на дне оврага, другой – на его высоком склоне. Легенда гласит, что это останки змея, с которым бился еще Георгий Победоносец, тк по преданию, именно здесь проскакал Георгий Победоносец (из Каппадокии прискакал, видимо ).

В действительности, это отголоски древнего индоевропейского мифа о Змеебореце, а один из камней, похожий на двухметровую подкову покрытую чешуей – скорее Ящер.

Нижний из камней — “Гусь”. Считается, что, если на нем посидит мужчина, его “мужская” сила усилится. Верхний именуют “Девьим камнем”, и лечит им женские хвори.

Связано ли это место со Славянами, или с жившими тут ранее Финскими племенами ? Как правило подобные места почитались у всех народов, и почитание «переходило» и к новому этносу.

Если рассматривать связь с древними фино-уграми, населявшими данную территорию в РЖВ, до массовой славянской колонизации, то есть финно-угорская женская подземная богиня, а гусь — священная птица финно-угорской мифологии, плавающая в подземном океане и сотворившая некогда все сущее. (впрочем, можно отметить определенную похожесть мифологических сюжетов).

ЛЕНТЫ: Считается, что камни не утратили своих волшебных свойств до сегодняшних дней. Достаточно прикоснуться рукой к их поверхности и загадать желание. Для верности можно завязать ленточку на ветвях соседнего дерева. И тогда камни, в которых по преданиям до сих пор живут духи древних богов, обязательно помогут осуществить мечту.

"МОСКОВСКИЙ СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК" Что интересно, по преданиям, видели “волосатых людей” в Голосовом овраге Коломенского, принимая их не то за "нечисть", не то за "призраков". Подобное описано и в хрониках времен Ивана Грозного. В 1926 году милиционер наткнулся в густом тумане на “заросшего шерстью дикаря” ростом 2,5 метра и выпалил в него всю обойму из пистолета. Призрак растаял в тумане. Этот случай был описан в статье А.Рязанцева "Пионеры ловят лешего". (Тут возникает еще одна версия названия этого места, а именно «Голосового» оврага – возможно, название связано также и с понятием «голос» — «голосить — кричать — кликать», начиная от эффекта эха в туманной дымке – овраг то сырой, с ручьем и родниками, до древнего выражения «Див кличит» . Начиная от индоевропейских корней слова Див, его мифологической сущности, [daiva- diu— «светить», «небо»], и вспоминая прибалтийского Диеваса — высшее божество, бог неба (и бог леса также). Славянское «Дивъ» [divъ, deiwos] возможно, там ранее бытовали легенды о Диве, которые позднее трансформировались. И в «Голосовом» овраге, когда-то и вправду бывало, что «Див кличет»).

"ЧЕРТОВ ГОРОДОК": Если пересчитать ступеньки на каменной лестнице к ложу оврага — их шестьдесят шесть. А дальше, по направлению к Москве-реке — еще восемнадцать, то есть три раза по шесть. Обустраивая сады-огороды, здешние крестьяне на месте ступенек не раз натыкались на человеческие кости и прозвали это место “чертовым городком”. Правда, это более поздняя легенда. ( «Чертовыми городками» или «Чертовыми городищами» как правило, называют в народе древние Балтские или Славянские или Финские городища и святилища, камни-мегалиты, и вообще – загадочные, Дивьи места).

"ИСЧЕЗНУВШЕЕ ПЛЕМЯ": Археологами установлено: именно на холме близ Голосового оврага у д. Дьяково, находилось укрепленное поселение финского племени, найдены и кости — следы ритуальных жертвоприношений. Впоследствии древние фино-угры и сами «растворились» во времени — в начале VIII в. н. э. отмечают упадок и исчезновение их культуры. Территории эти постепенно колонизировались славянами: Самый ранний этап – «первая славянская волна переселенцев» в кон. IV — V в.н.э. (Седов В.). Потом, в 9-10 и в 11-12 веках – уже массовое заселение финских земель — Кривичами с Запада, Вятичами – вниз по Оке, подходили в эти финские земли и Словене с СЗ, от Волго – Балтийского торгового пути, перемещались туда и славяне с южного, Приднепровского региона, в период Киевской Руси. На ранних этапах жили с местными народами бок-о бок, чересполосно, со временем финское население было полностью ассимилировано славянами (или частично вытеснено на окраины).

Ну, и еще немного Дьяковских легенд – преданий Коломенского.:

"ПРОВАЛ ВО ВРЕМЕНИ": В документах полицейского управления Московской губернии XIX века отмечаются случаи загадочного исчезновения жителей соседних сел. Двое крестьян деревни Садовники, Архип Кузьмин и Иван Бочкарев, без вести пропавшие еще в 1810 году, вдруг появились... в 1831-м! Они рассказали, что возвращались ночью домой из соседней деревни и решили пройти Голосовым оврагом, хотя это место считалось “нечистым”. На дне долины клубился густой туман, в котором вдруг возник какой-то “коридор, залитый белесоватым светом”! Крестьяне пошли туда и встретили заросших шерстью людей, которые знаками попытались указать им обратную дорогу. Крестьяне продолжили путь, а придя в деревню, увидели своих жен и детей постаревшими на двадцать лет. В дело вмешалась полиция. По настоянию следователей в овраге провели эксперимент, в ходе которого один из крестьян снова исчез в тумане и назад уже не вернулся. Другой, увидев это, впал в депрессию и впоследствии покончил с собой. Этот случай описан в газете "Московские Ведомости" от 9.07.1832 года. Документы Полицейского управления Московской губернии, относящиеся к Коломенской волости за период 1825-1917 гг., неоднократно отмечают случаи загадочного исчезновения людей среди жителей сел Коломенское, Дьяково, Садовники и Новинки.

"ВОИНЫ ИЗ ПРОШЛОГО": В летописи XVII века описывается удивительная история. В 1621 году у ворот царского дворца в Коломенском неожиданно появился небольшой отряд татарских всадников. После того, как их взяли в плен стрельцы, всадники рассказали, что они — воины хана Девлет-Гирея, войска которого пытались захватить Москву в 1571 году, но были разбиты. Надеясь уйти от преследования, конный отряд спустился в Голосов овраг, окутанный густым туманом. Татары провели там, как им казалось, несколько минут, а вынырнули лишь через 50 лет. Один из пленных говорил, что туман был необычный, отсвечивающий зеленоватым цветом, но в страхе перед погоней на это никто не обратил внимания. Царь Михаил Федорович приказал учинить дознание, которое показало: татары, скорее всего, говорили правду. Даже их оружие и экипировка уже не соответствовали вооружению того времени, а больше походили на устаревшие образцы середины XVI столетия. (Может это из разряда мифов, но в принципе, похожие случаи отмечаются много где на земле).

"ВРАТА В ПОДЗЕМНЫЙ МИР": В 1995-96 гг. ученые из Института общей физики провели в Коломенском замеры электромагнитных полей. Москва стоит на Русской платформе, очень прочном геологическом образовании, но у каждой платформы есть свои разломы. Один из самых больших как раз проходит под Голосовым оврагом. Здесь обнаружены и следы древней вулканической деятельности. Стрелка компаса указывает с разных мест не на север, а в эпицентр заколдованного оврага...(«Пляски» компаса, в прочем могут объясняться магнитной аномалией — залежами железо -содержащих пород).

"ТАИНСТВЕННОЕ ПОДЗЕМЕЛЬЕ": Дьяковская церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Неизвестна точная дата постройки этого пятиглавого храма, но историки предполагают, что был он заложен Иоанном Грозным в 1547 г. в память о венчании на царство. Именно в Коломенском искал таинственную библиотеку Грозного археолог И.Стелецкий. В 1938 г., обследовав холм, который венчает церковь Усекновения главы, Стелецкий обратил внимание на холмистый участок между крутым обрывом и поймой Москвы-реки. Он как-то выделялся среди окружающего рельефа неестественной формой. Археолог проконсультировался с геологом, который подтвердил его догадку: это искусственное образование, состоящее из отвала песчаной породы, в то время как верхние слои почвы содержат суглинок. Отсюда вывод – в самом деле, на Дьяковском холме велись масштабные земляные работы. Приступив к раскопкам, археолог на глубине семи метров наткнулся на массивную известняковую кладку. Но поскольку раскопки велись на территории церковного кладбища, вскоре, по требованию жителей села Дьякова, их пришлось свернуть.

"ЗАГАДОЧНАЯ ЛЕСТНИЦА": В преддверии московской Олимпиады-80 главный инженер управления «Мособлстройреставрация» В.Поршнев руководил ремонтными работами в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, тогда бесхозной и заброшенной. В центре храма, ближе к алтарной части, была обнаружена снятая белокаменная плита пола, а под ней утрамбованный песок. Когда рабочие начали его разгребать, открылись ступени из белого камня, под острым углом уходившие вниз, в сторону западной стены. Над ступенями и лазом обнаружился свод из большемерного кирпича. Прокопали метра полтора – лестница уводила дальше. Главный инженер и ведущий архитектор-реставратор Н.Свешников распорядились приварить металлическую дверь и навесить замки. Пока вели переговоры с руководством музея-заповедника "Коломенское" о продолжении работ, кто-то ночью сшиб замки и прокопал лаз в глубь метра на четыре. Увидев это и не имея средств на продолжение работ, Свешников с Поршневым решили обезопасить интересный объект: засыпали его песком, утрамбовали, примерно на полметра залили бетоном и вернули на место белокаменную плиту...

"ВЕРСИЯ ХРАНИТЕЛЯ МУЗЕЯ": О поисках Стелецкого бывший главный хранитель музея "Коломенское" В.Суздалев говорил, что археолог искал библиотеку сначала в шатровой церкви Вознесения. Закладывая шурфы в фундамент сооружения, он очень раздражал реставратора Коломенского, архитектора П.Барановского, который обращался к властям с требованием запретить Стеллецкому портить памятник. Что касается подземных пустот в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, то церковь была оборудована печно-воздушной системой отопления, и, скорее всего, полагает Суздалев, на один из каналов этой системы и наткнулись строительные рабочие в 1980 году. Да еще старожилы музея рассказывали, что в 1929 г. (через три года после того, как в тех местах видели "лешего") сам Барановский раскопал под алтарем усыпальницу священника Дьяковской церкви.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: Добираться лучше бывшими яблоневыми "садами и огородами", не от центрального входа в музей-усадьбу, со стороны метро Коломенское и кинотеатра "Орбита", а от метро — "Каширская".

PS

Дьяковская культура — археологическая культура РЖВ: VII в. до н. э. — V в. н.э., на территории Московской, Тверской, Вологодской, Владимирской, Ярославской, частично Смоленской областей, на самом СЗ Калужской области, встречаются отдельные памятники Дьяковцев и на С Тульской области. Название культура получила по Дьякову городищу у села Дьяково (ныне в Москве, в черте музея-заповедника Коломенское).

Носители Дьяковской культуры обычно считаются предками племён Мери и Веси, тогда как племена родственной ей Городецкой культуры отождествляют с предками Муромы, Мещеры и Мордвы. (Хотя вполне обоснованной выглядит версия о славянском субстрате, как минимум, в части Дьяковских памятников -главным образом, на Верхней Волге).

Обе культуры, Дьяковская и Городецкая, являются потомками культуры Текстильной (иначе сетчатой) керамики, района Волго — Окского междуречья и Верхней Волги, существовавшей в эпоху поздней Бронзы; оттуда Дьяковцы (а ранее их предки – к-ра Текстильной керамики) двинулись по берегам рек на Запад, занимая новые регионы на рубеже поздней Бронзы и РЖВ. Двигаясь на запад, Дьяковцы сменили Абашевскую и остатки Фатьяновской к-р, причём археол. данные свидетельствуют о достаточно серьезных столкновениях и борьбе между Дьяковцами и поздними Фатьяновцами.

Вытеснение финскими пришельцами ранне — скотоводческих (очевидно индоевропейских по языку) племен объясняется, скорее всего, изменением климата и соотв. форм хозяйствования. В тот период ранне — скотоводческие племена переживали кризис из-за неблагоприятных для них климатических изменений: на рубеже поздней Бронзы и РЖВ, когда сухой и континентальный Суббореал (3000 год до н.э. – 500 год до н.э ), с характерным для него широким распространением степей, начал постепенно меняться на более влажный и холодный Субатлантикум ( 500 год до н.э. – и по сейдень), что повлекло исчезновение больших степных и лесо-степных пространств.

С середины I тыс. н. э. Дьяковская культура приходит в упадок, и археологические свидетельства её окончательно исчезают в VIII в.н.э. При этом никаких признаков внешней катастрофы (вражеское нашествие и т. п.) не наблюдается. При этом загадкой остается тот факт, что, между исчезновением Дьяковцев и появлением Славян наблюдается перерыв в 200-300 лет.

По лингвистическим данным ( гидронимика и топонимика региона) — есть свидетельства о существовании ранних славяно-финских контактах . Это заставляет гипотетически продлевать поздний этап Дьяковской культуры почти до Х века, предполагая, что Славяне в 9-10 вв. застали финское население и, видимо, ассимилировали, или вытеснили его.

Однако, в последнее время устанавливается взгляд на более раннее проникновение славян в данный регион (с конца IV -V — VI в. н. э., изначально под влиянием гуннского нашествия). Академик В. В. Седов называет это «первой волной славянского переселения»; её свидетельствами являются височные кольца, близкие кольцам кривичей, находимые в частности в Позднедьяковских слоях. Сейчас уже выделяют в Волго — Клязьменском междуречье Мерянскую культуру VI — IX вв. как, возможно, метисную, финско-славянскую.

*Впоследствии ПВЛ, описывая ситуацию в конце I тысячелетия н.э., отмечает Мерю в районе Ростова (Великого), Весь — на Белоозере, Мурому — в Муроме.

Меря, меряне — финно-угорское племя, проживавшее на территории современных Владимирской, Ярославской, Ивановской, восточной части Московской, восточной части Тверской, части Вологодской и западной части Костромской областей РФ.

Мокшане — этническая группа мордвы, говорящая на одном из двух мордовских языков волжско-пермской подгруппы; иногда выделяют как отдельный мордовский народ наряду с эрзянами. Историческая территория проживания Мокшан — земли к югу и юго-востоку от Москвы: помимо современной Мордовии, это, прежде всего, Рязанская, Тамбовская и Пензенская области, а также восточная часть Тульской области и южные районы Подмосковья (Серпуховский, Серебряно-Прудский, Зарайский).

Эрзя, эрзяне — этническая группа мордвы, составляющая большую часть этого народа, или отдельный мордовский народ наряду с Мокшанами. Язык — эрзянский финно-волжской подгруппы уральской семьи. Эрзяне проживают в бассейне рек Мокша и Сура, а также Волги и Белой. Ещё до славянской колонизации, Эрзяне проживали к северо-западу от Мокшан, на территории современной Рязанской и Нижегородской областей

Мещера — древнее племя, родственное эрзя и муроме. Расселялось по среднему течению Оки (Мещёрская низменность). Язык финно-пермской группы (точнее — волжско-финской) — мещерский.

Мурома — финно-угорское племя, которое с середины 1 тысячелетия нашей эры жило в бассейне нижней Оки. Упоминается в Повести временных лет как неславянское и живущее у впадения Оки в Волгу. Было родственно мордве, происходит от племен Городецкой к-ры, и отчасти смешением с Балтской Мощинской культурой (летописная Голядь). К XII веку было ассимилировано восточными славянами .

Поиск

Журнал Родноверие